Получи документы

Инновационный педагогический опыт «Реализация мордовского национально-регионального компонента в детском саду»

Светлана Журавлёва
Инновационный педагогический опыт «Реализация мордовского национально-регионального компонента в детском саду»

Инновационный педагогический опыт

воспитателя

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленного подразделения

«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия

Журавлевой Светланы Александровны

Тема педагогического опыта : «Реализация национально - регионального компонента в ОП «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

Актуальность опыта

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Реализация мордовского национально-регионального компонента в детском саду“» размещена в разделах

На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народа сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.

Актуальность регионального компонента в детском саду определяется переменами, охватившими все сферы социально-экономической и духовной жизни народов республики Мордовия, в том числе и систему образования.

Национальным советом по государственной политике при Главе Республики Мордовия, отмечалось, что необходимо пересмотреть прежнюю систему образования, которая была построена без должного учета многовековых традиций национальной культуры.

Этой проблемой я занимаюсь на протяжении 4 лет. В Ковылкинском муниципальном дошкольном образовательном учреждении «ЦРР – детский сад «Сказка ОП «ЦРР- детский сад «Солнышко» воспитываются дети разных национальностей : русские, мордва, татары.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, преумножить и передать их будущим поколениям. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность жизни Мордовии. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий, как долг, честь, совесть, любовь и преданность Родине и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Основная идея опыта

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей республики и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент он проживает. Большая работа проводится по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Теоретическая база опыта

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Наиболее значительную часть по степени влияния на воспитательно- образовательный процесс ДОУ составляют образовательные программы:

-региональная программа «Валдоня» под редакцией Н. А. Андреевой;

-примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под редакцией О. В. Бурляевой

Модуль программы подготовлен с учетом новейших достижений науки и практики отечественного дошкольного образования и в соответствии с действующими «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Хрестоматия к примерному региональному модулю

- Хрестоматия по программе «Валдоня».

Новизна опыта.

Новизна состоит в том, что она составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.

1. «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, знакомство с талантливыми людьми.

2. «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством мордовского народа.

3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся подвижные игры.

4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом, традициями своего народа. Организовываются экскурсии.

5. Коммуникация, где дети учат понимать, воспринимать мордовскую речь. Знакомятся с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывают значение новых слов, используют в речи речевые образцы на мордовском языке.

Технология опыта.

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.

Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.

Задачи:

1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.

2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.

3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.

4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.

Мой педагогический опыт определяется следующими основополагающими принципами и приё мами:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий:

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год, углубляя и расширяя их.

Принцип интеграции, который использую в своей работе, позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Оптимальность и эффективность средств

- При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью.

- В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.

- Знакомя детей с жителями республики и их традициями, организовываю беседы на темы: «Народы Республики Мордовии», «Жители Мордовии» и др.

- Воспитывая чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ, знакомлю детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного посёлка.

- Углубляя представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике, объясняю, почему республика называется Мордовия, связывая название с мордовским народом.

Знакомлю с символикой Мордовии и даю элементарные сведения о государственной власти.

Формы работы с детьми:

-экскурсии, целевые прогулки;

-творческая художественно- изобразительная деятельности детей;

- выставки (совместная деятельность детей и родителей);

-праздники;

-театральные постановки мордовских сказок;

-кружковая работа.

Таким образом, в работе с детьми прослеживается несколько направлений работы:

1) Духовно - образовательное (беседы, устные поучения).

2) Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, сюжетно- ролевые игры, прогулки, экскурсии, походы).

3) Культурно - познавательное (встречи, целевые прогулки, досуги, развлечения).

В своей группе создала мини уголок, где собраны предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

Учу детей называть родной город. Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).

Знакомлю детей с ближайшим окружением детского сада, привлекаю внимание к современным зданиям: домам, театрам, школам. Провожу прогулки по улице, на которой расположен детский сад; обращаю внимание детей на различные строения. Привлекаю их внимание к иллюстрациям, фотографиям, на которых изображены различные здания, памятники. Показываю детям, что мастера труда проявляют хороший вкус, художественные умения.

В дни праздников обращаю внимание детей на красочное оформление зала детского сада, улиц города, воспитываю чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, города.

Рассказываю детям о традициях, обычаях, о замечательных людях республики, района, города. Какую роль в художественно-эстетическом воспитании сыграли выдающиеся художники Ф. В. Сычков уроженец села Кочелаево и земляк Виктор Андреевич Беднов.

Каждый район Мордовии имеет свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в этом моя приоритетная задача. Мир ребенка – это всё то, что его окружает. Моя задача – помочь ребенку научиться видеть и понимать, поддерживать и множить красоту родного края. Для того, чтобы ребенок ощущал духовную жизнь своего народа, творчески утверждал себя в ней, принимал историю и культуру родного края необходимо вводить региональный компонент в каждую образовательную область. Это позволит расширять и углублять знания детей о родном городе, формировать понятия об историческом прошлом народов, проживающих на данной территории, вызывать и поддерживать интерес к народному творчеству, фольклору, особенностям декоративного творчества, кулинарии, костюма.

Как же педагог может достичь результата в этом нелёгком деле? Не секрет, что далеко не все дети интересуются историей, традициями родного края. И монотонное рассказывание вряд ли увлечёт ребят. Педагог сам должен интересоваться темой, найти такие сказки, песни, мелодии, фотографии, чтобы воспитанники увидели такие смысловые оттенки, которые заставят детей проникнуться чувством понимания древности и величия свое малой Родины.

Я в своей работе использую произведения декоративно-прикладного искусства мордовского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментные мотивы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

На занятии аппликацией учу вырезать элементы узора, составлять, наклеивать полученные геометрические формы, украшая предметы быта и одежды (чашка, рукавицы, фартук, салфетка, полотенце, платки т. д.). На занятия приходит в гости кукла в национальном мокшанском наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка. Я читаю мордовские народные сказки, с удовольствием исполняем песни, учу различать фольклорные жанры. Продолжаю знакомить с национальными традиционными обрядами, праздниками. Провожу фольклорные развлечения: «Масленица», «Рождество Христово», «Проводы зимы», «Каляда» и т. д. Заучиваем прибаутки, потешки, песенки. Заостряю внимания детей на названии жанра и его особенностях.

В ОП «ЦРР-детский сад «Солнышко» я веду кружок «Мокшаночка» по обучению детей мокшанскому языку. Детей старшего дошкольного возраста я знакомлю с мордовскими словами, обозначающими диких и домашних животных, объединяя их в группы по смысловому признаку. Раскрываю значения новых слов на мокшанском языке. Накопили определенный набор предложений по умению знакомиться на мордовском языке, произносить слова приветствия и прощания.

За основу в своей работе по обучению языка взяла программу Исайкиной А. И. Закрепление изученного происходит в процессе общения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений.

На этих мероприятиях дети демонстрируют свои успехи в знании языка перед родителями и детьми детского сада.

В кружковой работе в свободной деятельности широко использую игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, т. е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений.

Участие детей в народных играх позволяют им через игровое общение, усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Организую и провожу праздники, связанные с традициями народов. Дети участвуют в конкурсах "Весёлые нотки", "Пластилиновая ворона", «Алая гвоздичка», «Люблю тебя, мой край родной» - занимаем призовые места. В нашем репертуаре мордовские танцы, песни, стихи и спектакли.

На этих мероприятиях дети демонстрируют свои успехи в знании языка.

Вся эта работа, на мой взгляд, сохраняет чистоту детской души в сегодняшнем мире. Совместно с родителями пытаюсь сохранить национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

Формы работы с родителями

- родительские собрания;

- лекторий для родителей;

- проведение для совместных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары и др.);

- информационные стенды для родителей;

- выставки детских работ;

- совместные с детьми праздники, спектакли, досуги, развлечения.

Прежде всего я провожу большую работу с родителями. Рассказываю им о традициях, обычаях, о замечательных людях республики, района. Какую роль в художественно- эстетическом воспитании сыграли такие выдающиеся скульпторы и художники, как С. Д. Эрьзя, Ф. В. Сычков, В. А. Беднов и другие.

Много сведений даю о мордовских певцах, артистах, композиторах. Слушаем песни композитора Н. В. Кошелевой, Г. И. Сураева-Королева в исполнении певиц Н. В. Спиркиной, Г. А. Машаевой, А. Н. Куликовой, М. Н. Антоновой и др.

Каждый год организовываю выставки детских работ.

В перспективе планирую:

- создавать необходимые условия для активного приобщения к процессам национального возрождения духовной культуры народов Республики Мордовия;

- продолжать специальную работу по разработке и внедрению новых технологий в работе с детьми и родителями;

- продолжать плановую работу по развитию творческих способностей детей.

Анализ результативности

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций.

Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Я убеждена, что знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, изучение истории, начинаю с посещения городского краеведческого музея и мини – музея нашего дошкольного учреждения, уголка национальной культуры в своей группе.

Показываю детям, что жилище украшают атрибуты домашнего быта: печь, на которой (в которой) готовили пищу, и которая обогревала жилище; сундук, в котором хранили постельные принадлежности: подушки, одеяло и старинные вещи бабушки, дедушки; люлька, в которую укладывали и укачивали маленьких детей. В старину домашнюю утварь (посуду) : чаши, ложки, вазу, лоток, чан, кадку изготавливали из дерева. Все предметы утвари имели свое назначение: деревянные чаши предназначались для напитков; в вазочках подавались масло, мед, сладости к чаю; в чанах, кадках замешивали тесто, сбивали масло; в них хранили муку, зерно, перевозили масло, мед, сметану. Предметы, сделанные из дерева, отличались прочностью и удобством. В современных условиях посуда изготавливается из различных материалов: стекла, пластмассы. Все эти красивые вещи создают люди разных профессий.

Адресные рекомендации по использовании данного опыта

Опыт работы, который накоплен мною, показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух.

Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, уважение к старшим.

Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников. Самое главное у детей воспитывается уважение и взаимоотношение к другим народам.

Возможность тиражирования.

В целях популяризации и распространения педагогического опыта материалы размещены в сети Интернет:

На персональном сайте в социальной сети: https://www.maam.ru/users/403378

Теоретическая часть - описание педагогического опыта размещена на сайте обособленного подразделения «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» : https://skazka-kov.ru/solnyshko/Zhuravleva/

Список литературы:

1. Уроки мокшанского, эрзянского. Н. Б. Голенков – С, изд. Дом «Писатель».

2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт. -сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.

3. Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор» и музыка композиторов Мордовии) : Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. за выпуск Ю. А. Мишанин; ред. текстов А. Д. Шуляев; ред. О. О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257с.

4. Валдоня (Светлячок)

Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.

5. «Мы в Мордовии живем» региональный образовательный модуль дошк. образования под ред. О. В. Бурляевой

Печатные издания:

1. Мордовское декоративно – прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. ФГОУ ВПО «Мордовский государственный институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Бурляева О. В.

2. Древняя мордва, Саранск, издательский центр ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева, Виктор Вахляев,2007

3. Художник радости Федот Сычков, Н. Осянина, Саранск, Фонд «Открытая Мордовия» Мордовский республиканский музей

изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзя, 2010

4. Саранск – столица Мордовии, Саранск издательский центр ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева 2007г.

Список литературы для детей и родителей

1. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт. -сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.

2. Мордовские народные сказки

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1 Лето — время года, когда мы забываем о времени. Ведь когда рассветы сменяются красивыми закатами, время останавливается. Каждый восход и.

Фотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонентаФотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонента Яркая контрастность при смене времен года – отличительная особенность природы Западной Сибири. Карнавал красок осенней листвы – отличное.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1 В нашем детском саду созданы оптимальные условия для физического и духовного развития. Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются нравственные.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Реализация мордовского национально-регионального компонента в детском саду»
Опубликовано: 11 октября 2021 в 20:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД