Папки-передвижки

Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»

Наталья Березюк
Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»

ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач», ее автором является известный ученыйГенрих Саулович

Альтшуллер

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –

развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

Что нам дает использование технологии ТРИЗ?

Публикация «Инновационные технологии „ТРИЗ: Учимся мыслить смело!“» размещена в разделах

Развитие творческого мышления;

Развитие логического мышления;

- Развитие воображения;

- Развитие внимания;

Развитие речи.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ?

• В Познавательном развитии;

• В Речевом развитии;

• В Социально-коммуникативном развитии;

• В художественно-эстетическом развитии;

• В физическом развитии;

Цель триз :

Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог должен дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Методы триз :

«Имя признака – значение имени признака».

Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.

Д/п. «Дорожка признаков»

«Супермаркет»

Ход игры: Игра начинается со слов:

«В супермаркет мы идём,

Всё, что нужно, приобретём.

В отдел посуды мы идём,

Всё, что нужно, купим в нём!»

Чтобы купить посуду, надо описать её с опорой на пособие «Имя признака – значение имени признака» :

• Д/п. «Поляна признаков»

цель: Учить детей выделять признаки объектов.

Ход игры: По кругу разложены карточки со схемами признаков предмета, в центре сам предмет. По сигналу ведущего дети бегут по кругу и останавливаются напротив какой либо карточки и описывают признак предмета согласно схеме.

• Д/п. «Причина – следствие»

цель:

Учить детей правильно, составлять предложения с причинно-следственной связью, учить связно выражать свои мысли, развивать логическое мышление, связную речь.

Ход игры:

Дети должны составить предложения, используя пару картинок различных ситуаций, используя сначала слово "потому что". Затем составить предложение в обратном порядке, используя слово "поэтому". чтобы картинки правильно отражали причину и следствие событий, изображенных на предложенных картинках.

• Д/п. «Признаки в кругу»

Цель: Учить детей выделять признаки объектов.

Ход игры:

По сигналу ведущего дети с карточками встают в круг, соединяя картинку с признаком соседа, и описывают свой объект по соседнему признаку.

«Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет ка»)

цель: закрепление названий объектов или предметов, развитие пространственной ориентировки (выше – ниже, справа – слева, перед - после); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы.

Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

Плоскостная: на листе (столе, доске) с предметными картинками.

• ММЧ (моделирование маленькими человечками)

цель: позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-»

• Мозговой штурм

цель: развитие коммуникативных способностей детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

как уберечь продукты от мышей;

как не намокнуть под дождем;

как мышам достать сыр из-под носа кота;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

«Морфологический анализ»

Д/п. «Сочиняем сказки сами»

Используя алгоритм составления сказки по модели часов, дети учатся представлять объект в каком либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания, учитывая химические и физические свойства этого объекта.

«Звериная путаница».

цель : развиваем фантазию и речь, креативность, интерес к придумыванию нового.

Ход игры:

Из частей двух-трех животных составить новых, загадочных животных. Предложить ребенку назвать все части, придумать названия для необычных существ, придумать и описать новый объект с необычными свойствами, используя четыре серии картинок: «движение», «материал», «звук», «запах».

После обсуждения чудо зверя для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.

В конце игры можно распутать путаницу частей тел, собрав животных правильно.

«Составление загадок».

цель: учить составлять образные характеристики предметов, объектов путем загадывания загадок; развивать творческую речевую деятельность. умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление; внимание;

3) воспитывать умение слушать друг к другу.

• Благодаря играм и упражнениям, у детей повысился интерес к занятиям, увеличился словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу с детьми более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны в себе.

Цитата из пособия Людмилы Евгеньевны Белоусовой «Удивительные истории» :

«Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его много­цветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека мень­ше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»
Опубликовано: 18 июня 2020 в 11:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД