Папки-передвижки

Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод

Ольга Абдикаримова
Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод

Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод

в рамках освоения программы «Мир открытий»

Абдикаримова Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

МБДОУ детский сад№41 комбинированного вида

Публикация «Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод» размещена в разделах

Актуальность интегративного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе развития. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция познавательной и художественной деятельности понимается как организованный педагогом целенаправленный и взаимообратный перенос информации с языка элементарных научных представлений на язык художественных образов в целях порождения в сознании ребенка культурных и личностных смыслов и создании целостной картины мира.

В дошкольном возрасте система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно – образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражении себя в разных видах деятельности.

Основным методом образования и воспитания детей дошкольного возраста в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности выступает метод пробуждения предельно – творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Интеграция – ресурс для личностного развития всех участников образовательного процесса. Организация образовательного процесса на принципах интеграции познавательной и разных видов художественно – продуктивной деятельности позволяет во – первых, находить и осваивать широкое поле разных видов деятельности как детям, так и взрослым; во – вторых, помогает педагогам наиболее творчески подходить к подготовке образовательного процесса.

Особенно ярко проявить и развить себя как ребенок, так и педагог может при помощи деятельностного метода, предложенного Л. Г. Петерсон в программе «Мир открытий». Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.

При деятельностном подходе образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!», значит педагогу удалось исполнить роль творческого организатора.

Художественно – эстетическое развитие здесь рассматривается как средство самостоятельного освоения, открытия мира ребенком в многообразных формах его проявления.

Подтверждение всему вышесказанному я нашла в трудах И. Лыковой и в ее программе «Цветные ладошки», которую взяла за основу при подготовке к занятиям продуктивной деятельностью.

На своих занятиях часто использую технологию исследовательской (экспериментальной) деятельности. На занятиях по рисованию дети экспериментируют с различными видами художественных материалов, например – восковые мелки и акварель, акварель и гуашь; рисуют на мятой бумаге, оставляют оттиски различными предметами. На занятиях лепкой создают образ, дополняя его пуговицами, камешками, бусинками и т. п.

Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской. Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать краски. Путем эксперимента выясняют какие именно краски надо смешать. Делают вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски). При этом актуализируются мыслительные процессы: дети анализируют, сравнивают, обобщают.

Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) и деятельностного метода обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Литература:

1. Лыкова И. А., Рыжова Н. Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду //Цветной мир, 2012 г.

2. Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования//Школа 2000, 2008 г.

3. https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy

4. https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Lykova

Публикации по теме:

Анализ художественно-эстетического развития дошкольников Художественно - эстетическое развитие детей в детском саду предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство.Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры " Дымковские народные игрушки".

Изучение художественно-эстетического развития старших дошкольников Диагностика художественно-эстетического развития детей 5-6 лет — процесс многократного исследования, эмоционально-личностных особенностей,.

Программа художественно-эстетического развития в средней группе Цель программы: Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного.

Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.

Семинар-практикум «Метод проектов в решении задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Семинар-практикум «Метод проектов в решении задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода.

Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Слайд №1 «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск.

Системно-деятельностный подход. Конспект занятия по познавательному развитию «Смешение цветов» Тема: «Смешивание цветов (оранжевый)"средняя группа. 1. Введение в ситуацию. Вос-ль: Ребята, давайте сейчас с вами отправимся в осенний.

Уголок художественно-эстетического развития «Каляка-маляка»Уголок художественно-эстетического развития «Каляка-маляка» Одним из важных условий реализации художественно-эстетического воспитания в ДОУ является грамотная организация развивающей предметно-пространственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод
Опубликовано: 21 августа 2015 в 00:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД