Инновационная деятельность в детском саду

Марина Григорьева
Инновационная деятельность в детском саду

Инновационная деятельность в детском саду

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. С введением в действие федеральных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования освоение интегративного подхода становится ключевой проблемой. Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требует переориентации педагогов ДОУ с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Деятельность, основанную на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками – экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций и др. Известно, что вышеназванные формы работы позволяют решать задачи разных образовательных областей и органично используются в процессе проектной деятельности.

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Он дает возможность ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Именно поэтому проектная деятельность была внедрена в нашем дошкольном учреждении.

Инновационная деятельность в детском саду

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешного внедрения проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в данном направлении в течение учебного года проводились различные формы методической поддержки:

- Консультации: «Организация проектной деятельности», «Типы проектов в ДОУ»;

- Дискуссия: «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»;

- Памятки и рекомендации: «Составление плана проектов», «Работа над проектом. Распределение деятельности педагога и детей», «Подготовка к презентации проекта».

Для повышения теоретического уровня знаний педагогов было предложено ряд методической литературы для самостоятельного изучения:

- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. – 2003, № 3.

- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст, 2003г. ;

- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, авт. -сост.: Л. С. Киселева, 2003г. ;

- Образовательные проекты в детском саду, под ред. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова, 2008г. ;

- Экологические проекты. Филипенко А. А., Масленникова О. Н., 2009г. ;

- Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы», 2011г.

Для полноценной организации проектирования было дополнительно приобретено материально-техническое оснащение, которое в свободном доступе для всех педагогов ДОУ: компьютер, принтер, аудио-, видеотехника, микрофоны, аудио-, видеокассеты, CD и DVD диски. Педагоги в работе все чаще используют м/м презентации и просмотр учебных фильмов.

Заключительным этапом целенаправленной работы по внедрению инновационной деятельности стала разработка краткосрочных оздоровительных проектов и представление их на педагогическом совете.

Имея различную базу подготовки, каждый педагог справился с поставленной задачей и решил ее эффективно и оригинально. Методическая копилка пополнилась разнообразными проектами и интересными идеями воспитателей и специалистов ДОУ:

- «Витамины и здоровый организм», «Радуга здоровья» - координаторы воспитатели средних групп;

- «Движенье + движенье = формула здоровья», «Чтоб здоровыми нам быть, надо чаще руки мыть» - координаторы воспитатели старших групп;

- «Чудеса «Кока-Колы», «Мед – всем здоровье несет!» - координаторы воспитатели подготовительных групп;

- «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало» - координатор учитель-логопед;

- «Музыкально-ритмические движения полезны для здоровья» - координатор музыкальный руководитель.

Безусловным достижением работы в данном направлении – это систематическое применение проектного метода. В практической деятельности педагоги используют различные типы и виды проектов.

Существует классификация проектов (по Л. В. Киселевой):

• по составу участников;

• по целевой установке;

• по тематике;

• по срокам реализации.

При планировании проектной деятельности воспитатели учитывают основные требования и принципы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста:

- проект должен быть посильным для выполнения детьми;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, видеотеку, медиатеку и др.);

- осуществлять подготовку детей к выполнению проектов (например, оказание помощи в выборе интересной темы);

- обеспечить руководство проектом со стороны воспитателей: обсуждение выбора темы, плана работы (включая время выполнения);

- в том случае, если проект групповой, каждый дошкольник должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, поскольку каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Проекты включаются в итоговые мероприятия тематических периодов годового планирования. Педагоги делятся опытом работы по проектному методу на ГМО по разным направлениям развития. Ежегодно участвуют с познавательно-исследовательскими и творческими проектами в городских и областных конкурсах и фестивалях:

Областная интеллектуально – творческая игра для дошкольников «Эко-Колобок» (2010г., 2011г., 2012г., 2013г.);

Городской педагогический проект «По ступенькам творчества к вершинам мастерства» (2011г.);

Областной конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (проекта, презентации) «Дорожная безопасность» (2013г.);

Областная научно-практическая конференция «Социальный заказ в системе дополнительного экологического образования: здоровьесбережение в действии» (2012г.);

Городской фестиваль профессионального мастерства педагогов ДОУ «Мир природы и ребенок» (2012г.).

Готовность воспитателей к освоению современных педагогических технологий и уровень знаний современных педагогических достижений выявляется с помощью анкетирования (на основе адаптированной методики В. А. Беляевой и А. А. Петренко) по темам:

- «Готовность воспитателей к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса»

- «Уровень профессиональной подготовки и способности к активной методической работе в ДОУ, творческой педагогической деятельности»

В целом хочется признать работу педагогического коллектива по внедрению инновационного метода проектов плодотворной. Необходимо особо отметить творческую работу каждого воспитателя в режиме инновационных технологий, которые они осваивали и продолжают применять в практической деятельности.

Таким образом, все педагоги значительно повысили свою педагогическую компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных и практических умений, используют личностно-ориентированную модель работы с детьми.

Педагогический процесс приобрел ряд инновационных изменений и улучшение качества образования воспитанников посредством поисково-исследовательской деятельности, повышения уровня экологической культуры и социальной компетентности. У детей повысился уровень развития интегративных качеств, как: любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

У родителей укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом, проявился творческий настрой к совместной деятельности, налаживается гармонизация детско-родительских отношений. Как показали данные анкетирования, 100 % опрошенных родителей, удовлетворены проводимой работой. Родители отмечают, что совместная проектная деятельность развивает коммуникативные способности, творческую и мыслительную активность детей, имеет продуктивную и социальную направленность.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Инновационная деятельность в детском саду
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 08:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....