Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Весова Елена
Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Весова Е. А., старший воспитатель МБДОУ № 334 г. о. Самара

Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет договоренности между учеными: инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. На мой взгляд, инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Современная ситуация развития человечества - ситуация нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывать точки зрения партнеров реальных и потенциальных. Она востребует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Необходима иная система организации познавательной деятельности - качественно более высокого уровня. [4]. От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Несмотря на давнюю историю развития исследовательского обучения в нашей стране по-прежнему обучение строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Организация исследовательской деятельности детей рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

По определению А. В. Леонтовича исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций.

Исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [1].

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.

Декоративно-прикладное искусство послужит результативным средством в развитии исследовательской деятельности дошкольников, так как представляет собой работу созидательного характера, создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата в соответствии с внутренними потребностями. Декоративно-прикладное творчество позволяет отойти от традиционных форм обучения и выразить маленькому художнику в рисунке, декоративной работе, поделке, игрушке свои чувства и эмоции, дает свободу, и вселяет уверенность в своих силах.

Программа «Маленькие волшебники» – это первая ступень в развитии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая концепция построения программы выстраивается на основе методических рекомендаций А. И. Савенкова по обучению дошкольников навыкам исследовательского поиска.

Главная цель исследовательского обучения через цикл творческой деятельности по программе «Маленькие волшебники» – формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи программы – формировать и развивать: познавательный интерес, активность, исследовательскую активность, инструментальные навыки и умения при решении исследовательских задач, навыки проведения экспериментов.

- принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

- принципу приоритетности исследовательской мотивации (если у ребенка есть исследовательская цель, он сам активно ищет средства ее достижения, это не означает, что можно не заниматься специально развитием креативности или теоретического мышления, это означает, что приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности выступают как средства достижения цели, и поэтому процесс их развития протекает совершенно иначе, более естественно, более продуктивно);

- принципу личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком (формирование исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус жизненной ценности, происходит благодаря специально организованному общению педагога с ребенком, в процессе которого они именно актуализируются, проистекая из внутренних особенностей личности, а не навязываются извне. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия – посреднический диалог);

- принципу активности и оптимальной самостоятельности, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия (данный принцип предполагает ориентацию на проблемный подход и различные эвристики. Знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, материал не дается, а задается как предмет поиска);

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей («Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»);

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

Программа «Маленькие волшебники» отвечает федеральным государственным требованиям (ФГТ, а именно обеспечивает:

- собственное добывание знаний ребенком;

- субъектность присвоения знаний;

- учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;

- радость от детского творчества.

Ведущей целью Программы является стимулирование поисковой деятельности дошкольника, развитие свободной творческой личности через цикл творческих занятий, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Алгоритм построения образовательной деятельности:

- интересное начало–точка удивления;

- постановка проблемы;

- актуализация знаний детей;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение в систему знаний.

Модель построения образовательной деятельности может меняться в зависимости от задачи.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений, эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов, теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках [3].

Предлагается соблюдать правила выбора темы:

- быть интересной ребенку;

- быть доступной для изучения;

- должна принести реальную пользу участникам исследования;

- быть оригинальной;

- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Поделки, декоративные работы, включенные в тематический план познавательно-исследовательской деятельности, могут иметь разное назначение:

- для игр детей;

- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

- их можно использовать в качестве подарков.

Для реализации Программы используются различные формы организации образовательной деятельности: сообщения, беседы, которые нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать; диалог, дискуссия, обсуждение, помогают развивать способности говорить и доказывать, логически мыслить. Организация игровых ситуаций, состояний с активным движением помогают приобретать привычки здорового образа жизни, опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.

Различные конкурсы и смотры достижений помогают доводить образовательную деятельность до результата, фиксировать успех, демонстрировать достижения воспитанников, учат их достойно воспринимать результаты других воспитанников и т. д. Включение воспитанников в творческий процесс и изобретательство направлено на развитие творческих способностей. Выполнение самостоятельных исследований дает возможность – целенаправленно познавать, приобретать опыт. В процессе деятельности составляется портфолио. Все достижения воспитанников собираются в личный архив-папку «Сундучок достижений».

Программа содержит следующие разделы.

Содержание раздела «Работа с природным материалом» - дает благодатную возможность для развития творческого воображения, умения выдвигать гипотезу, наблюдать, классифицировать, экспериментировать, задавать вопросы.

Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

«Ёжик Пых»

Содержание раздела «Работа с бумагой» - помогает овладеть умением экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Дети имеют возможность попробовать себя в роли флористов и аранжировщиков.

«Букет для Снежной королевы»

Содержание раздела «Работа с тестом» - позволяет освоить объемные формы, развивает умение выдвигать гипотезы, наблюдать.

Содержание раздела «Работа с сыпучими материалами» - предоставляет детям возможность научиться выявлять проблемы, давать определение понятиям, классифицировать.

«Кошка Дося»

Содержание раздела «Пятнотворчество» - развивает умение мысленно экспериментировать.

«Коврик из цветов»

Содержание раздела «Работа с бросовым материалом» - позволяет развить умение классифицировать материал по происхождению или получению, по строению, по физическим показателям (толщина, структура, прочность, жесткость, по способности к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость, по оптическим показателям (цвет, оттенок, светопроницаемость, по химическим свойствам (обработка, окраска).

«Нарядилось деревце»

Содержание раздела «Пластилинография» - способствует развитию умения экспериментировать, делать умозаключения и выводы, доказывать и защищать свои идеи.

При создании коллажных композиций в разделе «Коллаж» у детей развивается изобретательность в подборе и сочетании различных материалов, фантазия и умение экспериментировать.

«Волшебный цветок»

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной творческой исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Как показали исследования, используя декоративно-прикладное искусство в целях развития исследовательской деятельности дошкольников, дети получают разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности — творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Поисковый характер творческой исследовательской деятельности способствует развитию инициативы, самостоятельности и любознательности. Развивается способность видеть проблемы в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую работу обучение развивает и совершенствует у детей восприимчивость к проблемам. Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети не боятся дивергентных задач (задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов – Дж. Гилфорд). Их не пугает и не раздражает ситуация неопределенности, дети находятся в постоянном творческом поиске, создании собственных произведений. Дети научаются выдвигать новые, неожиданные идеи, быстро и легко находят новые стратегии действия, что говорит о развитии оригинальности, гибкости и продуктивности мышления. В процессе творчества детям свойственна способность к концентрации внимания: они полностью погружаются в задачу и умеют работать даже при наличии помех. К концу старшего дошкольного возраста дети способны к оценке, они понимают мысли и поступки свои и других детей, определяют значимость продуктов собственной и чужой деятельности. Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки и обучению в школе.

Литература

1. Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В., Обухов, А. В., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.

2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.

3. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Художник Левина Л. И. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160с.

4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие / А. И. Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480с.

Публикации по теме:

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Школа молодого педагога. Перспективное планирование Перспективное планирование на 2011-2012 учебный год. Сентябрь. Тема: "Портфолио педагога" Октябрь. Тема: " Комплексы утренней гимнастики.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 22:48
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...