Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении

Галина Шкилевич
Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении

В настоящее время в современном дошкольном учреждении практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):

• обеспечение работы учреждения в режиме развития;

• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.

• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.

Признаки, характеризующие процесс самообразования, когда педагог:

• осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;

• требователен к себе, стремится стать лучше, осознает необходимость самообразования;

• умеет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, имея идеалы;

• имеет определенную программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;

• знает методику самообразования, средства и способы над собой, владеет ими;

• конкретно действует в одном или несколько направлениях своего развития;

• имеет результаты в самообразовании.

Выделяют две формы самообразования педагогов

• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. В нашем учреждении, детском саду комбинированного вида подразделяются следующие группы: 1 группа – это педагоги, требующие усиленного внимания, 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом, воспитанников и педагогов.

К наиболее эффективным формам и методам в нашем учреждении относятся:

участие педагогов в методических объединениях, организация и проведение теоретических и научно-практических конференций, педагогические семинары-практикумы, наставничество, создание методических центров помощи молодым специалистам, моделирование и анализ методических ситуаций. Последний метод является одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе, он помогает найти обоснованное решение возникающим проблемам, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу. Так же следуе отметить деловые игры, смотры-конкурсы, разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества, отчеты по самообразованию, работу творческой группы "Поиск" по опытно-экспериментальной работе по теме"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих технологий"

В дошкольной педагогике существуют следующие формы методической работы (С. Г. Молчанов)

• репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

• репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции,

• эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры,

• эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок,

• продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп).

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы необходимо помнить, что он определяется:

• целями и задачами, поставленными перед ДОУ;

• количественным и качественным составом данного коллектива;

• качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов;

• содержанием методической работы и уровнем развития её основных направлений;

• сравнительной эффективностью форм и методов работы;

• особенностями образовательного процесса;

• материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

• реальными возможностями руководителей;

• передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.

Одна из особенностей работы с коллективом – уйти от опеки, предоставить право каждому решать основные вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. Результатом методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Теоретические аспекты инновационной деятельности Инновация в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение. А инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию,.

Автор публикации:
Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 10:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...