Лучший педагог года

Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Светлана Калимулина
Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА : ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1. Тема. Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

2. Паспорт инновационного проекта.

Паспорт инновационного проекта

Тема инновационного проекта Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Публикация «Инновационный проект „Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Руководитель инновационного проекта Калимулина Светлана Вячеславовна

Разработчики инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Роженцева Анна Александровна, воспитатель;

Хи Наталья Николаевна, воспитатель

Исполнители инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Роженцева Анна Александровна, воспитатель;

Хи Наталья Николаевна, воспитатель

База реализации инновационного проекта МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок»

Цели и задачи Цель: Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта :

1. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования.

2. Разработать нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию.

3. Совершенствовать материально-техническую базу, обеспечивающую эффективное внедрение инновационного проекта.

4. Разработать и внедрить модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

5. Разработать и внедрить адаптированную образовательную программу ДОУ.

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта

I этап – диагностический (май - август 2015 года) :

1. Создание творческой группы педагогов ДОУ по теме инновации.

2. Изучение и оформление нормативных программно-методических документов по вопросам инклюзивного образования.

3. Представление пакета нормативно-правовых документов по вопросам инклюзивного образования.

4. Представление инновационного проекта.

5. Изучение, анализ и обзор психолого-педагогической, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме.

6. Изучение и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

7. Изучение материально-технической базы ДОУ на данном этапе.

II этап – организационный (сентябрь 2015 года – август 2016 года) :

1. Разработка и составление инновационного проекта, методических рекомендаций к нему.

2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов, диагностических карт.

3. Обработка данных описания промежуточных результатов, соотношение их с целью и задачами.

4. Проектирование различных форм и методов работы с детьми ОВЗ.

5. Формирование соответствующего программно-методического обеспечения образовательного процесса.

6. Представление инновационного проекта педагогами ДОУ, его обсуждение, внесение корректив.

7. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

8. Установление сотрудничества с социумом, создание атмосферы общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

9. Повышение компетентности педагогов ДОУ в режиме инновационной деятельности.

10. Оформление отчета по инновационной деятельности.

III этап – практический (сентябрь 2016 года – май 2017 года) :

1. Реализация инновационного проекта.

2. Апробирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Апробирование адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению занятий с детьми ОВЗ.

5. Разработка методических рекомендаций педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

6. Проведение мастер-классов для педагогов района.

7. Публикация в СМИ по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

8. Оформление отчета по инновационной деятельности.

9. Представление практических материалов по инновационной деятельности.

10. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

4 этап – обобщающий (июнь – декабрь 2017 года) :

1. Отчет об итогах работы инновационной площадки за 2016 – 2017 учебный год.

2. Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Обработка данных описания результатов, соотношение их с целями и задачами инновационного проекта.

5. Систематизация результатов инновационной деятельности.

6. Выпуск сборника методических рекомендаций по внедрению и распространению результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

7. Подготовка материалов для публикации в российских и региональных изданиях.

Сроки реализации инновационного проекта 3 года

Область изменения 1. Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах инклюзивного образования.

2. Разработана нормативно-правовая база по инклюзивному образованию.

3. Улучшена материально-техническая база, обеспечивающая эффективное внедрение инновационного проекта.

4. Разработана и внедрена модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

5. Разработана и внедрена адаптированная образовательная программа ДОУ.

Продукт деятельности инновационной площадки

1. Пакет нормативно-правовых документов по инклюзивному образованию.

2. Мониторинговое сопровождение по инклюзивному образованию.

3. Модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

4. Адаптированная образовательная программа ДОУ.

5. Методические рекомендации педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

3. Исходные теоретические положения, цель, задачи и основные идеи инклюзивного образования, обоснование его значимости

для развития системы образования

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных групп в детских садах. Однако выделение "особых" групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Термин "инклюзия" введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:

• вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью адаптированной образовательной программы, которая соответствует его способностям;

• удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

В 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, придерживаясь положений Саламанкской декларации, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование, где участие, равенство в сообществах является главным показателем качества образования.

Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 г. В документе сказано, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения – это "самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…"

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Конвенция о правах инвалидов (2006) – это первый акт о правах человека в этом тысячелетии и первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов. Ратификация Конвенции Российской Федерацией будет содействовать изменению законодательства по отношению к инвалидам. В статье 24 Конвенции говорится: "Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования".

При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы. Цель инклюзии – организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

В последние годы в России наметилась тенденция к дифференциации форм дошкольного образования. С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

Необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья, модель дошкольного образовательного учреждения с примерами внутренних нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы ДОУ.

Создать необходимые условия, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу всех видов детской деятельности.

Модель инклюзивного ДОУ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, главными составляющими которого являются как усилия специалистов и содержательные методологические взаимосвязи, так и активность ребенка и его семьи.

4. Календарный план реализации инновационного проекта

Задачи Перечень запланированных мероприятий Сроки проведения Исполнители Ответственный

1. Изучить возможности ДОУ для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.

2. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

3. Провести рекламную акцию по работе инклюзивного образования в дошкольном учреждении. 4. Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.

Провести анализ условий:

материально-технические (выявить потребности в специальном оборудовании);

кадровые (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность);

финансово-экономические

(изыскать средства для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования);

научно-методические

(разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

Разработать положение о творческой группе. Скорректировать должностные обязанности персонала. Разработать форму договора с родителями. Разработать модели взаимодействия с детьми, родителями. Провести день открытых дверей для родителей, специалистов детского дома.

Разработать и издать рекламные буклеты. Разместить информацию в СМИ, на сайте.

Разработать модель образовательной программы для работы с детьми ОВЗ. Сформировать пакет диагностических методик.

Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

Ознакомить родителей и специалистов детского дома с направлениями деятельности, содержанием и формами инклюзивного образования.

Разработать методические разработки для проведения Дней открытых дверей.

5. Прогнозируемые результаты инновационной деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов

I этап – диагностический (май - август 2015 года) :

1. Создание творческой группы педагогов ДОУ по теме инновации.

2. Изучение и оформление нормативных программно-методических документов по вопросам инклюзивного образования.

3. Представление пакета нормативно-правовых документов по вопросам инклюзивного образования.

4. Представление инновационного проекта.

5. Изучение, анализ и обзор психолого-педагогической, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме.

6. Изучение и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

7. Изучение материально-технической базы ДОУ на данном этапе.

II этап – организационный (сентябрь 2015 года – август 2016 года) :

1. Разработка и составление инновационного проекта, методических рекомендаций к нему.

2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов, диагностических карт.

3. Обработка данных описания промежуточных результатов, соотношение их с целью и задачами.

4. Проектирование различных форм и методов работы с детьми ОВЗ.

5. Формирование соответствующего программно-методического обеспечения образовательного процесса.

6. Представление инновационного проекта педагогами ДОУ, его обсуждение, внесение корректив.

7. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

8. Установление сотрудничества с социумом, создание атмосферы общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

9. Повышение компетентности педагогов ДОУ в режиме инновационной деятельности.

10. Оформление отчета по инновационной деятельности.

III этап – практический (сентябрь 2016 года – май 2017 года) :

1. Реализация инновационного проекта.

2. Апробирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Апробирование адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению занятий с детьми ОВЗ.

5. Разработка методических рекомендаций педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

6. Проведение мастер-классов для педагогов района.

7. Публикация в СМИ по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

8. Оформление отчета по инновационной деятельности.

9. Представление практических материалов по инновационной деятельности.

10. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

4 этап – обобщающий (июнь – декабрь 2017 года) :

1. Отчет об итогах работы инновационной площадки за 2016 – 2017 учебный год.

2. Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Обработка данных описания результатов, соотношение их с целями и задачами инновационного проекта.

5. Систематизация результатов инновационной деятельности.

6. Выпуск сборника методических рекомендаций по внедрению и распространению результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

7. Подготовка материалов для публикации в российских и региональных изданиях.

6. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ

SWOT - анализ

Сильные стороны

- наличие адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в средней – старшей разновозрастной группе;

- наличие плана работы по инклюзивному образованию в ДОУ;

- наличие индивидуальных образовательных маршрутов;

- наличие договора, плана взаимодействия с детским домом «Ласточкино гнездышко»;

- назначение ответственного за координацию работы с детьми ОВЗ

Слабые стороны

- не созданы условия воспитания и развития детей с ОВЗ в ДОУ;

- недостаточное количество времени, отводимого на изучении работы с детьми ОВЗ;

- профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ;

- психологические «барьеры», связанные с общественным мнением;

- недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ;

- отсутствие программы мониторинговых исследований по данной проблеме.

Возможности

- социальное партнерство с детским домом;

- деятельность педагогических работников с детьми ОВЗ;

- наличие помощи со стороны ветеранов ВОВ (информационная осведомленность, исторические материалы и т. д.);

- создание информационно-методического центра по инклюзивному образованию;

- участие в областных мероприятиях по инклюзивному образованию;

- привлечение родителей к участию в мероприятиях социокультурного комплекса Угрозы

- общественное мнение;

- низкая мотивация педагогов;

- недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по инклюзивному образованию

7. Состав участников инновационного проекта, распределение обязанностей между ними.

1. Калимулина Светлана Вячеславовна, заведующий

Создание условий, контроль за ходом инновационной деятельности, оформление пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих хо инновационной деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности, консультативная помощь педагогам, родителям.

Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.

2. Хи Наталья Николаевна, воспитатель

Консультативная помощь педагогам, родителям. Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности, подготовка пакета диагностических карт.

Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.

Презентация инновационного проекта на опорно-методических площадках.

Оформление методических рекомендаций и методических разработок по работе с детьми ОВЗ.

3. Роженцева Анна Александровна, воспитатель

Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.

Презентация инновационного проекта на опорно-методических площадках.

Оформление методических рекомендаций и методических разработок по работе с детьми ОВЗ.

9. Предварительные расчеты по научно-педагогическому, учебно-методическому, организационному, правовому, кадровому, материально-техническому, финансово-экономическому, обеспечению инновационного проекта, источники финансирования.

Организационно-управленческие ресурсы

• Творческая группа

• Руководитель проекта

Кадровые ресурсы

• Административный персонал (заведующий МБДОУ)

• Совет Учреждения

• Педагогический персонал (воспитатели)

• Представители родительской общественности

Информационные ресурсы

• СМИ

• Интернет

• Сайт

• Публикации

• Конкурсы

Материально-техническое обеспечение

• Групповая, приёмная, спальня, музыкально-спортивный зал

Спортивное оборудование: беговая дорожка, велотренажёр, бегущая по волнам, батут, сухой бассейн, спортивный инвентарь;

Музыкальное оборудование: музыкальные инструменты, атрибуты

Мебель: стол, стул, кровать, кабинка, шкаф

• Телевизор, DVD, компьютер, монитор, клавиатура, принтер, музыкальный центр, магнитофон

Источники финансирования

• Внебюджетные средства

• Привлеченные средства партнеров

Публикации по теме:

Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении и семье Ж. Ж. Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Здоровье выступает основой жизнедеятельности.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении «Победный Май!» Цель проекта: воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за её историческое прошлое и настоящее, формирование основ национального.

Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в.

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении .

Организация акций в дошкольном учреждении Взаимодействия педагога-психолога с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Чем.

Организация предметно-пространственной среды для экспериментирования в дошкольном учреждении в разных возрастных группах Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено: 1. Место для постоянной.

Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении по экологическому воспитанию «Экоогород» Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении по экологическому воспитанию "Экоогород" Составила: Воспитатель МБДОУ.

Проект по ПДД «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и создание безопасной среды в дошкольном учреждении» Годовой проект: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и создание безопасной среды в дошкольном учреждение». Содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 01:58
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД