Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ

Светлана Тютрина
Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ

Анализируя современную ситуацию в образовании, мы наблюдаем повышение требований к начальному обучению, актуализацию целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе можно констатировать и изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи (ОНР).

Известно, что полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

Поэтому наш педагогический коллектив считает, что современный педагог должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и качественно оказывать помощь дошкольникам и родителям в реализации задач корригирующего обучения и воспитания, но и должен осуществлять поиск новых педагогических технологий, как предпосылок для эффективного обучения ребёнка в школе и успешной его социализации.

На протяжении ряда лет педагоги ДОУ включают в коррекционно-

образовательный процесс новые педагогические технологии, которые позволяют достигать более высоких результатов образовательной деятельности дошкольников:

• мультимедийные презентации;

• метод проекта

• авторское электронное пособие «В мире слов».

Мультимедийные презентации позволяют объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Их применение объясняется многочисленными преимуществами, к которым относятся:

Информационная емкость

Насыщенность содержанием в отличие от остальных способов представления информации.

• Компактность

Упрощение работы по предоставлению наглядности: избавление от трудоёмкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения. Рациональное использование времени при организации воспитательно – образовательного процесса.

• Доступность

Достоинства презентации в том, что ее просто сделать.

• Мобильность

Всё, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер.

• Интерактивность

Мультимедийные технологии способны изменяться и реагировать на действия пользователя. Всегда можно подробнее остановиться на той части материала, которую не усвоил ребёнок.

• Многофункциональность

Возможно многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа при организации образовательной деятельности дошкольников, для проведения открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, организации консультаций с родителями.

• Наглядность и эмоциональная привлекательность

Сочетание звуковых и визуальных образов, подбор доминирующих цветов создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование видеофрагментов в презентациях даёт возможность продемонстрировать динамичные процессы. Движение отдельных частей слайда в анимации привлекает внимание дошкольников. Всё вместе это обепечивает «аффектность» восприятия информации – изучаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений, что ведёт к подсознательному закреплению информации. Это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Благодаря использованию электронных мультимедийных презентаций, педагоги ДОУ достигают:

• повышения целенаправленности обучения;

• более высоких результатов воспитательно – образовательной работы;

• усиления мотивации и повышения интереса ребёнка;

• улучшения эмоционального состояния дошкольников.

Очевидной в настоящее время стала необходимость создания программно – методического обеспечения коррекционно – образовательной работы по развитию речи. Так появилось электронное пособие «В мире слов», которое предназначено для работы с детьми с общим недоразвитием речи и может быть использовано при проведении групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников.

Педагогами ДОУ данное электронное пособие применяется на различных этапах коррекционно – образовательной работы: диагностическом, этапе формирования лексико – грамматических категорий развития связной речи, контрольно – оценочном этапе.

Пособие позволяет мобильно выбрать лексическую и грамматическую тему, лингвистический материал, соответствующий возрастным, индивидуальным и речевым возможностям воспитанников. Представленные в пособии лексические темы соответствуют перспективному планированию воспитательно – образовательного процесса.

В процессе разработки компьютерно-опосредованной технологии «В мире слов» учитывались следующие критерии:

• соответствие лингвистического материала требованиям программы «Обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями»;

• доступность дошкольнику понятийного уровня программы;

• возможность изменения педагогом учебного материала в соответствии с уровнем речевого развития и возрастными особенностями воспитанников;

• возможность использования программы на различных этапах воспитательно - образовательной работы;

• наглядность представления информации на экране дисплея;

• доступность управления программой для пользователя.

Данной компьютерной технологии свойственно следующее:

1. Реализация принципа адаптивности: приспособление программы к индивидуальным особенностям ребенка.

2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения.

3. Интерактивность и диалоговый характер обучения: программа обладает способностью "откликаться" на действия педагога и ребёнка; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

5. Поддержание в ребёнке состояния психологического комфорта на занятии.

6. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложение сколько угодно велики.

Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать воздействия по преодолению недостатков речи детей по следующим составляющим:

• в зависимости от структуры речевого дефекта, уровня знаний и умений ребенка;

• в зависимости от психологических и физиологических особенностей воспитанников предоставляется:

возможность осуществления индивидуальной стратегии обучения;

может быть задан индивидуальный объем и глубина изучения материала;

возможность определения оптимального темпа предъявления материала;

выбор нужной последовательности и логики представления информационных, демонстрационных и контрольных элементов занятия.

Использование компьютерной программы «В мире слов» это путь к интеллектуализации ребёнка, помощь в диагностике речевого развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с речевыми нарушениями и положительного эмоционального фона. Она способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Таким образом, применение новейших технологий позволяет:

• осуществлять индивидуализацию обучения,

• объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов,

• решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольного возраста деятельность – игру,

• добиваться высоких результатов воспитательно – образовательного процесса.

Систематическое использование электронных мультимедиа обучающих программ и метода проекта в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения детей, имеющих нарушения речи, так как опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным; повышает общий эмоциональный фон. Мы наблюдаем качественное усиление результата образования и воспитания, вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Публикации по теме:

Оопыт работы воспитателя по повышению уровня знаний родителей в вопросах готовности ребенка к школе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102». «Крепкая семья –.

Взаимоотношение ДОУ с семьей в вопросах готовности детей к школе Готовность к обучению в школе – важный итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Переход ребенка в школу качественно.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ
Опубликовано: 6 марта 2014 в 23:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....