Интеграция воспитательно-образовательного процесса посредством проектной деятельности

Татьяна Леонтьева
Интеграция воспитательно-образовательного процесса посредством проектной деятельности

Интеграция воспитательно-образовательного процесса через использование проектной деятельности.

В настоящее время используются всевозможные формы организации работы с родителями, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Нас в нашей работе волновали вопросы, какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны, и каковы пути их реализации?

Традиционные формы работы не давали должного результата. Родители принимали в них лишь формальное участие. Пассивно принимали полученную информацию, не проявляли заинтересованности и активности.

Таким образом, исходя из выводов, полученных в результате исследований, и учитывая специфику работы группы компенсирующего направления (родители с детьми приходят на 1 или 2 года, т. е. сужаются временные рамки сотрудничества, чтобы добиться благоприятных и действенных результатов для всех участников педагогического процесса, нам необходим был такой подбор совместных мероприятий, которые наиболее способствовали бы оптимизации процесса взаимодействия ДОУ и семьи в развитии личности ребенка.

Мы решили в своей работе использовать метод проекта, который по своей специфике может решить все поставленные задачи в короткий промежуток времени. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер Интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира. Чем больше ребенок познает, тем богаче его сенсорный опыт.

Интеграция – это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды деятельности детей, основывается на общности психических процессов, дает альтернативность мышления, позволяет переносить установленные понятия и зависимости на аналогичные в других областях знаний.

Благодаря интегрированному подходу в образовательном процессе, возможно избежать перегрузок детей, сохранив их здоровье, развивая все стороны личности, предоставляя возможность для реализации себя в разных видах деятельности вне занятий.

По нашему мнению, все требования интегрированного подхода имеет проектная деятельность.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, путем включения участников процесса в различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ и других учреждений или служб, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации. Часто интеграция превращается в поверхностную констатацию, пародию на взаимосвязи между отраслями знаний. Но проект, в котором задействованы дети, родители и педагоги, как нам кажется, менее подвержен этому.

В своей работе мы в течение нескольких лет, начиная с 2005 года,разрабатывали и реализовывали разные проекты. Интегрированный характер метода проекта позволил включить в него различные активные формы сотрудничества, способствующие оптимизации процесса взаимодействия детского сада и семьи в развитии личности ребенка и социализации детей в окружающем мире.

Проанализировав наше сотрудничество с детьми и их родителями в течении этих лет с использованием метода проекта, мы пришли к выводу, что проект как форма сотрудничества приводит к позитивным изменениям детско-родительских взаимоотношений, и взаимоотношений педагогов и родителей.

Во-первых, происходит изменение действительности (отношение родителей к проблеме, обогащение предметно-развивающей среды, дети совершенствуются физически, развиваются интеллектуально).

Во-вторых, дети в интересной для них форме узнают о важных вещах из окружающей действительности, учатся думать, активнее проходит процесс социализации. Для детей важен мотив деятельности и самый сильный – интерес, возможность самому действовать.

В-третьих, происходит личностный рост детей: формируется самооценка, оценочные суждения, критичность, на основе знаний и умений закладывается основа для морально-ценностных ориентаций личности в ее жизнедеятельности.

Уверенности в себе придает гордость за участие родителей, радость от совместной деятельности.

Педагогу становятся понятными успехи и недостатки профессиональной деятельности, он совершенствует свое мастерство, повышает профессиональный уровень.

Проектные формы работы способствуют установлению партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями. Обеспечивают психологический комфорт пребывания ребенка в детском саду и всестороннее развитие его личности. Еще одна ценность проектной деятельность – полученными в результате работы материалами могут пользоваться все желающие.

Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.

Образовательное видео «Проектная деятельность в дошкольном образовании». Консультация для воспитателей. В связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре программы дошкольного образования, активизировался интерес педагогов.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интеграция воспитательно-образовательного процесса посредством проектной деятельности
Опубликовано: 8 октября 2013 в 14:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву...
Фотоотчет «Театр глазами детей»
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...