Получи документы

Инновационный проект «Детский сад — Игропарк»

Елена Рубанова
Инновационный проект «Детский сад — Игропарк»

Комплексный инновационный проект

«Детский сад – Игропарк»

(создание комплексной инновационной образовательной модели, направленной на раннюю профориентацию воспитанников через игровые технологии)

1. Актуальность

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно уже в дошкольном детстве.

Публикация «Инновационный проект „Детский сад — Игропарк“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает наличие в основной образовательной программе дошкольного учреждения вариативной части, которая разрабатывается самим учреждением с учетом регионального компонента.

В программе "Детство", по которой работает наше ДОУ, региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. Проводя мониторинг сформированности умений и навыков у старших дошкольников по разделу "Дошкольник входит в мир социальных отношений" : формирование представлений о семье, семейных и родственных отношениях, профессиях родителей, мы получили следующие результаты:

30 % детей не смогли назвать профессии родителей, работающих в порту, на железной дороге, а 70% процентов воспитанников не интересуются, чем занимаются на работе их родители.

Большинство детей, мечтают стать врачами, продавцами, полицейскими. Отсутствует разнообразие в выборе профессий.

Результаты тематической проверки по организации сюжетно-ролевой и свободной игры в ДОУ (март 2022г.) показали следующие результаты:

1. Педагогами широко применяются настольные игры (72%, конструктор (68%, а в сюжетно-ролевые игры по профессиям дети большей частью играют, предоставленные сами себе. Мало внимания уделяется организации самостоятельной игровой деятельности воспитанников, индивидуальной работе с ними.

2. У детей не хватает пространства в группе, чтобы развернуть самостоятельную игровую деятельность.

3. Уровень развития игровых умений у старших дошкольников находится на низком уровне. Дети не умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления.

4. Большинство детей (62%) испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действием, представляющим для них интерес.

5. В рамках образовательной программы ДОУ, через игру, педагоги знакомят детей с профессиями взрослых, но теми, которые лежат на поверхности (продавец, врач, парикмахер, водитель, повар, следовательно знания детей в области разных профессий очень примитивны и ограничены. А ФГОС ДО требует воспитывать у дошкольников уважение к людям труда, результатам труда взрослых.

Для решения этой проблемы творческой группой ДОУ был разработан проект «Детский сад - Игропарк». В рамках проекта мы решили шире рассмотреть этот вопрос и направить свою работу на раннюю профориентацию воспитанников через игровые технологии. Из-за нехватки педагогических кадров, одна группа в ДОУ не функционирует, поэтому ее оборудовали под Игропарк. Группа служит дополнительным развивающим и образовательным пространством для игровой деятельности воспитанников.

Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями, видами труда не только расширяет общую осведомленность об окружающем, но является актуальным процессом в современном мире, так как формирует у них элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации, которую необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, в том числе игровых.

Мы планируем реализовать инновационный проект «Детский сад – Игропарк», который предполагает организацию образовательного процесса по-другому, не так, как обычно. Весь процесс завязан на игре. Зачастую в погоне за успехами родители и педагоги забывают о том, что жизнь ребенка в дошкольном возрасте – это игра. Они сажают его за парту, водят на кружки. Мы в своем проекте дадим ребенку возможность играть – свободно и в разных направлениях. Не для того, чтобы чего-то достичь, а чтобы наиграться. Часто в детсадах дети все время находятся в одной группе, на одном месте, со своими сверстниками. В нашем детском саду дети не сидят в группе, т. к. мы активно используем технологии эффективной социализации Н. П. Гришаевой (клубный час, волонтерство, социальные акции). Наш проект даст детям еще одну возможность выйти за пределы группы, перемешаться и взаимодействовать с другими воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ. Ведь социализация – умение общаться, устанавливать контакты – формируется, когда у ребенка появляется больше простора для общения. Хорошо, когда в одном детском сообществе есть дети разных возрастов. Поэтому мы открываем границы групп, дети учатся дружить, вместе строить что-то новое, рисовать, создавать, проектировать и потом в созданных мирах играть. Мы будем знакомить детей с миром профессий, подготовив атрибуты, включив интерактивное оборудование, ИКТ (виртуальные экскурсии, пригласим родителей включиться в игровую деятельность и погрузиться в разнообразный мир профессий в процессе сюжетно-ролевых и свободных игр.

В нашем Игропарке будет работать

- «Архитектурно-строительный центр» - архитекторы, инженеры, строители, дизайнеры и др.

- «Оздоровительно-профилактический центр» - врачи разных профессий, массажисты и др.

- «Beauty студия» - стилисты, парикмахеры, модельеры и др.

В дальнейшем мы планируем открыть на базе Игропарка - «Парк развлечений», куда «семья» может сходить и прекрасно провести время, где будет бассейн, кафе, интерактивные игры и вежливые сотрудники разных профессий.

В ходе планирования работы ДОУ по организации ранней профориентации воспитанников возникает ряд противоречий, требующих внедрение новых подходов к построению педагогического процесса и созданию инновационной образовательной модели детского сада :

- с одной стороны, отмечаются возросшие потребности общества и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны, программы профориентации применяются только в старших классах общеобразовательной школы, а в практической работе ДОУ встречается крайне редко;

- с одной стороны, мы пониманием необходимость ранней профориентации, ознакомления детей с различными специальностями, формирование у них желания научиться выполнять трудовые действия представителей различных профессий, а с другой стороны отсутствуют необходимые качественные условия для целенаправленной и систематической работы;

- с одной стороны, в дошкольном возрасте центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей, это важно в социализации личности, с другой стороны - дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названию и некоторым внешним признакам.

На наш взгляд, данные противоречия определяют необходимость разработки новой стратегии управления, поиска вариативных форм организации педагогического процесса в решении поставленных задач по созданию инновационной образовательной модели детского сада, направленной на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста в рамках разработки проекта «Детский сад – Игропарк» и разработку как внутренней, так и независимой системы оценки качества инновационной работы ДОУ.

Актуальность реализации нового комплексного инновационного проекта «Детский сад - Игропарк» так же основывается на том, что игра, являясь ведущим видом детской деятельности и сквозным механизмом развития ребенка дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др., поможет педагогам осуществить деятельностный подход к развитию личности каждого дошкольника и даст возможность саморазвития, самообучения, самовоспитания детей в различных видах детской деятельности, и связана с:

-возможностью воспитания самостоятельного, инициативного, любознательного и творческого ребенка;

-необходимостью дальнейшей организации пространства дошкольного учреждения для проведения сюжетно-ролевых и свободных игр;

-внедрением в образовательный процесс современных игровых технологий деятельностного типа.

Таким образом, вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность и значимость затронутой нами проблематики ранней профориентации детей дошкольного возраста и является обоснованием необходимости нашего проекта.

Тема «Детский сад - Игропарк»

Цель Создание комплексной инновационной образовательной модели ДОУ «Детский сад – Игропарк», направленной на раннюю профориентацию воспитанников через игровые технологии.

Задачи 1. Разработать новую стратегию управления инновационной деятельностью, направленную на профессиональную мотивированность педагогов, удовлетворенность всех участников образовательного процесса в системе личностно равноправных отношений.

2. Обеспечить сетевое взаимодействие с социальными партнёрами (образовательными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, предприятиями и организациями п. Врангель).

3. Разработать и внедрить в образовательный процесс Программу и методические рекомендации по ранней профориентации дошкольников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных педагогических технологий через различные формы детской игры.

4. Разработать внутреннюю систему оценки качества и обеспечить внешнюю независимую оценку качества инновационной образовательной модели.

5. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда в рамках реализации Проекта.

Основная идея предлагаемого инновационного проекта Проект предполагает создание в рамках образовательной модели «Детский сад – Игропарк» инновационный модульный комплекс, направленный на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста в системе игровых технологий.

Новизна (инновационность) Совершенствование содержания дошкольного образования с учетом особенностей Приморского края и проблемы подготовки рабочих кадров для НГО; развитие системы сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по данному вопросу.

Практическая значимость Возможность использования педагогами ДОУ НГО и других районов Приморского края разработанного нами комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на основе профориентированных сюжетно-ролевых игр и форм, предполагающих интеграцию деятельности всех участников образовательного процесса.

Механизм реализации инновации Долгосрочный проект с 2022 по 2025 гг. включает 3 этапа:

1. Организационный (сентябрь 2022г. – август 2023г.)

2. Основной (сентябрь 2023г. – февраль 2025г.)

3. Заключительный (февраль 2025г. – май 2025г.)

Участники проекта Участники образовательных отношений, социальные партнеры - организации и предприятия п. Врангель, г. Находка

Продукт проекта -Программа и методические рекомендации по ранней профориентации дошкольников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных педагогических технологий через различные формы детской игры.

-Картотека профориентированных сюжетно-ролевых игр с методическими рекомендациями по реализации в разных возрастных группах

-Авторские разработки сценариев сюжетно-ролевых игр, клубных часов, свободных игр и др.

-Включение родителей в проектно-игровую деятельность ДОУ.

-Помещение, оборудованное мобильными центрами для организации профориентированных сюжетно-ролевых и свободных игр дошкольников.

Этапы реализации

Этапы Мероприятия Результат

Организационный (сентябрь 2022г. – август 2023г.)

- анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;

- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;

- организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям Выявление затруднений педагогов ДОУ в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Разработка профориентированных сюжетно-ролевых игр, тематики клубных часов на основе профессий Приморского края (порт, железная дорога, сельское хозяйство и др.)

Основной (сентябрь 2023г. – февраль 2025г.)

- обеспечение условий для реализации проекта

- разработка дидактических и методических материалов по реализации проекта в разных возрастных группах

- установление социального партнерства с организациями и предприятиями п. Врангель и г. Находка

- реализация проекта Разработка плана методического сопровождения проекта.

подготовка РППС, оборудование центров в Игропарке. Реализация профориентированных сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах ДОУ. Включение родителей в проектно-игровую деятельность

Заключительный (март 2025г. – май 2025г.) - анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ

- мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

- обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности Разработка программы и методических рекомендации по ранней профориентации дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ на основе современных педагогических технологий через различные формы детской игры.

Разработка системы мониторинга эффективности проекта, в том числе мониторинга сформированности социально-игровых предпочтений как показателя допрофессионального самоопределения.

Картотека профориентированных сюжетно-ролевых игр с методическими рекомендациями по реализации в разных возрастных группах

Авторские разработки сценариев сюжетно-ролевых игр, клубных часов, свободных игр и др.

Выступления педагогов на семинарах, конференциях.

Публичный отчет по реализации проекта.

Ожидаемые результаты и планируемые эффекты от реализации проекта :

1. Повышение статуса ДОУ.

2. Формирование у воспитанников представлений о мире профессий, различных видах труда; возрастание интереса к сюжетно – ролевым играм, обогащение сюжета игр.

3. Модернизация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в аспекте ее профориентационной игровой направленности.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах методики организации сюжетно-ролевой профориентационной игры; создания развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ознакомление дошкольников с миром профессий; партнерского взаимодействия с семьями воспитанников и включения родителей в образовательную деятельность по формированию начал профессионального самоопределения детей; партнёрства с представителями профессиональных сообществ поселка Врангель.

5. Систематизация и обобщение материалов из опыта работы по реализации комплексной инновационной образовательной модели ДОУ «Детский сад – Игропарк».

6. Расширение сети взаимодействия с социально партнерами.

7. Удовлетворенность всех участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.

Ключевые риски и возможности

№ Наименование риска/возможности Действия по предупреждению риска/реализации возможности

1 Недостаточное оснащение

игровых центров материалом, необходимым для реализации проекта Поиск дополнительного

финансирования через

внебюджетные источники.

2 Отсутствие интереса у социальных партнёров в совместной работе с нами Найти пути решения, заинтересовавшие противоположную сторону:

- реклама предприятия;

- предоставление площадки ДОУ для выступлений и т. п

3 Недостаточный уровень профессиональной

подготовки педагогических кадров по реализации проекта. 1. Профессиональный и

личностный рост педагогов.

2. Повышение уровня квалификации через курсы, проведение мастер-классов, обмен опытом среди педагогов.

4 Отказ педагога работать над инновационным проектом Методическая поддержка,

стимулирование педагога

5 Дополнительная нагрузка на педагогов и воспитанников Корректировка расписания в пределах разумной нагрузки

6 Низкая мотивация участия родителей. Создание ситуации успеха для

каждой семьи.

Оценка качества реализации проекта

(количественный и качественный показатели заполняются по мере реализации проекта)

№ Оцениваемый показатель Количественный показатель Качественный показатель в процентах

1 Степень доступности игрового пространства

2 Количество педагогов, реализующих инновационный проект

3 Количество воспитанников, реализующих инновационный проект

4 Количество родителей, участвующих в реализации проекта

5 Материально-техническое обеспечение (бюджет и внебюджетное финансирование)

6 Современные игровые образовательные технологии

7 Комплекс игровых методических разработок по ранней профориентации воспитанников.

8 Увеличение количества социальных партнеров в реализации проекта

9 Участие в мероприятиях различного уровня по инновационной проблематике

10 Распространение опыта работы по ранней профориентации воспитанников через игровые технологии

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Инновационный проект «Игропарк»Инновационный проект «Игропарк» Все мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Но как создать условия для максимального развития ребёнка.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Сценарий защиты на конкурс по ПДД «Инновационный подход к проведению обучающих занятий по ПДД с воспитанниками ДОО» В век информационных технологий живёт сегодня человек, И детский сад шагает в ногу, В работе используя инновационный подход. Подход в приёмах.

Выступление и презентация на Городской педагогической конференции «Инновационный проект Город профессий» Выступление и презентация на Городской педагогической конференции «Инновационный проект Город профессий»Дошкольная образовательная организация.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Детский сад — Игропарк»
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 14:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД