Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ

Светлана Тютрина
Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ

Анализируя современную ситуацию в образовании, мы наблюдаем повышение требований к начальному обучению, актуализацию целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе можно констатировать и изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи (ОНР).

Известно, что полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

Поэтому наш педагогический коллектив считает, что современный педагог должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и качественно оказывать помощь дошкольникам и родителям в реализации задач корригирующего обучения и воспитания, но и должен осуществлять поиск новых педагогических технологий, как предпосылок для эффективного обучения ребёнка в школе и успешной его социализации.

На протяжении ряда лет педагоги ДОУ включают в коррекционно-

образовательный процесс новые педагогические технологии, которые позволяют достигать более высоких результатов образовательной деятельности дошкольников:

• мультимедийные презентации;

• метод проекта

• авторское электронное пособие «В мире слов».

Мультимедийные презентации позволяют объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Их применение объясняется многочисленными преимуществами, к которым относятся:

Информационная емкость

Насыщенность содержанием в отличие от остальных способов представления информации.

• Компактность

Упрощение работы по предоставлению наглядности: избавление от трудоёмкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения. Рациональное использование времени при организации воспитательно – образовательного процесса.

• Доступность

Достоинства презентации в том, что ее просто сделать.

• Мобильность

Всё, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер.

• Интерактивность

Мультимедийные технологии способны изменяться и реагировать на действия пользователя. Всегда можно подробнее остановиться на той части материала, которую не усвоил ребёнок.

• Многофункциональность

Возможно многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа при организации образовательной деятельности дошкольников, для проведения открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, организации консультаций с родителями.

• Наглядность и эмоциональная привлекательность

Сочетание звуковых и визуальных образов, подбор доминирующих цветов создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование видеофрагментов в презентациях даёт возможность продемонстрировать динамичные процессы. Движение отдельных частей слайда в анимации привлекает внимание дошкольников. Всё вместе это обепечивает «аффектность» восприятия информации – изучаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений, что ведёт к подсознательному закреплению информации. Это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Благодаря использованию электронных мультимедийных презентаций, педагоги ДОУ достигают:

• повышения целенаправленности обучения;

• более высоких результатов воспитательно – образовательной работы;

• усиления мотивации и повышения интереса ребёнка;

• улучшения эмоционального состояния дошкольников.

Очевидной в настоящее время стала необходимость создания программно – методического обеспечения коррекционно – образовательной работы по развитию речи. Так появилось электронное пособие «В мире слов», которое предназначено для работы с детьми с общим недоразвитием речи и может быть использовано при проведении групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников.

Педагогами ДОУ данное электронное пособие применяется на различных этапах коррекционно – образовательной работы: диагностическом, этапе формирования лексико – грамматических категорий развития связной речи, контрольно – оценочном этапе.

Пособие позволяет мобильно выбрать лексическую и грамматическую тему, лингвистический материал, соответствующий возрастным, индивидуальным и речевым возможностям воспитанников. Представленные в пособии лексические темы соответствуют перспективному планированию воспитательно – образовательного процесса.

В процессе разработки компьютерно-опосредованной технологии «В мире слов» учитывались следующие критерии:

• соответствие лингвистического материала требованиям программы «Обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями»;

• доступность дошкольнику понятийного уровня программы;

• возможность изменения педагогом учебного материала в соответствии с уровнем речевого развития и возрастными особенностями воспитанников;

• возможность использования программы на различных этапах воспитательно - образовательной работы;

• наглядность представления информации на экране дисплея;

• доступность управления программой для пользователя.

Данной компьютерной технологии свойственно следующее:

1. Реализация принципа адаптивности: приспособление программы к индивидуальным особенностям ребенка.

2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения.

3. Интерактивность и диалоговый характер обучения: программа обладает способностью "откликаться" на действия педагога и ребёнка; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

5. Поддержание в ребёнке состояния психологического комфорта на занятии.

6. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложение сколько угодно велики.

Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать воздействия по преодолению недостатков речи детей по следующим составляющим:

• в зависимости от структуры речевого дефекта, уровня знаний и умений ребенка;

• в зависимости от психологических и физиологических особенностей воспитанников предоставляется:

возможность осуществления индивидуальной стратегии обучения;

может быть задан индивидуальный объем и глубина изучения материала;

возможность определения оптимального темпа предъявления материала;

выбор нужной последовательности и логики представления информационных, демонстрационных и контрольных элементов занятия.

Использование компьютерной программы «В мире слов» это путь к интеллектуализации ребёнка, помощь в диагностике речевого развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с речевыми нарушениями и положительного эмоционального фона. Она способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Таким образом, применение новейших технологий позволяет:

• осуществлять индивидуализацию обучения,

• объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов,

• решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольного возраста деятельность – игру,

• добиваться высоких результатов воспитательно – образовательного процесса.

Систематическое использование электронных мультимедиа обучающих программ и метода проекта в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения детей, имеющих нарушения речи, так как опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным; повышает общий эмоциональный фон. Мы наблюдаем качественное усиление результата образования и воспитания, вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Публикации по теме:

Оопыт работы воспитателя по повышению уровня знаний родителей в вопросах готовности ребенка к школе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102». «Крепкая семья –.

Взаимоотношение ДОУ с семьей в вопросах готовности детей к школе Готовность к обучению в школе – важный итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Переход ребенка в школу качественно.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ
Опубликовано: 6 марта 2014 в 23:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Новогодние фантазии в группе «Непоседы»
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...
Педагогическая статья «Я сердце отдаю детям».
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...
Фотоотчет «Рождественская сказка» или о балете «Щелкунчик»
Рождество - волшебное время. Это ожидание чуда, сказки, исполнения желаний! Поэтому некоторые музыкальные произведения и воспринимаются нами как...