Инновационный опыт. Организация и проведение физкультурно-оздоровительного направления

Лариса Ярославцева
Инновационный опыт. Организация и проведение физкультурно-оздоровительного направления

«Через движение и игру - к воспитанию Человека будущего:

комплексная педагогика жизни».

Решение стать педагогом созрело еще в школьные годы. Я всегда мечтала работать с детьми, мне нравится их непосредственность, доброта искренность. Дети умеют переживать, радоваться и огорчаться, не скрывая этого, они беззащитны и нуждаются в нашей взрослой опеке, любви и поддержке. К сожалению, по ряду причин, сразу по окончании Сретенского педагогического училища и в последующие годы приходилось работать не по специальности и не по зову души. Счастливый для меня поворот судьбы произошел в 2007г. Начался новый этап моей жизни. Я стала частью живого организма под названием «Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Светлячок».

Я работаю руководителем физического воспитания. Для меня работа - это постоянный поиск, игра воображения, кладезь творчества. Девиз моей работы: «Физическое воспитание через искусство, творчество и сотрудничество».

Наш детский сад работает по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Одной из ведущих целей программы является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, которая реализуется через одну из видов детской активности - двигательной. Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является физкультурно - оздоровительное направление.

Дошкольный возраст в развитии ребенка - период, когда закладывается фундамент здоровья, основы для физического совершенствования и овладения культурой движений. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Наибольшее число функциональных отклонений составляют нарушение опорно-двигательного аппарата - дефекты осанки, плоскостопия.

К организации и проведению физкультурно-оздоровительного направления осуществляется комплексный подход в ДОУ, но несмотря на это состояние здоровья детей оставляет желать лучшего. В чем же причина?

Проанализировав состояние здоровья детей на момент поступления их в детский сад, мы увидели, что дети приходят в дошкольное учреждение ослабленные, большинство имеют 2 группу здоровья и есть дети с третьей группой (имеющие хронические заболевания).

Таб. №1. Распределение детей по подгруппам здоровья.

Год Колводетей Группы здоровья

I II III

2007 108 24 78 6

2008 110 26 79 5

2009 113 27 82 4

Проведя обследование уровня двигательной активности в течение дня по методике шагометрии В. А. Шишкиной в младших группах,  в старших группах по методике шагометрии М. А. Руновой, я выявила, что количество движений, производимых детьми в течение дня, ниже возрастной нормы. А причина в том, что дети много времени проводят в статичном положении, что влечет за собой нагрузку на определенные группы мышц и ведет к утомлению, нарушению осанки, плоскостопию и задержке возрастного развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.

По мнению академика Н. А. Амосова, современный ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией, что является причиной ухудшения здоровья дошкольников.

Анализируя свою работу, я сделала вывод, что методы, традиционно предлагаемые для повышения двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников, в большинстве случаев недостаточно эффективны. Они, как правило, не являются достаточной мотивацией для дошкольника, значение их, как источника сохранения здоровья не понятно, поэтому выполняются они не всегда охотно. Учитывая возрастные особенности, необходимы интересные, яркие по содержанию упражнения, привлекающие внимание детей.

Имеющийся опыт работы использования «внепрограммного материала» показал, что интерес и особое желание двигаться дети проявляют, когда им предлагаешь нетрадиционные для детсадовской практики методы работы. К примеру, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием посещают кружок степ-аэробика. Проведение нетрадиционных форм занятий, с использованием комплексов ритмической гимнастики, аэробики, рифмопластики, в которых обязательным условием являлось музыкальное сопровождение, развивающее чувство ритма, пластичности, вызывает у детей больше положительных эмоций, мотивов для стремления к занятиям, нежели традиционные, проводимые в рамках программы занятия.

Проведя мониторинг по физическому воспитанию дошкольников совместно с педагогами и родителями, мы выявили, что необходимо внедрить такую новую форму в работе с дошкольниками, которая бы, смогла удовлетворить потребности в движении, через мотивацию дошкольников, а также включала бы в себя несколько нетрадиционных видов деятельности знакомой и полюбившейся детям, и тем самым повысило бы эффективность физического воспитания в ДОУ.

Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.

Исходя их вышесказанного, я пришла к выводу, что эффективной формой двигательной активности является художественная гимнастика.

В чем преимущество художественной гимнастики? Это:

- Высокая эмоциональность, связь с музыкой, большое разнообразие интересных упражнений, в том числе и корригирующих, как с предметами, так и танцевальных движений, способствует не только формированию осанки, но и развитию эстетических, творческих и психических способностей занимающихся;

-Экономичность по сравнению с другими средствами физического воспитания, так как не требует дополнительных расходов и сложного оборудования (скакалка, гимнастические палки, гантели, мячи, наклонная и горизонтальная лестница, канат, кольца, то есть все то, что имеется в каждом детском саду

- Оздоровительно-тренирующая направленность, так как состоит из сотен тысяч различных развивающих мышцы рук, ног и туловища упражнений.

- Универсальность, так как тесно переплетается с остальными видами спорта, и присутствует практически везде в той или иной форме, подходит для детей разного возраста и состояния здоровья;

В некоторых исследованиях последних лет (С. Г. Лемешева, Н. Ю. Соболева, С. Б. Шарманова) экспериментально доказано, что методически правильное использование средств художественной гимнастики в различных формах физического воспитания дошкольников достаточно эффективно. Оно способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, а также устойчивой потребности в движениях, которая вызвана положительными эмоциями, желанием дошкольников заниматься художественной гимнастикой.

Целью внедрения художественной гимнастики, как новой формы мотивации дошкольников к физической двигательной активности, является повышение двигательной деятельности детей дошкольного возраста и укрепление здоровья.

Достигнуть этого можно при помощи решения следующих задач:

-повысить эффективность физического воспитания через введение элементов художественной гимнастики в двигательный режим дошкольников;

-формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать творческие способности и потребность в здоровом образе жизни;

-повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ и тем самым вовлечь их в совместную деятельность.

Прогнозируемые результаты работы:

-повышение интереса к двигательной культуре;

-повышение уровня обученности по разделам программы (отрабатывается техника выполнения прыжков, ходьбы, бега, ползания, владение спортивными упражнениями и техникой выполнения упражнений с ними);

-владение своим телом, выполнение движений осознанно, ловко, красиво, ритмично;

-профилактика плоскостопия, укрепление опорно-двигательного аппарата;

Хотя в настоящее время накоплен значительный фактический материал, доказывающий результативность художественной гимнастики в развитии физического и психического потенциала детей дошкольного возраста, но она не нашла широкого применения в практике дошкольного физического воспитания. Проблема в том, что не определены средства художественной гимнастики, направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания, а также методические особенности их применения в условиях ДОУ.

Мною разработана методика применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. На начальном этапе проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе анализа показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. С учетом полученных данных я отобрала элементы художественной гимнастики, приемлемые возрастным возможностям и фактическому физическому состоянию детей 4-7 лет, направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания. Гибкая система обучения элементам художественной гимнастики позволила мне включить гимнастику не только в физкультурное занятия, но и в другие формы физкультурно-оздоровительной работы: утреннюю гимнастику, закаливание, активный отдых, самостоятельную двигательную деятельность детей.

С детьми младшего возраста я начала обучение с игровых подражательных упражнений. Детям 3-4 лет доступнее осваивать упражнения через образы, что также позволяет чередовать двигательную деятельность из разных исходных положений. Хорошую нагрузку малыши получают при выполнении разного вида движений: ходьбы, бега, прыжков, ползания, что необходимо для укрепления опорно-двигательного аппарата. Подражая образу, ребенок познает технику движений, спортивных и танцевальных упражнений. Дети младшего возраста способны осваивать различные виды движений: самостоятельно лазать по гимнастической стенке, выполнять вис на турнике, подтягиваться, кувыркаться через голову. Но если с детьми не заниматься систематическими специальными физическими упражнениями к 4-5-годам ребенок теряет природную гибкость. Родителям таких детей я рекомендую после выпуска из детского сада заниматься танцами, аэробикой при ЦДТ.

Основное содержание художественной гимнастики для детей среднего и старшего возраста составляют:

-упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие, прикладные);

-упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки);

-элементы акробатики, хореографии, пантомимы;

-ритмика (упражнения на согласование движений с музыкой);

-упражнения с предметами (мячом, обручем, лентой, скакалкой);

Процесс обучения движениям разделяется на три этапа:

1. Создание представления об упражнении;

2. Разучивание упражнения;

3. Закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Применение в комплексе общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях элементов художественной гимнастики помогает сохранить природную гибкость. Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту и выносливость. Дети обучаются разным способам удержания мяча, обруча, ленты, гимнастические палки и элементарным действиям с ними. Также на физкультурных занятиях я использую упражнения на равновесие, включающие разные виды ходьбы с уменьшением площади или увеличением высоты опоры, а также подвижные игры с заданием на равновесие, что благоприятно сказывается на формировании осанки

Таб. №2. Основные виды упражнений и их значение в структуре физкультурного занятия с использованием элементов художественной гимнастики.

Вводная часть Основная часть Подвижные игры Заключительная

часть

Разминочные разогревающие упражнения, силовые упражнения с предметами.

Подготавливание организма детей к нагрузке, тренировка вестибулярного аппарата. В комплексе ОРУ:

акробатические упражнения ;

упражнения с с гимнастическими пособиями (обручем, мячом, скакалкой, лентой, гимнастической палкой);

танцевальные движения.

Укрепление мышц спины, живота, разработка суставов, снижение напряжения, синхронность движений Подвижные игры, музыкально-двигательные задания. Игры на развитие внимания и быстроты реакции, ориентировки в пространстве.

Индивидуальные и групповые игры.

Гимнастика для развития чувств, внимания, ощущений, медитация, релаксация

Публикации по теме:

Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию 3 Программа «Здоровье» (Автор: В. Г. Алямовская). Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне.

Знакомство!Знакомство! Здравствуйте! Меня зовут Ольга! Работаю воспитателем первой младшей группы в детском саду г. Нижнего Новгорода. Мне очень нравиться работать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Инновационный опыт. Организация и проведение физкультурно-оздоровительного направления
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 16:07
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....