МААМ-картинки

Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

мария афонина
Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ (5-7 лет) в дошкольном образовательном учреждении.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Единой концепцией специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

4. Санитарно-эпидемиологическими правилами, нормативы-СанПин 2013г.

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования (коррекция различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия).

Задачи программы:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

- поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;

- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Методы обучения :

- словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание событий;

- наглядные методы - наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух, т. е. организация чувственного опыта ребенка;

- практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (дидактические игры, упражнения и др.);

- дидактические игры применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Метод упражнений дает возможность организовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям, что выражается в степени трудности заданий, его объеме и характере помощи.

Индивидуальный учебный план

Специалисты Программа Диагностический материал, методики

Учитель 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. АСТ «Астрель» Москва, 2011 г.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. М. : Просвещение, 2006 г.

3. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В. В. Козлова. М. : Просвещение, 1983 г.

4. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л. П. Григорьева. М. : «Просвещение», 2010 г.

- cсамостоятельные работы

- контрольные работы

- теcтовые задания

Педагог-психолог 1. Рабочая программа коррекционно-развивающей работы интеллектуального направления. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М: Интеллект – Центр, 2012 г.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002 г.

3. Работая программа по развитию личностных качеств ученика, реализуемая на основе требований ФГОС.

4. Рабочая программа по развитию положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата младший школьников,

- методика Лускановой

- методика Векслер

- беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т. А., Эльконин Д. Б., Венгер А. Л.)

- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант)

- таблицы Шульте

- методики для развития эмоционально-волевой сферы ребенка

- слуховые и зрительные диктанты;

- тест Тэммл Р., Дорки М. ;

- сенсорная комната.

Учитель-логопед 1. Рабочая программа по преодолению нарушений письма у младших школьников, составлена на основе программы по предупреждению нарушений письма у младших школьников Мазанова Е. В.

- речевая карта, составленная на основе методики Фотековой Т. А. Диагностика речевых нарушений младших школьников.

- Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Речевой картинный материал для восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры

- Садовникова И. Н. Материал для преодоления нарушений письменной речи у младших школьников

- Рабочие тетради и картинный материал для автоматизации произношения звуков на различных уровнях

- Картинный материал (Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко) для расширения знаний о предметах и явлениях окружающего мира и установлению смысловых связей на картинке и т. д.

- Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994 г.

Учитель ЛФК 1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л. П. Григорьева. М. : «Просвещение», 2010 г.

- гимнастические мячи, мячи сенсорные пупырчатые

- гимнастические палки

- гимнастические скамейки

- скакалки детские

- обручи пластиковые

- шведская стенка

- аудио оборудование

- велотренажер

- беговая дорожка и т. д.

Воспитатель 1. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В. В. Козлова. М. : Просвещение, 1983 г.

- кружковая работа

-экскурсионная деятельность

- школьные праздники

- тематические беседы

- игры

- проведение самоподготовки

Содержание программы

Специалисты Направления коррекционной работы с учащимся Приемы работы Методы работы Формы работы Результаты освоения

Учитель

- развитие зрительно-моторных координаций;

- развитие слухового внимания;

- развитие моторики пальцев рук;

- развитие связного речевого высказывания.

- слуховые и графические диктанты;

-пальчиковая гимнастика. -совместное выполнение заданий;

- объяснение;

- показ;

- построение учебного высказывания. - индивидуаль-ная;

- групповая. - понимать и принимать учебную задачу;

- ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи.

Учитель – логопед

-развитие артикуляционной моторики;

- развитие слухового внимания и памяти;

-формирование фонематических процессов;

-формирование связного речевого высказывания

- артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

-составление вопросительных предложений по образцу - демонстрация;

- объяснение;

-самостоятельное выполнение;

-беседа;

-отраженное проговаривание;

-упражнения артикуляционной гимнастики - индивидуальная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий - способность удерживать базовые артикуляционные позы;

-сформированность слухового внимания к речевым звукам.

Педагог – психолог

1) адаптация в образовательном учреждении:

-соблюдение правил поведения,

-осознанное выполнение обязанностей;

2) адаптация ребенка в новом детском коллективе:

-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками;

-дружеские отношения в классе и группе;

3) развитие высших психических функций:

-слуховое восприятие и внимание;

-развитие памяти

-развитие мышления

-повышение уровня учебной мотивации

-создание ситуаций успеха;

-дозированная нагрузка;

-чередование видов деятельности; - наблюдение

- тестирование

-опрос

-беседа

-практическая деятельность -групповая;

-индивидуальная

Занятия 1 раз в неделю по 30 минут, 1 раз в неделю по 20 минут после учебных занятий -проявление слухового внимания на уроках;

- демонстрация слухового сосредоточения;

-проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК -развитие слухового восприятия

- развитие темпо-ритмической организации

-развитие координации движений -выполнение упражнений под счет;

-выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

-выполнение речевых инструкций.

- показ;

-совместное выполнение упражнения

-оказание направляющей помощи;

-самостоятельное выполнение ребенком

-групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 40 минут после учебных занятий -соблюдение темпа выполнения упражнений;

-координация движений;

-понимание и принятие инструкций с первого раза

Воспитатель - развитие навыков социального обслуживания; -взаимодействие ребенка в коллективе сверстников;

-развитие навыков саморегуляции

-использование сюжетно-ролевых игр;

-тематические беседы и обсуждения

-экскурсионная деятельность;

-кружковая работа -наблюдение;

-беседа;

-ведение протоколов воспитанности во внешнеповеденческом аспекте и уровня сформированности навыков. -групповая;

-индивидуальная

Работа осуществляется во второй половине дня постоянно. Кружковая работа 2 раза в неделю по 40 минут по плану воспитательной работы. -самостоятельное соблюдение режимных моментов;

-соблюдение правил поведения;

-сформированность навыков самообслуживания;

-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Планируемые результаты работы

В процессе реализации программы, обучающиеся должны овладеть следующим:

По общеобразовательной программе:

1. Уметь ориентироваться в тетради.

2. Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.

3. Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.

4. Различать гласные и согласные звуки и буквы.

5. Определять место ударения в слове.

6. Уметь читать слоги.

7. Иметь пространственные и временные представления.

8. Вести счет предметов до 10 и сравнивать.

9. Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.

10. Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.

11. Соотносить число предметов и цифру.

12. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.

13. Читать простейшие математические записи.

14. Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

По результатам логопедического сопровождения:

1. Уметь определять наличие\отсутствие заданного звука в звуковом ряду.

2. Удерживать заданную артикуляционную позу по счет до 10.

3. Уметь дифференцировать положение органов артикуляции.

4. Различать гласные и согласные звуки по наличию\отсутствию преграды.

5. Знать правильную артикуляцию звука (л, (р).

6. Дифференцировать правильное и дефектное произношение звука изолированно и в прямых слогах в самостоятельном произношении

7. Использовать обобщающие понятия.

8. Понимать и употреблять предлог (над) при построении предложно-падежных конструкций.

По результатам психологического сопровождения:

1. Освоить роль ученика.

2. Повышение уровня мотивации к обучению.

3. Оценивать ситуации в школьной жизни и свои поступки.

4. Может обратиться за помощью к педагогу в случае возникновения затруднений.

5. Принимает активное участие в жизни класса.

6. Принимает участие в общешкольных мероприятиях.

По результатам сопровождения учителя ЛФК:

1. Выполняет ритмические упражнения в темпе класса.

2. Умеет выполнять заданные движения свободно, четко и дифференцированно.

3. Закреплены навыки по ориентировке в пространстве относительно себя.

4. Выполняет упражнения, ориентируясь на музыкальное сопровождение.

По результатам воспитательной работы :

1. Уметь самостоятельно проводить утренние и вечерние гигиенические процедуры.

2. Уметь определить стиль одежды в первой и второй половине дня.

3. Самостоятельно стирает мелкие вещи.

4. Соблюдает правила поведения в столовой, в учебной комнате и спальне.

5. Умеет обратиться за помощью к воспитателю во время самоподготовки.

Заключение и рекомендации

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.

Создание психолого-медико-педагогического консилиума, на мой взгляд, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду школы совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать как программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, так и комплексной помощи детям с ОВЗ, для успешной адаптации в условия современного социума.

Список литературы

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997.

2. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М. : Генезис, 2012.

3. Грибанова Г. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности. – М. : Школьный психолог, №25-26, 2002.

4. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3. - Москва: Школьная книга, 2010.

5. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов. – М. : Дрофа, 2008.

6. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб, 2010.

7. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И. Ю. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2013.

8. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Л. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7. - Москва: МГППУ, 2011.

9. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н. В. Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.

10. Лукянченко Н. В., Аликин И. А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

11. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М. : Просвещение, 2011.

12. Никифорова Н. Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

13. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – М. : МГППУ, 2013.

14. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2012.

15. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» //https://www.lawmix.ru/pprf/71491

16. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

17. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография /Отв. Ред. С. В. Алехина. – М. : МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

18. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография/ Под ред. С. В. Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

19. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л. М. Шипициной. – М, : Гуманит. изхд. центр ВЛАДОС, 2003.

20. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012.

21. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : Айрис-Дидактика, 2004.

22. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

23. Семаго Н. Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М. : «Школьная книга», 2010.

24. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М. : Аркти, 2005.

25. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М. : МГППУ, 2012.

26. Фальковская Л. П., Лихошерстова Н. А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с. 95-99.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.

28. Федеральный закон Р. Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.

Публикации по теме:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС Тема недели НОД тема, задачи, оборудование Место в режимных моментах (форма, цель) Средства для самостоятельной деят-ти Ожидаемый результат.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Новое время – новые нравы…ценности, интересы, потребности. Современная эпоха богата на события, которые открыли нам большой спектр возможностей.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида в условиях реализации ФГОС Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Лэпбук — как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до Методическая находка: «Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Автор: Морозова Е. Г. воспитатель МДОУ.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.

Педагогический совет «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как основного вида деятельности детей. Задачи: 1.

Содержание деятельности логопедического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной.

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 6 сентября 2017 в 13:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД