Получи документы

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Юлия Баландина
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного

образования. Основополагающими документами нормативной правовой

базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития

системы дошкольного образования являются :

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

Образования.

Публикация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» размещена в разделах

В ФЗ "Об образовании в РФ" упомянут модульный принцип построения программы. Он включает в себя принцип интеграции как более узкий. Использовать или не использовать данный принцип – это решение самого детского сада. Все зависит от того, как вам удобнее планировать работу.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования передо мной, как перед педагогом, новерное, и перед всеми вами актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми.

Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

сохранение здоровья ребенка;

развитие базовых качеств личности;

построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности или некоторые их них.

До того, как стать логопедом, я работала педагогом-психологом. И еще тогда, далеко до введения ФГОС мне было понятно, что интеграция не только интересна взрослым и детям, но и важна для психического и речевого развития дошкольников. Когда я заступила в должность учителя-логопеда, я себе поставила задачу разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.

Главная цель взаимодействия специалистов нашего учреждения — повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. Интеграция обусловливает необходимость взаимосвязи в работе логопеда, психолога, музыкального руководителя. По возможности инструктора по физической культуре. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфографии. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Речь — такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Двигательная активность можно осуществлять как на музыкальном, так и на физкультурном занятии. В нашем ДОУ, к сожалению, ставка инструктора по физической культуре отсутствует. Поэтому взаимодействие с этим специалистом. Но иногда эту роль с удовольствием выполняет один из наших воспитателей, которая имеет большой опыт работы по физическому развитию дошкольников.

Интегрированные занятия в практике логопедической работы в нашем ДОУ возможны двух типов:

1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель).

2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, муз. работника. и др.).

«Я вам хочу продемонстрировать 2 вариант».

1. Подход

Интеграция видов деятельности в рамках лексических тем. (Овощи и фрукты).

2. Начало

- Описательные загадки для накопления словаря существительных по теме и развитие классификации (познавательно-исследовательская деятельность).

- Проговаривание в продуктивной (изобразительной) деятельности.

Смешивание красок. (красный с желтым и красный с красный и синий).

Интерактивная беседа.

Молодцы! А теперь внимательно посмотрим на наши рисунки и расскажем, какие овощи и фрукты у нас получились. И расскажите, где они растут.

Например: Какого цвета баклажан? Баклажан фиолетовый. Какой формы баклажан? Баклажан овальной формы. Где растет баклажан? Баклажан растет в огороде на земле.

Апельсин оранжевый, круглой формы. Апельсин растет в саду на дереве и т. д.

Отвечать нужно полным предложением.

3. Обобщающие понятия (двигательная деятельность).

Я в роли бабушки, принесла с рынка овощи и фрукты, но все их перемешала вместе. Помогите мне их распределить по корзинам. Овощи и фрукты-воздушные шары, эстафета-распределить овощи и фрукты по корзинам. (Инструктор по физической культуре).

Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте)

Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок)

(руки на поясе, наклоны в стороны)

А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь)

(хмурим брови)

К нам идт сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз)

(шаг на месте, щки надуты)

Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки) (Муз. работник)

4. Все эти виды деятельности интегрируются с речевой деятельностью.

Перспективы. Раз в неделю проводить интегрированные занятия со всеми специалистами, заменяя 2 занятия одним, по согласованию с Роспотребнадзорам.

Публикации по теме:

«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех Тема: «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Интеграция образовательных областей при проведении прогулки "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" Геннадий Александрович Сперанский Каждый ребенок - маленький исследователь,.

Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями в рамках реализации ФГОС Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Проект «интеграция образовательных областей в процессе экономического воспитания дошкольников» 1 Блок «Труд - продукт» II Организационные формы работы Сюжетно-ролевая игра (социально – коммуникативное развитие, познавательно развитие,.

Презентация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС» .

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в условиях ФГОС ДО «Запоминай-ка!» Пояснительная записка Проблема запоминания является достаточно распространенной и актуальной. Неумение удерживать в памяти информацию, правила.

Консультация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в познавательном развитии дошкольников.

Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 09:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД