Получи документы

Инклюзивное дошкольное образование

Флюра Шагизатова
Инклюзивное дошкольное образование

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной поли-тике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опира-ется на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частно-сти, понятие «инклюзивное образование».

Публикация «Инклюзивное дошкольное образование» размещена в разделах

Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей и создающая многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса

С одной стороны, собственно ранняя помощь способна значительно нормализовать развитие ре-бенка с ОВЗ и абилитировать его в той степени, чтобы он был готов к интеграции в общеобразова-тельную среду. С другой – опыт взаимодействия со службами ранней помощи, самой ее идеологией и принципами формирует у родителей стремление к продолжению их ребенком общеобразователь-ного маршрута.

Проанализируем все за и против инклюзивного образования в рамках города Учалы. Опыт инк-люзивного образования в г. Учалы находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценност-ных ориентаций городских органов управления образованием. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в Учалах в значительной степени удовлетворен госу-дарственным бюджетным образовательным учреждением специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья, где наряду с детьми-инвалидами обучаются и воспитываются дети, определенные в НШДС Белорецкой ПМПК в соот-ветствии рекомендованного комиссией образования (IV, V,.IV и IIV вида).

Уровень толерантности родителей дошкольников данного учреждения позволяет достаточно ши-роко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональ-ные установки сотрудников ГБОУ УСКНШДС также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ОВЗ.

Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в муниципальных ДОУ является кадровый, большинство детских садов испытывает недостаток в квалифицированных кад-рах для реализации программ инклюзивного воспитания.

Подавляющее большинство МАДОУ проводит образовательную инклюзию в рамках бюджетно-го финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотво-рительных организаций практически отсутствуют либо направлены не на организацию инклюзивно-го образования, а на пополнение материальной базы.

Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к дос-таточно широкому кругу категорий детей с ОВЗ, самой обширной из которых является нозологиче-ская группа нарушений речи различной степени тяжести (здесь накоплен наиболее значительный опыт инклюзивного воспитания). В наименьшей степени образовательная инклюзия на дошкольной ступени коснулась детей с умственной отсталостью, синдром Дауна, нарушениями слуха.

При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты, параметры комплектования существенно различаются в различных МАДОУ: наполняемость групп, соотноше-ние обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спе-цификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую соотноше-ние «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы доволь-но низкое ( 1:20 и ниже).

Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.

Специалисты реализуют в отношении детей с ОВЗ следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и кон-сультирование родителей.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:

- оформление предметно-развивающей среды для игр с мелкими игрушками, «Чемоданчик игр» - макет (он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему разви-тию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность);

- социоигровые подходы;

- здоровьесберегающие технологии (технологии моделирования образовательного пространства (работа в режиме смены динамических поз, коррекционные технологии (сказкотерапия, цветотера-пия, смехотерапия, арт – терапия и пр., физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика, динамические паузы, релакса-ция и пр., медико-профилактические (мониторинг здоровья, профилактические мероприятия, кон-троль за питанием и пр., педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (сис-темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методоло-гических средств, используемых для достижения педагогических целей, валеологическое просве-щение родителей, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (соз-дание эмоциональной комфортности ребёнка, обеспечение позитивного психологического самочув-ствия ребёнка с ОВЗ в процессе общения со сверстниками);

- исследовательскую деятельность (ориентировка, проблематизация, планирование и пр.);

- информационно-коммуникативные технологии (для проведения тестирования, создания пре-зентаций, проведения занятий);

- проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой);

- метод мнемотехники по обучению детей связной речи,

- метод графического моделирования (совместная деятельность воспитателя и детей по построе-нию моделей, направленная на то, чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особен-ностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними)

Более трети детей с ОВЗ из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступает в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования решается с учетом пожеланий родителей ребенка.

Шагизатова Ф. А.

воспитатель первой категории ГБОУ УСКНШДС

Публикации по теме:

«Образование числа 8.» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Образование числа 8. НОД по познавательному.

«Дошкольное воспитание на Смоленщине в годы Великой отечественной войны». Беседа с детьми старшей группы К началу 1941 года в городе Смоленске функционировало 64 дошкольных учреждения. С началом Великой Отечественной войны работники детских.

Дошкольное воспитание на Смоленщине в годы Великой отечественной войны. Продолжение беседыДошкольное воспитание на Смоленщине в годы Великой отечественной войны. Продолжение беседы В истории деятельности детских учреждений в 1941 - 1945 гг. в Смоленской области выделяются три основных этапа: началом первого (1941 —.

Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы» Инклюзивное образование подразумевает обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями. Какие законодательные акты регулируют инклюзивное.

Мастер-класс для педагогов ДО «ФГОС — инвестиции в дошкольное детство» (с презентацией) Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической.

Конспект НОД «Образование числа 5» Программное содержание: Учить считать до 5 пользуясь правильными приемами счета. Содействовать овладению умениями: - различать количественный.

Консультация «Педагогическое образование родителей» Педагог-психолог Хартюк И. В. Центр развития ребёнка - детский сад №114 Адмиралтейского района. Дошкольное детство – это уникальный период.

Проект «Правовое образование в ДОО» Актуальность Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: "Инклюзивное образование". Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Эссе «Инклюзивное образование: за и против» Сегодня модно говорить о гуманности, толерантности, искоренении того или иного вида дискриминации. Одной из популярных тем в этом ряду является.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное дошкольное образование
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 07:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД