Получи документы

Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию

Лариса Михеева
Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию

Адресат: (Ф. И. О. ребенка, средний, старший дошкольный возраст.

Цель ИКРМ: осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи ИКРМ:

- Развивать психические процессы у ребенка;

- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

- Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- Развитие индивидуальных качеств и возможностей ребенка;

Публикация «Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию» размещена в разделах

- Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей;

- Формирование коммуникативной деятельности.

Объем ИКРМ: Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут рассчитан на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года по трем основным направлениям :

I – формирование и развитие ВПФ (высших психических функций);

II – коррекция поведенческой сферы;

III – формирование и развитие коммуникативных умений.

Принципы построения ИКРМ:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Основные методы ИКРМ:

1. Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

2. Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.

3. Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

4. Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

5. Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

6. Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

7. Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ», сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

8. Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей : памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

9. Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

10. Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

Материально-техническая база:

- помещение для проведения занятий;

- наличие специализированных методических материалов, пособий;

- диагностический инструментарий.

Алгоритм сопровождения :

1. Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога) с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута; Индивидуальное консультирование родителей дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами МБДОУ необходимости специального коррекционного обучения;

2. Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК.

3. Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога).

Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП, реализуются следующие функции:

- Эмпатическое принятие ребенка.

- Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

- Эмоциональная поддержка ребенка.

- Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

- Тематическое структурирование задачи.

- Помощь в поиске формы выражения темы.

- Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Психологический блок работы включает следующие задачи:

1. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:

- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;

- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

- реализация своего потенциала.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей :

- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;

- различие, осознание эмоций других людей;

- развитие произвольного поведения;

3. Обучение взаимодействия детей друг с другом и с взрослым:

- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;

- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;

- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.

Примерный перспективный план по ознакомлению с окружающим и развитию речи (I направление) для детей

среднего и старшего дошкольного возраста с ООП.

Опорные источники:

1. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет» (Серия «Коррекционно-развивающее обучение»);

2. И. Е. Светлова «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша»;

3. Ю. А. Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет».

II направление – коррекция и развитие поведенческой,

эмоционально-личностной сфер.

Формы занятий: подгрупповая – 5 детей.

Форма работы: подгрупповое занятие.

Время поведения занятий: 20 минут.

Возраст: дети среднего, старшего дошкольного возраста.

Расписание занятий: среда 09:25 – 09:45

Дата начала занятий: 21.10.2013 г.

Дата окончания занятий: 26.05.2014 г.

Цель: профилактика агрессивных эмоциональных реакций, развитие произвольной регуляции поведения.

Задачи:

1. Снижение уровня личной тревожности;

2. Обучение техникам и способам саморегуляции;

3. Отреагирование агрессивных проявлений;

4. Осознание своих потребностей, развитие эмпатии к другим;

5. Обучение конструктивным поведенческим реакциям;

6. Развитие позитивной мотивации к познанию, общению, обучению.

Опорные источники:

1. Е. В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»;

2. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»;

3. Е. Л. Набойкина «Сказки и игры с «особым» ребенком».

III направление – формирование и развитие коммуникативных умений.

Формы занятий: подгрупповая – 4 ребенка.

Форма работы: подгрупповое занятие.

Время поведения занятий: 20 минут.

Возраст: дети среднего, старшего дошкольного возраста.

Расписание занятий: пятница 15:45 – 16:05

Дата начала занятий: 21.10.2013 г.

Дата окончания занятий: 26.05.2014 г.

Опорные источники:

1. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»;

2. Е. Л. Набойкина «Сказки и игры с «особым» ребенком»;

3. Л. В. Чернецкая «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ».

Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.

С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Для процессуальной стороны игр характерны следующие моменты:

• демонстрация вариантов правильного поведения;

• считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;

• возможность использования элементов соревнования (например, кто лучше изобразит, как Муха-Цокотуха испугалась, как гости веселились и т. п.);

• использование при необходимости механического воздействия (например, ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови, рукой ребенка прикрепить фигурку к магнитной доске и т. п.).

Занятия содержат следующие компоненты:

- организационно-деятельностный;

- эмоциональный (формирование эмоционально-ценностного отношения к миру);

- содержательный (познание социальных норм и пр.);

- компонент просоциального поведения (формирование помогающего поведения).

Публикации по теме:

Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним Дети с задержкой психического развития имеют сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего психического.

«Индивидуальные занятия». Фотоотчет«Индивидуальные занятия». Фотоотчет На индивидуальных занятиях с детьми стараюсь использовать различные средства и приёмы. Для научения правильно держать карандаш использую.

Индивидуальные занятия-игры в период социализации и индивидуализации к микросоциуму детей раннего возраста Основная задача игр в данный период: • Формирование эмоционального контакта; • Снятие психоэмоционального напряжения. Иди ко мне. Педагог.

Консультация «Индивидуальные занятия по развитию речи с детьми от 1 года до 3 лет» «Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду,.

Консультация для родителей «Индивидуальные особенности. Кризис 7 лет» По мнению Л. С. Выгодского, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в.

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ Мы предлагаем примерную схему занятий, апробированных нами на практике. Занятия не расписаны как конспект,.

Куршская коса. Туристические маршруты «Высота Мюллера», озеро «Лебедь» (фоторепортаж)Куршская коса. Туристические маршруты «Высота Мюллера», озеро «Лебедь» (фоторепортаж) Приветствую гостей моего блога и предлагаю продолжение экскурсии одного дня. Следующий маршрут протяженностью 3,5 км, по которому мы отправились,.

Презентация  «Развивающие коррекционно-логопедические технологии » "Развивающие коррекционно-логопедические технологии " Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия.

Туристический слёт для дошкольников с региональным компонентом «Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего села» Дата: 17 сентября 2015 год Место проведения: МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка», спортивная площадка Участники: воспитанники МДОУ №20 Рябинушка».

Психологический комфорт группы, его влияние на социальную адаптацию детей раннего возраста (из опыта работы) Выступление на педагогическом совете «Психологический комфорт группы, его влияние на социальную адаптацию детей раннего возраста»(Из опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 17:55
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД