Лучший педагог года

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада

Наталья Вельмяйкина
Развитие национального сознания детей в условиях детского сада

«Развитие национального сознания детей в условиях детского сада ».Обоснование актуальности и перспективности. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка. Использование традиций и обычаев в воспитании национального сознания дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Публикация «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада» размещена в разделах

Изучение проблемы национального сознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Ребенок - это неотъемлемая часть взрослого. Он сам не может развиваться самостоятельно. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основе которого лежит приобщение личности к истории и национальному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают ребенка со своим народом.

Процесс воспитания национального сознания детей дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии, если:

• сконструировать образовательную среду с обогащением предметно-пространственных характеристик за счет создания целостных проектов этнокультурной направленности, которые включают элементы разной степени сложности, символичности, образности

• усилить эмоциональную насыщенность в процессе педагогического взаимодействия взрослых и детей, создавая положительный эмоциональный настрой, атмосферу доверия, уважения, открытости, сопереживания в отношениях между субъектами: взрослыми и детьми, стимулируя положительные эстетические и интеллектуальные эмоциональные переживания детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными видами национального искусства, родной природой;

• обогатить содержательные аспекты образовательной среды за счет разработки и реализации программы А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях», предполагающей системное ознакомление детей с территориально-географическими, культурно-бытовыми аспектами жизни, устным народным творчеством, прикладным искусством мордовского народа.

Теоретическая база опыта

В своей работе по воспитанию и развитию национального сознания у детей дошкольного возраста, я использую программы и методическую литературу:

1. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам (мокша, эрзя) в дошкольных образовательных учреждениях. А. И. Исайкина.

2. Примерный региональный модуль «Мы в Мордовии живем» под редакцией О. В. Бурляевой.

3. Мордовские народные сказки. В обработке Т. К. Самородок.

4. Хрестоматия к примерному региональному модулю «Мы в Мордовии живем» Автор сост. Е. Н. Киркина.

5. Методическое пособие «Детям о Мордовии». О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

На основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским языкам (мокша, эрзя) в дошкольных образовательных учреждениях», я составила план работы по кружку «Марлюнясь».

Регулярное планирование материала, проведение занятий по ознакомлению с мордовским декоративно- прикладным искусством, ознакомлению с окружающим миром позволило мне выполнить задачи по реализации национально- регионального компонента. В детском саду есть мини-музей, служащий местом проведения занятий и игр. Предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь)используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с народным фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников; детские и взрослые национальные костюмы; атрибуты к мордовским играм, песням. В группе так же оборудован уголок национальной культуры, включающий предметы декоративно-прикладного искусства, книги мордовских писателей, национальные детские журналы, кукла в национальном костюме. Так же знакомлю детей с различными жанрами художественной литературы. Часто с родителями и детьми проводятся обрядовые праздники и развлечения. Я верю и надеюсь, что дети пронесут любовь к своей Родине – Мордовии через всю жизнь!

Анализ результативности.

В ходе проведенной работы у детей сформировались представления о сказках, праздниках, традициях и обычаях мордовского народа. Дети стали осознавать собственную национальную принадлежность. Они знают стихи о природе родного края, узнают мордовский костюм, дети стали иметь представление о жизни мордвы. Проведение развлечения «День национальной кухни» совместно с родителями вызвал интерес не только детей, но и родителей. Родители были очень рады, что их дети говорили на мокшанском языке. Думаю, что обучение детей мордовским языкам в дошкольных учреждениях способствует приобщению личности к истории и национальному культурному наследию.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

Адресные рекомендации.

Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей старшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщения детей к национальной культуре. Мой инновационный опыт был обобщен и расположен на сайте детского сада.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе детского сада «Заюшкина избушка» Цель: Уточнить и закрепить путем игры-драматизации знание детей о русской народной сказке «Заюшкина избушка». Воспитывать интерес и любовь.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие национального сознания детей в условиях детского сада
Опубликовано: 18 марта 2021 в 09:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД