Инновационные подходы во взаимодействии учителя-логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи.

Наталья Шайдерова
Инновационные подходы во взаимодействии учителя-логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Андреева С. Д., Шайдерова Н. В. МБ ДОУ «Детский сад №250» комбинированного вида, г. Новокузнецк

Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые пять лет жизни ребёнка.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманные и чётко организованные системы взаимодействия.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Слабая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями: проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи в родительском клуб, «круглые столы», презентации, совместные проекты, интернет общение, вывешивается наглядная информация в родительских уголках, выпускаются газеты и т. д.

В начале учебного года на традиционно проводимом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы того или иного речевого профиля. На таком собрании важно:

- наметить пути и формы взаимодействия с родителями;

- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия. Новые формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей- основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями. Каждый учитель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программу обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. Предлагаем современную модель взаимодействия учителя-логопеда с семьёй - «Логопедическую корзину», в которой каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей учитель-логопед может сделать вывод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

"Логопедическую корзинку" предлагаем расположить в удобном для родителей месте, рядом с логопедической группой. Также родителям можно предложить памятку по заполнению корзинки,в которой раскрыта цель и правила заполнения.

Цель: повышение эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.

Правила заполнения: укажите дату обращении и фамилия ребёнка.

Напишите свою просьбу, заявку или оставьте свои замечания. Проследите о принятых мерах.

В ходе сотрудничества, отвечая на просьбы, заявки, вопросы родителей по логопедической корзинке логопед широко использует вспомогательные, наглядные средства, через которые родители получают более полную информацию.

Например в корзинку вкладываются:

- буклеты по постановке всех групп звуков, где подробно расписан артикуляционный уклад и упражнения, правила проведения артикуляционной гимнастики;

- памятки по выполнению домашних заданий, обогащению словаря ребёнка в домашних условиях, игры на дыхание, пальчиковые игры;

-информационные листы и консультации.

Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью интернета на площадке блога. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания, для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Основное его содержание составляют регулярно добавляемые

записи, изображения или мультимедиа. Публичность делает материалы доступными для чтения. Возможность оставлять комментарии к записям позволяет получать обратную связь от родителей. Наличие даты позво-

ляет вести записи в виде «ленты новостей».

Блок специалиста ОУ выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора.

Возможность размещения ссылок, фото, видео, даёт логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

Таким образом родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ.

Инновационные подходы во взаимодействии учителя-логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи.

Литература

1. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей// Дошкольное воспитание. 1998.- №11- С. 47-49.

2. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М. ,- 2007.-112с.

3. СтёркинаР. Б. Дошкольное образование в России /Сб. действующих нормативно-правовых документов и науч. -метод. материалов, г. Москва, -1997г. -335с.

Ф. И. О. Андреева Светлана Дмитриевна

Шайдерова Наталья Владимировна

Место работы МБДОУ №250 «Детский сад комбинированного вида» г. Новокузнецк

Должность Учитель-логопед

Ученая степень, ученое звание

Контактные телефоны (рабочий, мобильный) 61-41-81

8-950-272-87-18 (Андреева С. Д.)

8-950-588-66-19 (Шайдерова Н. В.)

E- mail Lokotosh.detsad250@yandex.ru

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Инновационные подходы во взаимодействии учителя-логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи.
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 16:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Победитель конкурса: Русская народная сказка «По щучьему велению».
Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими руками». В начале...
Мастер класс по лепке из соленого теста «Солнышко» детей средней группы.
Тесто для лепки – идеальный продукт для игр и занятий с детьми, как дома, так и в детском саду. Оно приятное на ощупь, эластичное, а главное, совершенно...
Моя первая перчаточная кукла «Петрушка»
Ох и тяжело мне далась эта кукла. Но конкурс в районе мне не удалось выйграть. Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый...
Шуя. Путешествие по городам России (часть третья)
( Материал подготовили и разработали: Родионова Ирина Витальевна и Куликова Ирина Борисовна) Снова приглашаем вас в путешествие. Наш исторический город...
Сценарий логопедического досуга «Цветик-речецветик»
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Дети заходят в зал, садятся на стулья. Логопед. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?...