Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»

Татьяна Хряпина
Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»

Информационно-консультативный материал по теме:

«Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»

Что же такое предметно - развивающая среда?

Среда развития ребёнка в детском саду - важный компонент дошкольного образования. Особую роль среда играет в развитии маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности, так как их деятельность зависит от того, как устроена предметно­-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, какой их развивающий потенциал и как они расположены.

Основные положения концепции развивающей среды:

а). Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать закреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

б). Опора на личностно­-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: не рядом, не над, а вместе! Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности. Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности, динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости-закрытости.

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Самое задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым - это разновысокая мебель.

В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Принцип активности.

Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к активной деятельности.

Особое значение в развитии ребёнка играют предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре.

Развивающие, дидактические и настольно-печатные игры вводят детей в активную познавательную деятельность.

Статичность и подвижность предметного окружения.

Необходимы постоянство и неизменность элементов жилой среды, так как факторы эти обеспечивают ребёнку надёжность и защищённость.

Необходимо заинтересовать детей процессом изготовления игрушек.

Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру, ребёнок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить, какой строительный материал и какие игрушки необходимы для осуществления задуманного.

Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни, ребёнок, благодаря своей эмоциональной восприимчивости, создаёт в игре под руководством воспитателя новую жизненную ситуацию, в которой стремите: полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

В процессе игрового общения дети объединяются в игровой коллектив, группу, совместно действующую на основе сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, что обеспечивает одинаковые для каждого ребёнка права на активную роль и творчество.

Игра детей носит целенаправленный характер. Необходимо предоставлять им самостоятельность в постановке цели и её достижении. Важно, чтобы в игре дети фантазировали, строили, творили.

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.

Принцип комплектования и гибкого (свободного) зонирования.

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, т. е. создание функциональных «помещений», в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагают в разных пространствах.

И вот о чём нельзя забывать: все предметы, материалы, периодически обновляемые, располагаются в доступных местах.

Принцип комфортности развивающей среды.

Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в пространственной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, санитарно-гигиеническим нормативам, позволять детям свободно перемещаться в пространстве.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетический организации среды.

Название этого принципа говорит само за себя. Для оформления интерьера можно использовать эстампы, абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основных элементах культуры.

Принцип открытости-закрытости.

Он может быть представлен в нескольких аспектах.

Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.

Второй аспект -это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях.

Третий -это открытость обществу.

Четвёртый - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я» (использование зеркал, в групповых комнатах развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых, отражающие возрастную динамику.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности.

Остановлюсь подробнее на основных аспектах создания предметно-развивающей среды в контексте к сюжетно-ролевым играм.

Средняя группа.

1 квартал: «Магазин», «Семья», «Автобус», «Больница», «Моряки», «У зубного врача», «Прачечная».

2 квартал: «Детский сад», «Салон красоты», «День рождения», «Мы переходим улицу», «Театр», «Зоопарк», «Кукольный театр», «Столовая».

3 квартал: «Экскурсия в музей», «Детский сад» (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре).

Старший дошкольный возраст.

Сентябрь: «Кондитерская фабрика», «Магазин» (овощной, хлебный, «Поликлиника».

Октябрь: «Транспорт» (сухопутный, водный, воздушный, «Магазин» (кондитерский, промышленный).

Ноябрь: «Путешествие на другие планеты» (в другие города).

Декабрь: «Больница» (разные отделения, «Аптека», «Строительство космодрома»

Январь: «Аэропорт», «Ателье», «Мы артисты».

Февраль: «Цирк, «Мы художники», «Рыболовецкое судно».

Март: «Врач-ветеринар», «Почта-телеграф».

Апрель: «Космические путешествия», «Дискотека», «Газетный киоск»

Май: «Экскурсия в парк», «Экскурсия в лес», «Пикник».

Подготовительная группа.

Сентябрь: «Школа», «Фабрика и магазин игрушек», «Фермеры»

Октябрь-ноябрь: «Библиотека», «Телефонная станция», «Ремонтная мастерская», «Собираемся в путешествие».

Декабрь-январь: «Стадион», «Кинотеатр», «Дом творчества».

Февраль: «Скорая помощь», «Телевидение» (телепередачи).

Март: «Пожарные части МЧС», «Карнавал», «Праздники».

Апрель: «Инопланетяне», «Модельное агентство», «Показ мод»,

«Стоматологическая поликлиника», «Различные путешествия».

Май: «Серия телепередач».

В этих играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин). При этом ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее (космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты). Как писал Л. С. Выготский, «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка являются знание-действие -общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование её для всестороннего развития личности ребёнка.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 13:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Женская обережная куколка «Долюшка» или «На счастье»
Доброго времени суток, мои друзья и читатели моей странички! Начну свою публикацию стихами хорошо нам с вами известной Леночки Пономарёвой: Нежно в руки...
«Наш мордовский уголок!»
Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном возрасте...
Занятие «Домашние животные»
На доске рисунки животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, лиса. Педагог. Кто "лишний"? Как можно назвать остальных животных одним словом? (...
Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция...
Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой, на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами немного...
Мини-песочница для экспериментирования «Волшебный чемодан» (Фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! Этим летом, когда мы оформляли территорию на участке нашего детского сада, одна из мам принесла к нам в группу огромный...