Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»

Людмила Маслова
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели:

Учить детей составлять рассказы о предметах, употреблять слова и выражения, позволяющие выделить характерные признаки предметов, конструировать поделки из «волшебного «квадрата»», создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

Развивать диалогическую и монологическую речь с использованием приёмов ТРИЗ (игры: «Хорошо-плохо» - решение противоречий, РТВ «Сложи узор» - фантазирование, приём эмпатии в игре «Мы ожившие дома», прямая аналогия – метод синектики.

Развивать у детей память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев (с помощью пальчиковой гимнастики «Домик»).

Воспитывать чувство сопереживания к ближнему, желание помочь, и чувство радости от совместно выполненной работы.

Для укрепления и сохранения здоровья, для снятия зрительного напряжения используется тренажёр Базарного В. Ф. – коромысло.

Планируемые результаты: выполняют образец поделки способом оригами по инструкции педагога.

Материалы и оборудование: квадратный лист цветной бумаги, простой карандаш.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Вводное слово воспитателя.

Дети получают письмо от Бабы-Яги. В своём письме она рассказывает, что потеряла свой дом и не может его найти. Просит детей помочь ей. (Дети соглашаются).

Предлагаю детям отправиться в путешествие на поиски дома Бабы-Яги.

- Представьте, что мы попали на Север (импатия). Вокруг снежная равнина. Из чего можно построить дом? (Фантазирование). Правильно, дом эскимосов – иглу построен из снега. Попробуйте нарисовать дом – иглу снежинками (на мольберте). Как вы думаете, сможет ли Баба-Яга жить в таком доме? Что в нём хорошего и что плохого? (Проводится игра «Хорошо-плохо»). Хорошо тем, что строительный материал под руками, такой дом защитит от любой непогоды. Плохо тем, что холодно, нет печки, телевизора.

- Холодно, правда? Давайте перенесёмся на Восток и ответим на такой вопрос: может ли в доме быть и сад и озеро? В Узбекистане такие дома называют – махалла. Дом, если посмотреть сверху, напоминает бублик. Сам «бублик» - это дом. В самом центре «бублика» - озеро, а между домом и озером – сад. Представьте, что такой дом вы увидели с самолёта, зарисуйте его на мольберте. Ответьте: сможет ли Баба-Яга жить в этом доме? Что в нём хорошего и что плохого? Хорошо тем, что тепло, сад есть – фруктов много, озеро есть – в жару искупаться можно. Плохо тем, что когда жарко – голова болит, сад есть – так в саду работать надо, а ей не под силу, она старенькая, ленивая и т. д.

- Теперь тем же самым самолётом мы прилетели в российскую деревню и увидели дома. Какие? (Обыкновенные домики, построенные из сосновых брёвен при помощи умелых рук плотника). Брёвнышко на брёвнышко и получится сруб. Главное, чтобы ваш сруб не развалился (У каждого ребёнка – счётные палочки).

- Теперь надо придумать узоры, которыми бы вы хотели украсить свой дом (игра по ТРИЗ «Сложи узор»).

- Устали? Сложно строить дом? А ведь его можно просто возить на себе. Кто возит дом на себе? (черепаха, улитка). А человек может возить дом на себе? (палатка, спальный мешок).

Для укрепления и сохранения здоровья, а также для снятия зрительного напряжения использую тренажёр В. Ф. Базарного – коромысло (4 вида домов: чум, многоэтажный дом, юрта, деревенский домик). Назовите, как называется дом и на какую геометрическую фигуру он похож.

Расскажите, в каком доме хотели бы жить вы, о доме своей мечты (ответы детей).

- Все дома по-своему хороши. Но мы так и не смогли найти дом Бабы-Яги. Кстати, а в каком доме она жила? избушке на курьих ножках). Сравнить, чем отличается её дом от остальных. Провести прямую аналогию по цвету, форме, функциям. Главное - дом живой: он двигается. Обговорить с детьми, хотели бы они жить в избушке на курьих ножках? Что в её доме хорошего, что плохого для нас? (мебель старая, дом полуразвалившийся, пыль, грязь, микробы, паутина и т. д. ; хорошо тем, что высокий, поворачивается в разные стороны). Что надо сделать с нашим домом, чтобы он ожил? Что надо добавить, чтобы он мог двигаться? (колёса, вёсла, сапоги-скороходы и т. д.). Как можно усовершенствовать избушку, сделать её современной? (провести воду, газ, электричество, сделать евроремонт, пристроить балкон, обставить новой мебелью и т. п.).

Игра «Мы ожившие дома».

У каждого дома свой характер. Изобразите Дом-плакса, Дом-солдат, Дом-балерина, Дом-музыкант.

- А люди могут жить в избушках на курьих ножках? Оказывается, древние племена строили дома на сваях, чтобы дикие звери не тревожили их, чтобы врагам трудно было до них добраться. У нас в стране есть город, который стоит на «курьих ножках» - сваях. Это Норильск. Там вечная мерзлота.

- Теперь представьте себе, что встретились два дома: городской многоэтажный и избушка на «курьих ножках». Что может спросить избушка у многоэтажного дома и что он ей ответит? (Фантазирование).

- Как вы думаете: каким должен быть дом, чтобы быстрее просыхал? (Бумажным). Такие дома строят в Японии. Лёгкие, красивые, удобные. Вот такой дом на «курьих ножках» я предлагаю смастерить для Бабы-Яги. Наконец-то мы нашли её потерянный дом. Думаю, она будет довольна. (Дети одобряют моё предложение).

2. Оригами (продуктивная деятельность).

Пальчиковая гимнастика «Домик».

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. (Повторить 2 раза).

3. Итог работы.

Изготовленные поделки складываем в посылку и отправляем по почте для Бабы-Яги.

На столе неожиданно появляется корзинка с пирожками. Так Баба-Яга благодарит детей за оказанную помощь, за их старание.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 14:06
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...