МААМ-картинки

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ»

Евгения Недосекина
Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность

на тему:

«Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры»

Цель: Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.

Задачи:

Публикация «Интегрированная НОД „Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ“» размещена в разделах

1. Приобщать к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными, подвижными играми, забавами, обычаями. Способствовать развитию интереса к календарным праздникам, народным забавам, традициям.

2. Развивать потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами, развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи, совершенствование двигательных умений и навыков.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Оборудование: Балалайки, платки для танца, книга «Месяцеслов», макет «Ледяная глыба», лента, колокольчик, мультимидийное оборудование, самовар, венки из цветов, шапочка «Зайчик», предметы русского быта, интерактивная доска.

Предварительная работа: Чтение и заучивание малых фольклорных форм (песенок, потешек, закличек, считалок, разучивание русских народных подвижных игр, ознакомление с народными промыслами, предметами старины на выставке, изготовление продуктов детской деятельности из глины и слоеного теста (пасхальные яички, рождественские игрушки для елки).

Словарная работа: Балалайка, радушный, традиции, обряды, крута гора, скотина, бояре, ладная, красна, звончата.

Ход:

Зал оформлен в стиле русской избы. Звучит русская народная мелодия. Входят все дети (музыка звучит тихо). Дети низко кланяются и говорят все вместе: «Здравствуйте гости, дорогие!».

Мальчик (выходя вперед) :

Заиграй-ка балалайка,

Заиграй-ка, звончата!

Дома ль Вика,

Дома ль Соня,

Дома ль душенька – Варюшенька?

(три девочки выходят вперед)

Девочки: Мы – туточки!

Мальчик: А что вы здесь делаете?

Девочки: А мы в доме прибираемся,

Гостей дожидаемся,

Созывать собираемся!

Девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, народ. (Стук в дверь)

Входит Забавушка.

Забавушка: Здравствуйте ребята и девчата! Какие вы все нарядные и красивые. А наряды, у вас какие необычные. Я - Забавушка, люблю песни, смех, игры и приглашаю Вас сегодня в путешествие во времена, когда жили ваши прадедушки прабабушки!

(Дети садятся на стульчики)

Забавушка:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Издавна русский народ называли «гостеприимным». Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (Забавушка кланяется гостям).

Забавушка: Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети: Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал?

Забавушка: На Руси был обычай в особых случаях печь пироги и рассылать их – это означало приглашение на праздник.

Забавушка: Русский народ сохранил и продолжает отмечать много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат своей историей, своими корнями, традициями.

Вот и у наших детей ноги сами идут в пляс.

(Танец «Заиграй – ка, балалайка!»)

(Вой ветра)

Появляется Кикимора Болотная с книгой в руках.

Забавушка: Ой, кто это?Да это же Кикимора болотная. Ребята, она украла у меня важную книгу – народный календарь с Русскими празниками, который называется месяцеслов, о которых я хотела Вам сегодня рассказать.

Кикимора: Да-да-да. Не отдам ни за что! Хи –хи – хи, теперь я сама их все празновать буду.

Забавушка: Отдай нам месяцеслов, Кикимора, пожалуйста. Ребята хотят с праздниками познакомиться.

Кикимора: Отдам, если Вы на каждый праздник, который я прочитаю, придумаете русскую подвижную игру. Согласны?

Дети: Да.

Кикимора открывает книгу и слышится музыка «Катание на тройке»- топот копыт,бубенцы.

Забавушка: Что-то похолодало. Ребята. Зима что ли на дворе. (Слайд 1)

Кикимора: Самая настоящая Зимушка- Зима и зимний календарный праздник – Святки! (Слайд 2)

Забавушка: Святки – славянский народный праздник, который празднуют между Рождеством и Крещением, отмечают его в лютую стужу в январе месяце, отмечают не один день, а больше 2-х недель. Люди устраивают народные гулянья, ходят в гости, проводят обряды на хороший урожай. Гадают. Ребята, а кто знает поговорки этого праздника:

- На Святках волки женятся.

- От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех – с охотником несчастье случится.

Забавушка: А у нас уже зимняя игра есть. Называется она «Крута гора». (Слайд 3)

Организуется народная игра «Крута гора». Дети встают в хоровод. В центре его организуется возвышение - небольшая горка из снега (на улице) или его имитация (в помещении). Все водят хоровод и приговаривают:

Стоит крута гора посреди двора

У резного-то крыльца.

Не проехать, не пройти, а только перепрыгнути.

С последними словами дети опускают руки и расходятся шире. Взрослый называет кого-то из детей по имени и тот ребёнок должен перепрыгнуть горку, не задев её. Если горка была задета, тот выбывает из игры.

Кикимора: Ух, справились! (опять листает книгу) Вот вам новый праздник -

Масленица. (Слайд 4)

Ребенок 1:

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

Забавушка: В конце зимы православные люди празднуют Масленицу. Отмечают целую неделю. Это очень вкусный праздник. Вы блины, ребята, любите?

Дети: Да.

Забавушка: Вот на этот праздник их можно кушать сколько угодно: и с со сметаной, и с медом, и с маслом. А еще можно кататься на санках, наряжаться и сжигать чучело Масленицы. Этим праздником люди провожают зиму и встречают красавицу весну. А еще существовала такая примета, кто прокатится с горы дальше всех, у того лен вырастет длиннее. А у меня есть игра, в которую издавна играют на Масленицу. Сыграем ребятки?

Дети: Да.

Забавушка: Для этого нам надо посчитаться, чтобы выбрать Зарю. Вставайте в круг.

Забавушка (считает) :

Я куплю себе дуду

И по улице пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем,

Ты води!

Русская народная игра «Заря».

(Дети встают спиной в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - "заря"(выбранный по считалке) ходит в кругу с лентой и говорит:

Заря - заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту. И они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Забавушка: Молодцы ребята.

Кикимора (быстро листает книгу) : Вот сейчас точно не справитесь. Ага, нашла. Вот такого праздника точно не знаете – Пасха. (Слайд 5)

Ребенок 2:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Ребенок 3:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными!

Забавушка: Праздник Пасхи всегда выпадает на весенние дни. Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

(Слышится колокольный звон)

Как у каждого большого церковного праздника у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. (Звенит маленьким колокольчиком) Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Забавушка: Дети. А какие пасхальные приметы вы знаете?

Дети:

• В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

• А у нас на Пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

А у нас девушки на Пасху желают: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”

• Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.

• А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной!

Забавушка: Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр. Ребята, давайте поиграем в русскую народную игру «Заинька». (Слайд 6) .

Русская народная игра «Заинька».

Выбирают водящего - «заиньку» по считалке.

Ребенок (считает) :

Серый зайка вырвал травку,

Положил ее на лавку,

Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет!

Выбранному по считалке ребенку надевается на голову шапочка зайки. Играющие становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит «заинька».

Дети: Заинька, где твой дом?

«Заинька» : Мой дом под кустом, под березовым листом

Дети: Заинька, приходи к нам на лужок

На головку вить венок!

«Заинька» входит в круг, играющие идут по кругу, поют:

Заинька, заинька —

Коротенькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Заинька» танцует в кругу, затем подходит к одному из играющих надевает шапочку зайки и меняется с ним местами. Так выбирается новый «заинька», игра продолжается два- три раза.

Кикимора (топает ногами) : Все-то они знают, все- то умеют. Задам вам задачку посложнее - праздник Ивана Купалы вы знаете? (Слайд 7)

Забавушка: Летом, ребята, люди отмечают русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.

Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад. В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. Давайте станцуем хоровод «На Ивана Купала».

ХОРОВОД «На Ивана Купала»

Кикимора: Вот мое последнее задание – отгадаете, отдам книгу. Праздник Покров.

Забавушка: Покров Святой Богородицы празднуется 14 октября. В этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. «До Покрова осень, за Покровом зима идёт» А еще в этот день играли свадьбы. (Слайд 8) А еще была такая примета: Молодые на тройке должны объехать священное дерево – дуб, тогда семья будет крепкой и счастливой.

Ребенок 4:

Свадьба русская идет,

Ее празднует народ,

Стол весь в яствах, в угощеньях,

В салатах разных, да в соленьях.

Ребенок 5:

Так что бояре проходите,

Своих сударынь захватите,

И будем ждать мы молодых,

Делить им славу на двоих!

Забавушка: А ты, Кикимора Болотная замуж хочешь? А то засиделась в своем болоте совсем одна.

Кикимора: Ой, хочу, очень хочу, дорогая! А женихи у вас есть?

Забавушка: А то как же! Становись с нами на игру, быстро тебя сосватаем.

Игра " Бояре, а мы к вам пришли"

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая команда повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам … мила (показывают на выбранного).

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Забавушка: Ну, что Кикимора и жениха тебе нашли, и все задания твои выполнили. Отдавай месяцеслов.

Кикимора: Ладно, ладно. Забирайте уж. Не очень-то и нужен он мне. (отдает книгу Забавушке). Да, и пора мне уже. До свидания, ребята! Не серчайте на меня, я тоже много новых праздников сегодня узнала, на следующий праздник приду уже добрая и с гостинцами.

Дети провожают Кикимору.

Забавушка: Ну что же, ребята, хорошо мы сегодня поиграли, много нового узнали. А теперь посмотрим что вы запомнили:

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

3. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

4. Назовите самый короткий народный праздник, который длится всего одну ночь? (Иван купала)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? ( Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебная тройка наших предков? (Вокруг дуба)

Забавушка: Какие молодцы! На все вопросы ответили. Играми, да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством, да угощением! (Слайд 9)

Мальчик:

Мы идем, идем, идем! Самовар с собой несем!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Девочка:

Чай горячий на столе, пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать наше угощенье!

Забавушка:

Чай пить – не дрова рубить! Приглашаем всех гостей к столу!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-nod_bv0tu.ppt | 10913,5 Кб
 
Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Приобщение детей к истокам народной культуры. Конспект занятия «Русская матрешка» Народная культура и традиции. «Русская матрешка» Программные задачи: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие,.

Приобщение к истокам народной культуры через театрализованную деятельность В вариативную часть рабочей программы нашей группы входит приобщение детей 3-4 лет к истокам народной культуры, которое осуществляется через.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры» Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 20:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД