Инновационный проект «Толерантность — дорога к миру»

Tамара Пономаренко
Инновационный проект «Толерантность — дорога к миру»

СЛАЙД № 1

Пономаренко Т. И. Старший воспитатель МАДОУ №31 Представляю инновационный проект «Толерантность – дорога к миру»

СЛАЙД №2

«Толерантность делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»

. В одном из выступлений генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, призывал обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности.

СЛАЙД №2 - 8

МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 31 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края отличается тем, что на протяжении многих лет работает в экспериментальном режиме. Коллектив детского сада - высококвалифицированные, творческие люди, в совершенстве владеющие секретами педагогического мастерства. Педагоги ДОУ успешно апробируют и внедряют современные педагогические технологии, стали инициаторами инновационных процессов, щедро делятся своим передовым опытом по актуальным педагогическим вопросам. В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов, проживающих в многонациональном крае.

СЛАЙД № 9

В настоящее время в образовательном пространстве проблема интеркультурного воспитания выходит на первый план, потому что в изменившихся условиях жизни люди сталкиваются с различными проблемами. Особенно остро стоит вопрос подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер.

• Сейчас такое время, когда всем нам очень не хватает толерантности, общественная атмосфера наэлектризована, поэтому происходят конфликты на межнациональной почве от недостатка информации друг о друге.

• На бытовом уровне подспудно насаждается чуждая общечеловеческим ценностям идеология корпоративного, в том числе и этнического эгоизма.

• Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

• Среди подростков виден рост преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Слайд № 10

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Однако:

• Педагоги подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.

• В дошкольной педагогике уже накоплен опыт в рамках интернационального воспитания, но сегодня появилась необходимость в поиске новых форм.

• Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, и не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми.

Таким образом, в ходе анализа данной проблемы, были выявлены противоречия, которые представлены на слайде

ПРОТИВОРЕЧИЯ

• социальная востребованность в обществе высокогуманной личности и недостаточное проявление такой личности в реальности;

• понимание воспитателями возможностей народной педагогики в осуществлении гуманного воспитания дошкольников и отсутствие конкретных рекомендаций для работы.

СЛАЙД № 11 АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что:

• Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.

• Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.

• Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Исторически так сложилось, что Кубань - огромный полиэтничный край. Издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, грузины, немцы, армяне, греки, цыгане, дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.

Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности

Практически любое образовательное учреждение города или села поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа “Я” и самооценки.

Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

СЛАЙД № 12

Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Толерантность - дорога к миру». главная идея и цель представлены на слайде:

ИДЕЯ:

Воспитание детей старшего дошкольного возраста строится на принципах толерантного отношения к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.

ЦЕЛЬ:

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

СЛАЙД № 13

Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

• Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

• Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

• Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;

• Помочь каждому ребенку независимо от его национальности реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.

• Найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.

• Создать в ДОУ тренажерный центра «Движение» с привлечением детей – инвалидов и детей, не посещающих детских сад (в том числе детей из цыганских семей, из семей мигрантов).

• Приобщить дошкольников к музейной культуре, познакомить с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, станицы посредством познавательных занятий в историческом музее.

Слайд №14

ЭТАПЫ

Реализация проекта выполняется поэтапно с 20012 по 2014г. на базе МАДОУ№ 31 и организационно включает три этапа.

Информационно – подготовительный

Основной

Заключительный

В основу разработки положен проектно – исследовательский метод, а также организация познавательных занятий в районном историческом музее.

Основной этап проекта «Толерантность – дорога к миру» подразумевает реализацию подпроекта «Широка страна моя родная», подпроекта «Движение и здоровье» и музейные занятия «Край родной навек любимый».

Предполагается взаимодействие с социальным центром «Росток», районной детской поликлиникой и районным историческим музеем.

Слайд №15

Новизна разработки

• Создание условий для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности.

• Использование национально-регионального компонента в проекте, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечит развитие этнической толерантности у детей дошкольного возраста.

• Организация дополнительной секционной работы на тренажерах и по обучению игре серсо, направленной на удовлетворение естественной потребности в движении детей посещающих ДОУ, детей-инвалидов, детей, не посещающих детский сад по разным причинам, а также родителями.

Новизна проекта состоит в

• формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в ДОУ;

• создание в ДОУ тренажерного центра «Движение» с привлечением детей – инвалидов и детей по другим причинам, не посещающих детских сад;

• организации специально разработанных познавательных занятий, бесед, экскурсий и познавательных маршрутов педагогами МАДОУ №31 и сотрудниками исторического музея нашей станицы

Ленинградской

СЛАЙД № 16

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Уточнение структуры процесса формирования толерантности у детей дошкольного возраста;

Конкретизация сущностных характеристик процесса формирования толерантности у дошкольников;

Обоснование последовательности и организации данного процесса;

Выявление критериев и уровней сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость состоит в уточнении структуры процесса, в конкретизации сущностных характеристик, обосновании последовательности и организации процесса формирования толерантности у старших дошкольников.

СЛАЙД № 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Проект послужит:

развитию эффективных форм по взаимодействию педагогов ДОУ, родителей неорганизованных детей и детей инвалидов.

началом внедрения новых форм работы с детьми дошкольного возраста не посещающих детский сад

Взаимодействию детского сада, социального центра реабилитации детей «Росток», районного исторического музея.

Проект, реализуемый в ДОУ, позволит организовать совместные занятия детей-инвалидов и их родителей на тренажерах. Даст детям возможность освоения информации об истории Родины через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи в процессе музейного занятия.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Диагностический инструментарий

• методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями;

• тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К. Тейлор);

• игровая диагностическая методика М. И. Лисиной по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности дошкольников;

• игровой тест «Секрет» (Я. Л. Коломинский, позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;

• наблюдение;

• контрольный опрос;

• (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).

Используемая литература:

Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.

Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.

Коломийченко Л. В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.

“Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.

Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Создание мультфильма в домашних условиях»Детский исследовательский проект «Создание мультфильма в домашних условиях» Презентация детского исследовательского проекта «Создание мультфильма в домашних условиях» СЛАЙД № 1 Меня зовут Никита Цупко, мне 6 лет,.

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Инновационный проект «Толерантность — дорога к миру»
Опубликовано: 10 января 2013 в 23:52
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...