Лучший педагог года

Информационно-практико-ориентированный проект «Мороз не велик, да стоять не велит»

Зоя Хижняк
Информационно-практико-ориентированный проект «Мороз не велик, да стоять не велит»

Проект «Мороз не велик, да стоять не велит» имеет социально – нравственное направление. Направления, близкие к теме проекта : оздоровительное, физическое развитие, игровая деятельность, познавательное, развитие речи, эстетическое воспитание, изобразительная деятельность, ручной труд.

Информационно – практико – ориентированный проект рассчитан на детей 5 – 6 лет.

Цель проекта : Использование зимних народных игр, как средства оздоровления, воспитания детей на лучших традициях народной культуры и развитие их творческих способностей.

Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Мороз не велик, да стоять не велит“» размещена в разделах

Задачи: 1. Совершенствовать уровень физической подготовленности детей.

2. Развивать интерес к народным играм и праздникам. 3. Развивать положительные эмоции, творческие способности. 4. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Проблемные вопросы проекта : Почему в зимний холод – всякий молод?

1. Что нужно делать, чтобы не замёрзнуть зимой на улице?

2. В какие игры можно играть зимой?

3. Как сделать игру зимой интересней?

Аннотация проекта

На пороге нового тысячелетия наше общество начинает осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей народной культуры. Праздник – это не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, эмоциональную разрядку, и на реализацию социальных требований. В зимний период у русского народа были свои праздники, развлечения, удовольствия, обычаи.

Приобщение детей к участию в зимних праздниках и обрядах родного народа, к подготовке к праздникам (самостоятельное изготовление атрибутов, снежных построек) даёт им возможность на практике познать его культурно – исторический опыт.

Непосредственное участие детей в зимних народных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребёнка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь зимние народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства.

Реализация проекта «Мороз не велик, да стоять не велит» способствовала развитию дошкольников. Ведь зимние игры стали своеобразной школой для малышей …. Тяжёлая одежда и обувь, ветер, мороз, снег ограничивают движения. А в игре они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучаются к сообразительности, вниманию.

Разученные с детьми прибаутки, считалки, сговорки, изготовленные своими руками маски, постройки из снега, сделали процесс игры более интересным и содержательным.

Материалы проекта адресованы педагогам и родителям и могут быть использованы как на занятиях, так и в свободной деятельности с детьми.

Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных задач.

Проект будет реализовываться детьми, воспитателями и родителями.

Этапы реализации проекта :

Первый этап – подготовительный срок две недели с 1.12. – 15.12. 2011г.

Второй этап – основной срок с 15.12. 11г. - 3.03. 12г.

Третий этап – заключительный 4.03. 11г.

Краткое содержание работ по этапам.

Цель подготовительного этапа: Выявление проблемы, введение в игровую ситуацию.

Формы работы:

Экспресс – опрос среди детей.

1. Какие зимние народные праздники ты знаешь?

2. Назови 1 – 2 народную игру.

3. В какие народные игры, ты любишь играть зимой?

В ходе проведённого опроса выяснилось, что дети знаю зимние народные праздники: Новый год, Рождество, Масленица. Назвали зимние игры: катание на санках, катание с горок. Выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зимних народных играх. Вместе с детьми было решено: разучить зимние народные игры. Тут же возникла новая проблема: как сделать зимние игры интересными, увлекательными для детей и взрослых.

Беседа с детьми «Как сделать игру зимой интересней?»

В ходе беседы с детьми выяснилось, что игры будут интересней, если дети и их родители примут участие в их подготовке: сделают маски для игр, эмблемы, зимние постройки и подготовят площадку для игр.

Для того, чтобы заинтересовать детей, был предложен сюрпризный момент, введение в игровую проблемную ситуацию:

В гости к детям приходит Снеговик, приносит сундучок от Деда Мороза. Нет в сундучке «ни злата, ни серебра», а живут в нём зимние сказки. Воспитатель знакомит детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». После чтения сказки рассказывает детям о русских морозах (Никольских, Рождественских, Крещенских, их стабильности и периодичности, используя пословицу: «Мороз не велик, да стоять не велит». Дети высказывают свои мнения, обсуждают, спорят.

Дети заинтересовались и стали расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они играли зимой на улице, какие делали постройки из снега, что они придумывали, чтобы игра была интересной.

Затем провели родительскую встречу за «круглым столом» на тему: «Совместная деятельность родителей, детей и воспитателей в реализации проекта «Мороз не велик, да стоять не велит!» После беседы родители поддержали нашу идею и стали активно помогать.

Итоги первого этапа: Разработан план работы по проекту, все участники проекта включились в работу.

Основной этап длился три месяца: декабрь, январь, февраль.

Цель: Укрепление здоровья детей, формирование интереса к зимним развлечениям, народным играм, развитие творческих способностей детей, воспитание детей на лучших традициях народного творчества.

Формы работы с детьми:

• Утренняя гимнастика с использованием народных игр;

Физкультурные занятия с проведением русских народных игр: «Колобок»,

«Помогай другу везде, не оставляй его в беде»

• Музыкальное занятие о зимних забавах «Зима волшебница»;

• Рисование «Зимние забавы», раскрашивание деревянных саночек – козырок, которые смастерили для детей наши родители;

• Сюжетно – ролевая игра на прогулке «Строители снежных замков»;

• Спортивное развлечение «Санный праздник»;

Ручной труд: изготовление масок для игр, рождественской звезды, лотка для угощений колядовщиков, эмблем «Солнышко» и «Снежинка», атрибутов к подвижным играм, изготовление куклы – оберега, оформление газет «Широкая Масленица», «Бабушкины рецепты», изготовили символ Масленицы – солнце, чучело Масленицы из соломы.

• Вместе с родителями дома выпекали печенье «Козульки» и «Жаворонки»;

• Интегрированное занятие «Зимние святки» с использование образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, игра.

• Неделя народных игр и забав.

• Музыкально – спортивное развлечение «Как зима с весной силой мерялись».

Результаты основного этапа: При проведении основного этапа у нас возникла проблема: сложно для детей, оказалось, понять народность в подвижных играх. Связывая зимние народные игры с зимними народными праздниками, постоянно обращаясь к народным традициям, обрядам, мы старались закрепить у детей понятие, что создавая эти игры, наши предки, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, прилёту птиц.

В ходе основного этапа на основе полученной информации были обогащены и систематизированы знания детей о зимних народных играх, об их использовании в зимних народных праздниках, видах игр. Дети осознали духовную и нравственную, оздоровительную ценность народных игр, проявили уважение к народной культуре.

Научились самостоятельно организовывать игры, выбирать водящего, распределять роли, добиваться результатов, познакомились с разными способами проведения народных игр, научились использовать устное народное творчество (сговорки, считалки, заклички, жеребьёвки, приговорки, потешки) во время игр.

Этот этап способствовал развитию творческих способностей детей.

Наши родители на данном этапе приняли активное участие: вместе с детьми делали снежные постройки, оформляли газеты, изготавливали маски, пекли домашнее печенье, сделали деревянные санки для игр, играли с детьми в игры своего детства.

Продукты проекта : Снежные постройки на участке, творческие выставки: «Наша маска», «Кукла – оберег Варварушка», газет «Бабушкины рецепты», «Широкая Масленица», конкурс домашней выпечки «Жаворонки», деревянные санки и атрибуты для игр, чучело Масленицы.

Третий этап – заключительный: 4.03. 12г.

Цель: Презентация проекта, развитие двигательной активности, укрепление здоровья, доставлять детям радость с помощью народных игр.

На этом этапе мы провели зимний спортивный праздник «Пришла Масленица»

Результат заключительного этапа: На заключительном этапе прошла презентация проекта в форме календарно – обрядового праздника «Пришла Масленица».

Целью презентации было обобщение знаний детей о зимних народных играх, сближение представителей разного поколения, с помощью совместной деятельности создание радостной доброжелательной атмосферы и уважительного отношения к народным традициям.

Публикации по теме:

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-практико-ориентированный проект «Мороз не велик, да стоять не велит»
Опубликовано: 17 января 2013 в 08:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД