Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.

Наталья Зорихина
Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи.

С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями увеличивается, структура речевых дефектов усложняется. Это требует внедрения в коррекционно-образовательный процесс новых технологий, инновационных приёмов, эффективных методик. Одним из наиболее важных принципов работы с детьми-логопатами является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребёнку. Для того, чтобы заинтересовать детей, поддержать интерес к раннее изученному материалу, речевой материал можно объединять в сказки.

Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.

Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со сверстниками.

Для наглядного представления предлагаемой системы была разработана модель организации коррекционно-образовательного процесса в контексте работы со сказкой.

Организационно-сюжетная основа фронтальных и индивидуальных логопедических занятий носила разнообразный характер. Логосказки применялись следующим образом: целиком или как часть занятий. Варианты организации занятий предусматривали использование:

Сказочных сюжетов;

• Элементов фольклора;

• Воображаемых путешествий, поездок, приключений;

• Литературных персонажей;

• Известных и придуманных игр, основанных на сказках;

• Элементов сюжетно-дидактической игры;

• Специально изготовленных пособий, коллажей, панно;

• Настольно печатных игр со сказочным сюжетом;

• Сюжетов и героев из сказок и мультфильмов

Использование вспомогательных средств

• Подбор речевого материала в нетрадиционных формах;

• Современные подходы к организации логопедических занятий;

• Комплексно-игровой метод в коррекции речи детей;

• Сюжетно-тематическая организация занятий;

• Дидактические пособия с оригинальным выполнением;

• Информационные стенды;

• Тематические книжные выставки;

• Тематические коллажи и альбомы.

Для активного использования данного приема мною был разработан системный подход к коррекционной деятельности. В данной системе отображены:

Виды логосказок на различную тематику;

Задачи, способствующие речевому по конкретному разделу;

Наиболее эффективные игровые приемы и упражнения, повышающие детскую мотивацию и речевую активность;

Взаимодействие в сферах «Учитель-логопед – воспитатели – родители».

Цель: обеспечить нетрадиционные условия для коррекции речевого недоразвития, обучения и воспитания дошкольников с разными формами речевой патологии.

Новизна опыта заключается в преобразовании стандартного обучения детей с речевыми нарушениями.

Реализация опыта направлена на:

• Развитие всех компонентов языковой системы;

• Формирование звуко-слогового анализа и синтеза;

• Развитие познавательных процессов;

• Развитие творческих способностей детей;

• Воспитание нравственно-эстетических чувств.

Система работы состоит из двух направлений:

o Обучение на специально организованной коррекционной деятельности;

o Обучение и закрепление знаний и умений детей во всех режимных моментах.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Времена года и погода
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.
Опубликовано: 12 июня 2013 в 19:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...