Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

Людмила Максимова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений о правильной артикуляции звука [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата

- формировать навык фонематического слуха на звук [Р]

- нормализация мышечного тонуса

- развитие речевого дыхания

- автоматизация звука [Р] в обратных слогах, словах и предложениях.

3. Коррекционно-воспитательные

- воспитание навыка самоконтроля

Оборудование:

- зеркало

- картинки для артикуляционной гимнастики

- шарик из ваты

- карточки для анализа артикуляции звука

- карточки для чтения слогов

- игра «Найди пару»

Этапы Содержание

Орг. момент

Приветствие, настрой на работу.

Развитие мелкой моторики.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний. Безымянный и последний,

Наш мизинец, малышок! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять,

И движенья выполнять…

Мы рога козы покажем,

И рога оленя даже…

И про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Нужно с пальцами дружить!

Мимическая гимнастика.

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

Артикуляционная гимнастика.

Выполним упражнения:

«Часики»:

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Вкусное варенье»:

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму, И остатки оближу.

«Чистим зубы»:

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи, и внутри,

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

«Лопаточка»:

Язычок лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять И подсчет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Чашечка» и «Чашечка в шкафу»:

Язык широкий положи,

Его края приподними – Получилась чашечка, Почти круглая она.

В рот ее ты занеси и немножко подержи.

И края к зубам прижми.

«Маляр»:

Красить потолок пора, Пригласила маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к небу поднимаем, Поведем вперед – назад – Наш маляр работе рад!

«Лошадка»:

Я лошадка Серый Бок! Цок – цок – цок цок. Я копытом постучу, Цок – цок – цок – цок.

Если хочешь – прокачу! Цок – цок – цок – цок.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Покажи три фокуса»:

Фокус первый: держи шарик перед губами, сделай трубочку из губ, выдыхай плавно через вытянутые вперед губы.

Фокус второй: держи шарик перед губами, сделай лопаточку из языка, выдыхай плавно с лопаточки.

Фокус третий: держи шарик у носа, подними язык к верхней губе, выдыхай резко на кончик языка.

Объявление темы.

-Послушай и отгадай загадку:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком?

-А ты знаешь как рычит собака? А какой звук мы слышим когда рычит собака? (звук Р). И сегодня на нашем занятии мы будем работать с этим звуком.

Анализ артикуляции звука.

-А сейчас давай вспомним, как мы произносим звук «Р», посмотри на картинки и выбери правильную.

-При звуке «Р» Губы в улыбке или округлены?

-Зубы сомкнуты или разомкнуты?

-Язык вверху или в низу?

-Воздушная струя теплая или холодная?

-Голосовые складки работают или отдыхают?

Характеристика звука.

- Cкажи, а какой у нас звук «Р»? Гласный или согласный? (согласный)

- Почему согласный? (воздух встречает преграду – зубы и язык)

- А звук твердый или мягкий? (твердый)

- Звонкий или глухой? (звонкий, горлышко работает)

Индивидуальное произношение звука.

- А теперь давай по рычим как собака: тихо, громче, громко.

Развитие фонематического слуха.

- Скажи, с каким звуком мы сегодня работаем? Сейчас мы будем ловить звук «Р», я буду произносить звуки, а ты как услышишь звук «Р» подними карточку, на которой нарисована буква «Р».

А, Д, Р, У, Е, К, Р, Я, Н, Р, З, Р…

ОР, КА,РО, ЕР, РА СА, ЛУ, РЫ…

Автоматизация звука в слогах.

Посмотри на карточки, давай прочитаем, что на них написано:

РА- РО- РУ; РЫ- РО- РА; РЭ-РА-РУ;

АР-ОР-УР; ЫР-ЭР-АР; АР-ОР- АР.

РА – РА – РА – высокая гора, РО – РО- РО – У Тани новое Ведро,

РУ – РУ – РУ – мышка спряталась в нору,

РЫ – РЫ – РЫ – у нас воздушные шары.

Автоматизация в словах и предложениях.

Игра «НАЙДИ ПАРУ»

Струя (какая) трудолюбивый

Друг (какой) быстрая

Кедр (какой) верный

Дровосек (какой) старый

Роза (какая) красная

А теперь давай составим предложение с нашими словами: например: У нас во дворе стоит старый кедр.

Игра «ИЗМЕНИ ПО ОБРАЗЦУ»

Я строю горку. Ты…. Он…. Мы…. Вы…. Я дружу с Петром. Ты…. Он…. Мы…. Вы… .Они… .

Итог.

- С каким звуком мы сегодня работали? – Вспомни по картинкам как правильно нужно говорить звук «Р». – Молодец ты сегодня хорошо поработал на уроке. Занятие закончено.

Домашнее задание.

Выучить чистоговорки:

РА – РА – РА – высокая гора,

РО –РО- РО – У Тани новое Ведро,

РУ – РУ – РУ – мышка спряталась в нору,

РЫ – РЫ – РЫ – у нас воздушные шары

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Автоматизация звука [C] в слогах, в словах. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Составили воспитатели: Шабалина О. В., Малетина В. Н. Тема: Автоматизация звука [C] в слогах, в словах (индивидуальное занятие) Цель: автоматизировать.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 10:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....