Получи документы

Инновационный проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»

Анастасия Гуляева
Инновационный проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»

Инновационный проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

1 СЛАЙД.

Тема инновационного проекта : «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

2 СЛАЙД.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проекта.

Введения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО:

Публикация «Инновационный проект „LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ“» размещена в разделах

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Познавательное, Речевое и Социально-коммуникативное развитие);

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна проекта :

Проекта заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

3 СЛАЙД.

Цель проекта :

Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO и робототехники.

Задачи проекта :

Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WEDO, ROBOLAB RCX, LEGO DUPLO, LEGO DASTA.

Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.

Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

4 СЛАЙД.

Формами работы являются:

Образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Основные методы:

словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

наглядный (показ, работа по инструкции);

практический (сборка моделей);

репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

исследовательский метод;

метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

5 СЛАЙД.

Планируемые результаты:

Ребенок проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;

Ребенок техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

Ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT;

Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

Ребенок создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;

Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT.

Формы проведения итогов реализации проекта :

Конкурс детских построек на муниципальном, региональном, всероссийском уровне;

Совместная проектная деятельность детей и родителей;

Совместная деятельность детей и воспитателей.

Содержание проекта реализуется в различных видах совместной   деятельности:  игровой, коммуникативной,  двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым.

6 СЛАЙД.

ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы  по  вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие  необходимых условий в детском саду  не позволяет   решить данную проблему в  полной мере.  Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия (На слайд). Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники  в образовательном процессе детского сада, что  позволит создать благоприятные условия  для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

7 СЛАЙД.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная идея проекта  заключается    реализации   более широкого  и глубокого  содержания   образовательной деятельности  в детском саду с использованием  конструкторов LEGO. (На слайд).

Технология. Проектирование

Технология. Реализация проекта.

Развитие речи.

ФЭМП

8 СЛАЙД.

В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности. Первый и второй этапы носят подготовительный характер.

1 этап. Реализуется в рамках обязательной части основной общеобразовательной программы детского сада. Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования  в регламент образовательной деятельности  детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование» на основе методических разработок М. С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».   

Возрастная категория: с 3 до 4 лет.

Детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся  с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами  скрепления кирпичиков,  у детей  формируется  умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В совместной с педагогом деятельности дети осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику.

Возрастная категория: с 4 до 5 лет.

Дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO,   на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре, учатся ее анализировать. Добавляется  форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

9 СЛАЙД.

2 этап. Реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы детского сада, как дополнительное образование «Конструирование с использованием робототехники». Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным.

Возрастная категория: с 5 до 6 лет.

В данном этапе преобладает познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием,  дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- WеDо.  Организация образовательной деятельности,  на данном этапе,  выстраивается в индивидуальных  и подгрупповых  формах работы с детьми.

10 СЛАЙД.

3 этап. Реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы детского сада, как дополнительное образование «Конструирование с использованием робототехники».

Возрастная категория: с 6 до 7 лет.

В данном этапе преобладает познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора  становится приоритетным.   Особое внимание уделяется  развитию  творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.

Предполагает  освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических  конструкторовLEGO- WeDO,  ROBO-KIDS; Конструкторы данного вида предназначены  для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.

Занятие конструированием, программированием, исследованием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в проекте «LEGO  - конструирование и робототехника в ДОУ» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширениями круга интересов.

11 СЛАЙД.

Освоение навыков робото-конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:

На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединение деталей.

На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.

Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей более сложным поведением.

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают спектакли, задействуя а них модели.

12 СЛАЙД.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ LEGO КОНСТРУИРОВАНИЯ И РОБОТОТЕХНИКИ В ДОУ

Зонирование кабинета предполагает:

Первая часть – для педагога-организатора, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий;  рабочий стол для педагога.

Во второй части (по периметру кабинета) размещены стеллажи для контейнеров с конструктором.

В третьей части (центр кабинета)– для проведения  совместной деятельности с детьми и родителями.     Интерактивная доска и компьютер, для демонстрации видео материала, технологического процесса, освоения основ программирования.

Для эффективной организации занятий по LEGO конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать LEGO на занятиях, он должен пощупать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свою одно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

13 СЛАЙД.

Этапы реализации проекта :

I этап (подготовительный) – разработка проекта :

Создание кабинета робототехники для воспитанников второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп на базе МБДОУ Чычымахский детский сад «Туйаара» :

Изучить и определить место и роль кабинета робототехники в условиях детского сада.

Изучение технологии учебного процесса оптимальные для дошкольников при изучении основ робототехники и конструирования.

В детском саду разработать перспективное планирование по LEGO-конструированию и робототехнике.

Создание взаимодействия между педагогами дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, родителями, воспитанниками в рамках созданного проекта.

Обучение педагогов (работающих на второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах) через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по эффективному использованию ИКТ и образовательной робототехнике.

Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочих программ, обеспечивающих интегрированный подход к организации образовательного процесса по ИКТ и образовательной робототехнике.

Организация начального материально-технического обеспечения  LEGO – центра

14 СЛАЙД.

II этап (практический) – практическое осуществление проектной деятельности :

1. Использование ИКТ - оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической.

2. Установление взаимодействия с социальными партнерами

Программа реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование» на основе методических разработок М. С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» и по дополнительному образованию «Конструирование с использованием робототехники». Перспективное планирование (Приложение 1).

Разработано программа «LEGO  - конструирование и робототехника в ДОУ» на два-три года обучения.

Учебное оборудование ИКТ кабинета и робототехники постоянно использовать на занятиях и вне образовательной деятельности.

Проводить соревнования, экскурсионные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки и др. среди учеников начальной школы и воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.

Реализация детско-родительских проектов

Мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами

Выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем;

15 СЛАЙД.

III этап (обобщающий) – контрольно-аналитический

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования конструирования робототехники, в образовательном пространстве (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях) :

Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы между педагогами дошкольного учреждения и педагогами начальной школы, а также обучающие семинары, курсы повышения квалификации.

Обобщение опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.

Методы оценки

Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, дидактических играх и упражнениях). Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Робототехника и LEGO-конструирование помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.

Использование конструкторов LEGO и ИКТ при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.

Использование робототехники и LEGO-конструирования – упрощает работу по анализу и синтезу слогов и при составлении схемы предложения. Помогают при постановке звуков, исправлении ошибок.

Использование конструкторов LEGO и ИКТ в процессе наблюдения за развитием (выявление проблем) (спонтанная игра, коллективная и индивидуальная). Помогает установить контакт между педагогом, детьми и родителями. Наиболее полно раскрыть особенности ребенка с точки зрения форсированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявление речевых возможностей ребенка, установление уровня его коммуникабельности.

Использование конструкторов LEGO и ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессе. Коррекционная работа (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т. д.) через использование конструирования и образовательной робототехники. Формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

16 СЛАЙД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется  сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

Перспективы развития

Решение поставленных в проекте задач  позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки. В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Возможности использования проекта

Проект адресован  педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования  в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Робототехника как средство социализации мигрантов в ДОУ в образовательной деятельности Введение. Актуальность проблемы. Обострение межэтнических отношений породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. В то же.

Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ» Пояснительная записка В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Конспект занятия по Lego-конструированию в старшей группе «Путешествие на космодром «LEGO» «Путешествие на космодром «LEGO». ЦЕЛЬ: Закреплять конструктивные навыки детей. ЗАДАЧИ: Обучающие: -Учить обдумывать замысел будущей постройки,.

Конструирование из конструктора LEGO по мотивам сказов Павла Петровича БажоваКонструирование из конструктора LEGO по мотивам сказов Павла Петровича Бажова 27 января-день рождения уральского писателя,сказителя Павла Петровича Бажова. В этот день мы в группе организовали выставку книг писателя.

Лего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУ «Легоконструирование и образовательная робототехника в доу» Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста.

НОД конструирование и робототехника «Мельница» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Мельница» с детьми старшего дошкольного возраста Цель НОД: развивать научно-технический.

Педагогический проект на тему «Лего-конструирование у детей старшего дошкольного возраста «LEGO-сказка» «Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой Современная действительность.

Педагогический проект «Внедрение инновационного средства — мягкого конструктора LEGO в НОД по физической культуре в ДОУ» Педагогический проект "Внедрение инновационного средства, мягкого конструктора LEGO в НОД физическая культура в ДОУ".1. Проблемно – ориентированный.

Проект «Лего-конструирование в ДОУ»Проект «Лего-конструирование в ДОУ» Актуальность Лего-конструкторов: 1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 11:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД