Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении

Галина Шкилевич
Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении

В настоящее время в современном дошкольном учреждении практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):

• обеспечение работы учреждения в режиме развития;

• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.

• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.

Признаки, характеризующие процесс самообразования, когда педагог:

• осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;

• требователен к себе, стремится стать лучше, осознает необходимость самообразования;

• умеет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, имея идеалы;

• имеет определенную программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;

• знает методику самообразования, средства и способы над собой, владеет ими;

• конкретно действует в одном или несколько направлениях своего развития;

• имеет результаты в самообразовании.

Выделяют две формы самообразования педагогов

• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. В нашем учреждении, детском саду комбинированного вида подразделяются следующие группы: 1 группа – это педагоги, требующие усиленного внимания, 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом, воспитанников и педагогов.

К наиболее эффективным формам и методам в нашем учреждении относятся:

участие педагогов в методических объединениях, организация и проведение теоретических и научно-практических конференций, педагогические семинары-практикумы, наставничество, создание методических центров помощи молодым специалистам, моделирование и анализ методических ситуаций. Последний метод является одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе, он помогает найти обоснованное решение возникающим проблемам, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу. Так же следуе отметить деловые игры, смотры-конкурсы, разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества, отчеты по самообразованию, работу творческой группы "Поиск" по опытно-экспериментальной работе по теме"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих технологий"

В дошкольной педагогике существуют следующие формы методической работы (С. Г. Молчанов)

• репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

• репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции,

• эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры,

• эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок,

• продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп).

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы необходимо помнить, что он определяется:

• целями и задачами, поставленными перед ДОУ;

• количественным и качественным составом данного коллектива;

• качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов;

• содержанием методической работы и уровнем развития её основных направлений;

• сравнительной эффективностью форм и методов работы;

• особенностями образовательного процесса;

• материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

• реальными возможностями руководителей;

• передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.

Одна из особенностей работы с коллективом – уйти от опеки, предоставить право каждому решать основные вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. Результатом методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Теоретические аспекты инновационной деятельности Инновация в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение. А инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию,.

Автор публикации:
Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 10:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...