Интеграция областей «Музыка» и «Художественное творчество» посредством проведения с дошкольниками комплексных занятий

Любовь Скиаветти
Интеграция областей «Музыка» и «Художественное творчество» посредством проведения с дошкольниками комплексных занятий

Современная ситуация в системе дошкольного образования в условиях соблюдения федеральных государственных требований предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов детской деятельности у воспитанников происходит взаимодействие органов чувств. Особенно ярко данный факт проявляется в рамках интеграции двух образовательных областей: «Музыка» и «Художественное творчество». У детей развивается фантазия, воображение, интеллект, формируется ассоциативное поле, оптимизируются творческие способности, преодолевается однобокость и фрагментарность мышления.

Я, в своей работе, активно применяю сферу вышеуказанной интеграции. На основе музыкальных занятий (слушание музыки, пение, ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах) проходит деятельность детей, связанная с изобразительным искусством (рассматривание изопродукции, рисование, аппликация, лепка). Также в занятия включаются танцы, игры, физические упражнения, развитие речи в беседах и разучивание стихов и песен. Усвоенные на подобных занятиях навыки и умения включаются в детские досуги и развлечения.

Ежегодно в нашем детском саду проводятся «Пушкинские встречи». Перед проведением мероприятия, предварительно с детьми прослушивали классическую музыку о природе, настроении, животных и птицах. С воспитателями в группе прослушивали аудиозаписи Пушкинских сказок, на комплексных занятиях занимались одновременным слушанием музыки и художественным творчеством по мотивам таких сказок, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Досуг «Пушкинские встречи» проводим в музыкальном зале. Под «Вальс-фантазия» Глинки дети входят в музыкальный зал, далее проводится беседа, какие сказки А. С. Пушкина знают дети, выясняется что такое опера и какие композиторы писали музыку для произведений писателя. С детьми проводится слушание отрывков «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «33 богатыря», «Царевна-лебедь»). Дети исполняют песни «Ветер по морю гуляет» Струве, «Ласковая сказка» н. Гогина, музыкально-ритмическое упражнение «Богатырская сила» из собраний А. И. Бурениной. Ведущая мероприятия – Арина Радионовна, она увлекает детей в мир сказки, в результате чего ни один ребенок не остается равнодушным к творчеству А. Пушкина.

По аналогичному принципу в этом году совместно с воспитателями провели конкурс чтецов, приуроченный к «100-летию» со дня рождения С. Михалкова. Дети читали стихи, а также проявляли художественные способности в рисунках по таким стихотворениям, как «Дядя Степа» «Мой щенок», «Котята», «Рисунок», «Овощи». В группе был проведен досуг «Мы помним С. Михалкова» и организована выставка детских работ. Ребята исполняли «Песенку друзей» с движениями, «Огородную-хороводную», разыграли сценку «Бараны», выполнили танцевальную композицию «Непоседа». Также мы вспомнили стихотворение «А что у вас?» и поиграли в игру «Угадай профессию мамы», закрепив лексическую тему «Профессии». Предварительно был разучен «Гимн российской федерации», который дети спели в заключении мероприятия. На основе стихотворения С. Михалкова «Сашина каша» в конце апреля совместно с логопедами и воспитателями были проведены речевые утренники «Мальчик Саша в стране правильной речи».

В рамках интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество», в марте было проведено комплексное занятие «Зима не даром злится», которое состояло из 2-х частей. В первой части с детьми были прослушаны такие произведения, как «Вьюга» из балета «Снежная королева», «Весна» из времен года Вивальди, «Весенний вальс» Шостаковича, а также предварительно слушали звуки природы (скрип снега, журчание ручья, капель). Данное занятие включало беседу о зиме и весне, их отличительных особенностях, наблюдение за изменениями в природе, чтение стихотворения «Зима не даром злится», ребята просматривали репродукции, изображающие зимние и весенние пейзажи. Вспомнили зимние песни и повторили весенний хоровод и заклички Весны. Во второй части занятия перед детьми стояла задача отобразить в своих рисунках спор зимы и весны. Для облегчения этой задачи, я предложила детям рассмотреть два образа: образ злой и холодной Снежной королевы, и образ оттаявшей, доброй королевы. Штрихи обоих образов были абсолютно одинаковые, но средства выразительности – разные. Дети чутко уловили эту разницу, которая проявляется в количестве и манере цвета, его оттенках, наличии у «весенней королевы» румянца на щеках и узоров в одеянии. Дети с огромным удовольствием изобразили в своих работах спор зимы и весны и хочется отметить, что подошли к этому процессу творчески и разносторонне.

Еще одной темой для интеграции музыкальной и изобразительной деятельности является для меня «Космос». Эта тема является не только лексической, но и интегративной. Дети знакомятся с солнечной системой, передают в рисунках свои впечатления, слушают инструментальную космическую музыку. Во второй неделе апреля, ко Дню космонавтики, мы провели развлечение «Машина времени». В гости к ребятам прилетели космические пришельцы, которых нужно было всему учить, познакомить не только с телами и объектами космоса, но и родной планетой Земля, ее географическими особенностями, населением и бытом. Музыкальный репертуар, который можно использовать на данном мероприятии всевозможный: игра «Летчики, на аэродром», «Роботы и звездочки», «Море волнуется», песни «Из чего наш мир состоит», «Край родной» и другие песни и хороводы о большой и малой родине. Все зависит от задач, которые преследуются в рамках прохождения темы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями и оказывает мощное стимулирующее воздействие на развитие их литературно-творческих способностей.

/выступление сопровождается мультимедийной презентацией фотографий по представленной теме/

Прикреплённые файлы:

integracija-slaidy_54t9n.ppt | 5124,5 Кб | Скачан: 212
 
Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Интеграция областей «Музыка» и «Художественное творчество» посредством проведения с дошкольниками комплексных занятий
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 21:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...