Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

Людмила Максимова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений о правильной артикуляции звука [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата

- формировать навык фонематического слуха на звук [Р]

- нормализация мышечного тонуса

- развитие речевого дыхания

- автоматизация звука [Р] в обратных слогах, словах и предложениях.

3. Коррекционно-воспитательные

- воспитание навыка самоконтроля

Оборудование:

- зеркало

- картинки для артикуляционной гимнастики

- шарик из ваты

- карточки для анализа артикуляции звука

- карточки для чтения слогов

- игра «Найди пару»

Этапы Содержание

Орг. момент

Приветствие, настрой на работу.

Развитие мелкой моторики.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний. Безымянный и последний,

Наш мизинец, малышок! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять,

И движенья выполнять…

Мы рога козы покажем,

И рога оленя даже…

И про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Нужно с пальцами дружить!

Мимическая гимнастика.

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

Артикуляционная гимнастика.

Выполним упражнения:

«Часики»:

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Вкусное варенье»:

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму, И остатки оближу.

«Чистим зубы»:

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи, и внутри,

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

«Лопаточка»:

Язычок лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять И подсчет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Чашечка» и «Чашечка в шкафу»:

Язык широкий положи,

Его края приподними – Получилась чашечка, Почти круглая она.

В рот ее ты занеси и немножко подержи.

И края к зубам прижми.

«Маляр»:

Красить потолок пора, Пригласила маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к небу поднимаем, Поведем вперед – назад – Наш маляр работе рад!

«Лошадка»:

Я лошадка Серый Бок! Цок – цок – цок цок. Я копытом постучу, Цок – цок – цок – цок.

Если хочешь – прокачу! Цок – цок – цок – цок.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Покажи три фокуса»:

Фокус первый: держи шарик перед губами, сделай трубочку из губ, выдыхай плавно через вытянутые вперед губы.

Фокус второй: держи шарик перед губами, сделай лопаточку из языка, выдыхай плавно с лопаточки.

Фокус третий: держи шарик у носа, подними язык к верхней губе, выдыхай резко на кончик языка.

Объявление темы.

-Послушай и отгадай загадку:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком?

-А ты знаешь как рычит собака? А какой звук мы слышим когда рычит собака? (звук Р). И сегодня на нашем занятии мы будем работать с этим звуком.

Анализ артикуляции звука.

-А сейчас давай вспомним, как мы произносим звук «Р», посмотри на картинки и выбери правильную.

-При звуке «Р» Губы в улыбке или округлены?

-Зубы сомкнуты или разомкнуты?

-Язык вверху или в низу?

-Воздушная струя теплая или холодная?

-Голосовые складки работают или отдыхают?

Характеристика звука.

- Cкажи, а какой у нас звук «Р»? Гласный или согласный? (согласный)

- Почему согласный? (воздух встречает преграду – зубы и язык)

- А звук твердый или мягкий? (твердый)

- Звонкий или глухой? (звонкий, горлышко работает)

Индивидуальное произношение звука.

- А теперь давай по рычим как собака: тихо, громче, громко.

Развитие фонематического слуха.

- Скажи, с каким звуком мы сегодня работаем? Сейчас мы будем ловить звук «Р», я буду произносить звуки, а ты как услышишь звук «Р» подними карточку, на которой нарисована буква «Р».

А, Д, Р, У, Е, К, Р, Я, Н, Р, З, Р…

ОР, КА,РО, ЕР, РА СА, ЛУ, РЫ…

Автоматизация звука в слогах.

Посмотри на карточки, давай прочитаем, что на них написано:

РА- РО- РУ; РЫ- РО- РА; РЭ-РА-РУ;

АР-ОР-УР; ЫР-ЭР-АР; АР-ОР- АР.

РА – РА – РА – высокая гора, РО – РО- РО – У Тани новое Ведро,

РУ – РУ – РУ – мышка спряталась в нору,

РЫ – РЫ – РЫ – у нас воздушные шары.

Автоматизация в словах и предложениях.

Игра «НАЙДИ ПАРУ»

Струя (какая) трудолюбивый

Друг (какой) быстрая

Кедр (какой) верный

Дровосек (какой) старый

Роза (какая) красная

А теперь давай составим предложение с нашими словами: например: У нас во дворе стоит старый кедр.

Игра «ИЗМЕНИ ПО ОБРАЗЦУ»

Я строю горку. Ты…. Он…. Мы…. Вы…. Я дружу с Петром. Ты…. Он…. Мы…. Вы… .Они… .

Итог.

- С каким звуком мы сегодня работали? – Вспомни по картинкам как правильно нужно говорить звук «Р». – Молодец ты сегодня хорошо поработал на уроке. Занятие закончено.

Домашнее задание.

Выучить чистоговорки:

РА – РА – РА – высокая гора,

РО –РО- РО – У Тани новое Ведро,

РУ – РУ – РУ – мышка спряталась в нору,

РЫ – РЫ – РЫ – у нас воздушные шары

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Автоматизация звука [C] в слогах, в словах. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Составили воспитатели: Шабалина О. В., Малетина В. Н. Тема: Автоматизация звука [C] в слогах, в словах (индивидуальное занятие) Цель: автоматизировать.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Лэпбуки
  • ПДД
Автор публикации:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 10:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс овощи из фетра и поролоновой губки.
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер - класс овощей из фетра и поролоновой губки. Для изготовления овощей из фетра нам понадобиться: -...
Мастер-класс «Собачка из помпонов».
Мастер-класс "Собачка из помпонов". Добрый вечер, дорогие коллеги! В преддверие Нового года Собаки предлагаю Вашему вниманию мастер-класс изготовления...
Оформление музыкального зала
Всем здравствуйте! Скоро наступит самый волшебный праздник в году - Новый год! Новый год - это самый яркий, запоминающийся праздник в детском саду! Дети...
Картотека тематических игр и упражнений (1 часть)
Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые помогут расширить...
Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации...
Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены стулья....