МААМ-картинки

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса

Анастасия Бакаева
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса

Индивидуальные

коррекционно-развивающие занятия

для учащегося 2 класса

(Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

Камчатский край г. Елизово 2016-2017г

Содержание

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса

(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- Пояснительная записка

-Учебно-тематический план

-Календарно-тематическое планирование

Публикация «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса» размещена в разделах

- Конспект занятий

- Список литературы

Учебно – тематический план

Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса

Количество часов в неделю: 1

Всего: 16 часов

Учебно-тематический план

Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса

Количество часов–16 часов

занятия п/п Цель занятия Количество времени для проведения занятия Дата проведения

Цикл занятий по коррекции познавательной сферы

1. • Снятие эмоционального напряжения.

• Определение развития способности сравнения.

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 1час

2. • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие логического мышления.

• Развитие пространственного и конструктивного мышления.

• Концентрация внимания, сообразительность. 1час

3. • Снятие эмоционального и физического напряжения.

• Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

• Развитие внимания 1час

4. • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие творческого мышления.

• Формирование способностей оперировать смыслом.

• Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.

1час

5. • Развитие способностей сравнения и обобщения.

1час

6. • Развитие устойчивости внимания

• Развитие распределения и концентрации внимания

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие произвольности запоминания 1 час

7. • Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

• Ориентация в пространстве 1час

8. • Проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания. 1час

Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.

занятия п/п

Тема занятия или цель занятия Количество времени для проведения занятия Дата проведения

1. Как видит себя ребенок в окружающем мире 1 час

2. Умею ли я слушать другого человека 1час

3. Хочу сказать приятное другому человеку 1час

4. Роли, которые играют люди 1час

5. Где мне сесть? 1час

6. • Создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии 1час

7. • Формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций 1час

8. • Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям. 1час

ВСЕГО:

16 часов

Развёрнутое тематическое планирование по индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса

(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

№ Тема Поставленные цели Упражнения

Цикл занятий по коррекции познавательной сферы

1. Занятие №1 • Снятие эмоционального напряжения.

• Определение развития способности сравнения.

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 1. Мотивация участника к проведению занятия.

2. Японская пальчиковая гимнастика

3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий.

4. Упражнение. "Анаграмма".

2. Занятие №2 • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие логического мышления.

• Развитие пространственного и конструктивного мышления.

• Концентрация внимания, сообразительность. 1. «Заряд бодрости»

2. Реши задачу

3. «Подбери слово по смыслу»

4. «Шестерка»

3. Занятие №3 • Снятие эмоционального и физического напряжения.

• Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

• Развитие внимания 1. «Насос и мячик»

2. «Домино»

3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.

4. Упражнение «Филфорд»

5. «Веселые кружочки»

4. Занятие №4 • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие творческого мышления.

• Формирование способностей оперировать смыслом.

• Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.

• Развитие распределения и концентрации внимания

1. «Графическая музыка».

2. Формирование способностей оперирования смыслом

3. «Прочитай по порядку».

5.

Занятие №5 • Развитие способностей сравнения и обобщения.

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания 1. Сходство и различие предметов

2. Упражнение «Шифровальщик»

6. Занятие №6 • Развитие устойчивости внимания

• Развитие распределения и концентрации внимания

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие произвольности запоминания 1. «Кулак – ребро - ладонь».

2. «Перепутанные линии».

3. «Прочитай по порядку».

4. Упражнение "Анаграмма".

7. Занятие №7 • Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

• Ориентация в пространстве

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания 1. Игра называется «Поиск информации».

2. Упражнение «Графический диктант.

3. Упражнение «Шифровальщик»

8. Занятие №8 • Проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания. 1. Диагностика

Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.

1. Как видит себя ребенок в окружающем мире • Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

2. Умею ли я слушать другого человека • Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

3. Хочу сказать приятное другому человеку • Формирование эмпатических реакций ребенка.

4. Роли, которые играют люди • Формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

5. Где мне сесть? • Сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

6.

Занятие №6 • Создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии

7. Занятие №7 • Формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций

8.

Занятие №8 • Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы и цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. Занятия могут чередовать т. е, один день берём занятия их познавательной сферы, другой день занятия по эмоционально-волевой сфере.

Программа по коррекции познавательной сферы.

Программа рассчитана на 8 занятий. Цель программы – активизация мыслительной деятельности ребёнка. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.

Занятие 1.

Цель:

• Снятие эмоционального напряжения.

• Определение развития способности сравнения.

• Развитие внимания.

Порядок проведения:

1. Мотивация участника к проведению занятия.

2. Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).

Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».

3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий (15 минут) :

Утро – вечер Ворона – воробей

Корова – лошадь Волк – луна

Летчик – танкист Молоко – вода

Лыжи – коньки Ветер – соль

Трамвай – автобус Золото – серебро

Озеро – река Сани – телега

Река – птица Очки – деньги

Дождь – снег Воробей – курица

Поезд – самолет Кошка – яблоко

Ось – оса Вечер – утро

Обман – ошибка Дуб – береза

Стакан – петух Голод – жажда

Маленькая девочка – большая кукла Сказка – песня

Ботинок – карандаш Корзина – сова

Яблоко – вишня Картина – портрет

4. Упражнение. "Анаграмма".

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т. е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв (3) :

1) а) к, о, с

2) б) у, д, б

3) в) м, р, и

4) г) т, о, р

5) д) ы, с, р

6) е) д, м, ы

Психологическая коррекция

нарушений эмоционально–волевой сферы детей.

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К. С. Лебединская).

ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоционально сферы.

Структура коррекционной программы включает в себя:

1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребёнка;

2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний ребёнка;

3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребёнка;

4) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 30 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.

Порядок проведения. Ребёнку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который ему больше всего нравится.

Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С учащимся договариваются, что при общении с вами он будет вести себя как его герой.

В заключительной части учащемуся предлагается объяснить, что именно привлекло его в манере общения того или иного сказочного персонажа.

Список используемой литературы.

1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.

2. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.

3. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В.)Москва «Генезис» 2007 г.

4. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д. А.) Москва. Глобус. 2008 г.

5. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д. А.) Москва. Глобус. 2008 г.

6. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г

7. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.

8. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.

9. Истратова О. Н. Эксакуто Т. В. Справочник психолога начальной школы.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. 2007 г.

11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002

12. Самоукина Н. В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.

13. Ундзенкова А. В. Колтыгина Л. С. Графемика. Ек-бург Литур. 2006 г.

Публикации по теме:

Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 класса коррекционной школы Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида.

Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов, к специально - организованным занятиям с детьми.

Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец»Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа№ 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

Праздник осени для учащихся 1–2 класса Праздник осени Звучит мелодия П. Чайковского «Осенняя песня». Ведущий: Друзья! Сегодня мы с вами открываем необычный праздник Царицы осени.

Презентация для учащихся 1 класса «Раскрываем секреты буквы Ё» Презентация подготовлена для учеников первого класса. Тема: "Секреты буквы Ё" Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Но у буквы.

Профилактика школьной дезадаптации. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для учащихся 1 класса Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Учебная деятельность требует.

Музыкальные коррекционно-развивающие занятия в детско-родительских группах «Родничок» (дети с ОВЗ) Музыкальное коррекционно-развивающее занятие. в детско-родительских группах "Родничок"(2) Тема: «Моя песенка». Программные задачи: 1. Формировать.

Тест для учащихся 5 класса по теме «Земля» Тест по теме: «Земля» (5 класс). 1. Америку открыл: а) Фернан Магеллан; б) Христофор Колумб; в) Афанасий Никитин, г) Джеймс Кук. 2. Магелланов.

Тест для учащихся 6 класса «Вегетативные органы растений» Тестовое задание по биологии для 6 класса по теме: «Вегетативные органы растений». 1. Корень-это: а) вегетативный орган растения; б) генеративный.

Проект для учащихся 3 класса «Удивительный космос!» «Удивительный космос» Информационный проект Выполнили: Учащиеся 3-го класса Руководитель проекта: Григорьева Татьяна Валерьевна Воспитатель.

Автор публикации:
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 14:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД