Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы

Екатерина Смолянская
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы.

Возраст ребенка:

6 лет

Пол:

мужской

Проблема:

Недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

Периодичность занятий:

2 раза в неделю

Длительность

: 15 минут

Структура индивидуального занятия:

1. Организационный момент

2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию

3. Основная работа:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

- речевые упражнения;

- словесная игра;

- дидактическая настольно-печатная игра.

4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Используемые на занятиях игры и упражнения

1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):

• «Я знаю пять названий…» – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»)

• «Где это видано, где это слыхано…» – цель: подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.

• «Кто или что?» или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы)

• «Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница,летчик.

• «Эти сложные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегопад, листопад).

• «Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый).

• «Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс).

2. На расширение глагольного словаря:

• «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы).

• «Вчера, сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом?» (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой,женщиной,бабушкой).

• «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела).

• «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать,подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

3. На расширение словаря прилагательных и наречий:

• «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).

• «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое,-ый, -ий…

• «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко).

• «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)

Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,

• Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;

• Закрепляются обобщающие понятия;

• Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;

Предполагаемый результат

- к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:

знает и использует в повседневной речи

• существительные, обозначающие профессии - каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;

• названия техники - экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;

• прилагательные, обозначающие признаки предметов - светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;

• наречия, характеризующие отношение людей к труду - старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ;

• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;

• внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;

Публикации по теме:

Игра «Составление из букв осмысленных слов» Эта игра на ряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса ребенка. Она доступна любым детям, знающим грамоту.

Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребностиРабота с детьми, имеющими особые образовательные потребности Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития Уважаемые.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы
Опубликовано: 18 мая 2013 в 11:06
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...