Получи документы

Инновационный проект «Весь мир на ладошке»

Ирина Тельтевская
Инновационный проект «Весь мир на ладошке»

Инновационный проект

«Весь мир на ладошке»

Краткая аннотация проекта

В нашем проекте «Весь мир на ладошке» представлен опыт построения обучающей работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию мелкой моторики.

Раскрывается педагогическая система повышения уровня речевого развития детей средствами дидактических игр и упражнений, приёмами пальчиковой гимнастики и массажа.

Актуальность проекта

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В. М. Бехтерев

Публикация «Инновационный проект „Весь мир на ладошке“» размещена в разделах

Проблема развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики занимались многие ученые - педагоги. Исследования показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учёбе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может бать выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленное как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее осваивать правильную речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Так же младший дошкольный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребёнка. Так с 2 лет происходит существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер.

Именно поэтому начинать работу над развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:

-Обучение детей проводится с 1.5 – 2 летнего возраста;

-Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

-Создан каталог пальчиковых игр.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей средствами современных дидактических игр и упражнений.

Для решения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

3. Развивать зрительно-двигательную координацию.

4. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.

5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.

6. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

7. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

8. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

9. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.

10. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

Для получения успешного результата совместной деятельности старались создавать необходимые благоприятные условия:

• эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;

• индивидуальная и подгрупповая форма проведения занятий;

• педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка;

установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Вид проекта : долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.

Целевая аудитория: воспитанники 2 группы раннего возраста (1.5 – 2.5 года)

Ожидаемые результаты:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи;

- сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- развитие пространственной ориентации.

Краткое описание работы над проектом

Работа над проектом началась практически с адаптационного периода и проводилась в разных режимных моментах. Сначала это были небольшие потешки, прибаутки. Затем постепенно начинали пальчиковые игры. Проводился массаж пальчиков и кистей рук шишками, грецкими орехами и т. д.

Началась подготовка к работе с краской. Учились рисовать пальчиками. Учитывая возрастные особенности наших воспитанников, начинали с самых простых работ. Например: укрась кружку или шарфик пятнышками, наклей пластилиновые пуговички на платье и т. д.

Далее перешли к коллективным работам, которые мы объединили в серию «Пальчиковая живопись»

Нами были приобретены специальные пособия, которые называются «Пальчики рисуют». Крупный простой рисунок с жирным контуром сразу вызывает интерес у ребёнка. Дети с удовольствием раскрашивают их пальчиками. Каждая картинка сопровождается маленьким стихотворением, которое мы с детьми заучивали. Т. е. параллельно шло развитие речи. Конечно, повторяли не все дети. Те, которые не говорят, пополняли пассивный словарь. Постепенно всё большее количество детей стали пытаться повторять стих. Малыши очень радовались, видя готовую работу, и с удовольствием показывали её маме.

На протяжении всего года очень много работали с дидактическим материалом. По нашей просьбе родителями были закуплены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Это и крупные деревянные пазлы, вкладыши, различные пирамидки, матрёшки, конструкторы, кубики и т. д.

Использовали такие приёмы, как рисование манкой по стеклу и клеевым трафаретам.

Работали с искусственными разноцветными камушками. Крупные камушки перекладывали руками из баночки в баночку, выкладывали на столе простейшие узоры. Мелкие пересыпали в другую ёмкость при помощи ложечки или учились делать захват щепотью, имитируя кормление цыплят.

По запросам родителей проводили индивидуальные консультации «Как развивать мелкую моторику у детей».

Две наши воспитанницы Глазырина Даша и Комарова Катя стали победительницами Международного детского творческого конкурса «Художники в памперсах».

В течение года собирали и систематизировали пальчиковые игры. В результате, в конце года появился каталог пальчиковых игр, которым очень удобно пользоваться.

Анализ результатов опыта работы:

- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности;

- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений;

- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений;

- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры.

Перспективный план

1. В дальнейшем планируем продолжить совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.

2. Продолжить пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а так же по развитию речи.

3. Создавать предметно-развивающую среду для совместной и индивидуальной деятельности ( свободный доступ предметов: трафареты, бумага, конструктор, дидактические игры и т. д.)

Заключение

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности наших воспитанников, мы смогли добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует развитию речи, двигательной активности, повышению уровня концентрации внимания, памяти, формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.

Список литературы:

1. Л. С. Выготский Обучение и развитие в дошкольном возрасте.

2. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр.

3. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких»

4. Белова О. Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»

5. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.

6. Голицына Н. С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду

7. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста

8. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-х лет.

9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

10. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для малышей.

11. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику.

Публикации по теме:

«Весь мир начинается с мамы»«Весь мир начинается с мамы» Весь мир начинается с мамы… И в сердце хранится портрет Той женщины ласковой самой, Которой родней в мире нет… 25 ноября в нашем детском.

Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика»Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика» В нашем детском саду объявлен конкурс проектов по модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (а именно в коридорах, холлах,.

Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность и перспективность. Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на.

Инновационный проект «Мини-музей «Сударушка»Инновационный проект «Мини-музей «Сударушка» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Инновационный проект непосредственной образовательной деятельности «Что мы знаем о воде?» Отдел образования Тальменского района Алтайского края МКДОУ «Озерский детский сад» Инновационный проект непосредственной образовательной.

Инновационный проект «Рационализация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (оздоровительный, практико-ориентированный) по теме: «Рационализация физкультурно – оздоровительной работы с детьми.

Инновационный проект «Школа маленьких пешеходов»Инновационный проект «Школа маленьких пешеходов» В настоящее время, в Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки.

Инновационный проект Тема: «Логико-математические игры, как средство интеллектуального развития детей» Актуальность «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Инновационный проект «Взрослые как дети» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 города Ставрополя Инновационный проект «Взрослые как.

Комплексный инновационный проект по развитию инициативы детей 1. Введение Новые принципы современного дошкольного образования, заданные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Весь мир на ладошке»
Опубликовано: 23 марта 2017 в 12:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД