Папки-передвижки

Инновации в процессе обучения и воспитания

Бибимайрам Мамаджанова
Инновации в процессе обучения и воспитания

Инновации

в процессе обучения и воспитания

Доклад

на педагогическом совете

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Публикация «Инновации в процессе обучения и воспитания» размещена в разделах

Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.

Применительно к педагогическому процессу обучения и воспитания инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

в систему контроля и оценки уровня образования;

в систему финансирования;

в учебно-методическое обеспечение;

в систему воспитательной работы;

в учебный план и учебные программы;

в деятельность учащегося и преподавателя.

Попытаемся проанализировать понятие «ИННОВАЦИИ» по образовательным критериям.

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Целостный, продолжительный

Тип действий

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Проращивание, культивирование (изнутри, организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы, методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы) :

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

- создание различных вариантов школы полного дня;

- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

- создание детско-родительских объединений вокруг школы;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных методик.

Эвристическое обучение;

Мозговой штурм;

Проблемное обучение;

Дебаты;

Метод проектов;

Сократический диалог;

Дерево решений;

Ролевые игры;

Деловая игра;

Деловая корзина;

Форум;

Обсуждение вполголоса;

«Думай и слушай»;

Панельная дискуссия;

Программа саморазвития и т. д.

В основе всех методик лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.

Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. НО можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:

между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;

между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

В связи с этим меняется и модель инновационной деятельности учителя.

В данной модели нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления.

Следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.

Понятия «реформа» и «инновация»

Реформа

Инновация

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной деятельности

школы

Увеличение финансирования

Изменения в содержании

образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

Повышение статуса образования

Новые санитарно-гигиенические требования

Изменения в структуре системы образования

Инновация – это

нововведение, которое организуется и проводится

работниками системы образования

разрабатывается и проводится

Реформа – это

нововведение, которое

организуется и проводится

государственной властью.

Часто можно слышать, что инновационные школы – это те, в которых обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка, при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний.

Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной.

По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:

В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

По характеристике дидактических целей:

В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

По характеристике воспитательных целей :

В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

По характеристике развивающих целей:

В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

По характеру отношений между учителем и учеником:

В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.

Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Объектами инновации являются следующие проблемы:

как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;

как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;

как ускорить темпы обучения;

как устранить потери времени и т. д.

Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.

Публикации по теме:

Консультация «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников» «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников.» Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.

ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.

Инновационные приемы в процессе обучения плаванию Инновационные приемы в процессе обучения плаванию. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной.

Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Обучение английскому языку требует от педагога постоянного.

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста Цель.

Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ». Модернизационные изменения в дошкольном.

Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников (комментарии к презентации) 1 слайд Технологии интерактивного обучения и воспитания.

Умственное воспитание в процессе обучения детей в ДОУ Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас, как бы случайно.

Задачи воспитания и обучения в первой младшей группе Задачи воспитания и обучения в 1 младшей группе Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных преlставлений о здоровом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновации в процессе обучения и воспитания
Опубликовано: 30 мая 2016 в 22:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД