Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»

Гульчачак Кляндина
Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №110» г. Братск,

воспитатель Кляндина Г. А.

Интегрированное занятие

«Братск – легенда Сибири»

в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

• Уточнять и расширять представления детей об истории возникновения и строительства города Братск, об особенностях строительства современного города в таежной глуши.

• Продолжать знакомить с образом жизни людей на сибирской земле в старину.

• Закреплять и расширять знания детей о строительных профессиях и их значении для жителей строящегося города.

• Развивать у детей интерес к истории родного города.

• Воспитывать уважение к первостроителям Братска.

Материалы к занятию:

• Открытки, иллюстрации, фотографии с видами города Братск разных лет.

• Иллюстрированная книга «Это было на Ангаре»

• Рекламные проспекты предприятий города.

• Макеты, изображения и схемы Братского острога, домов и улиц старого Братска в период строительства ГЭС.

• Модель «Машина времени»

• Песня «Прекрасное далеко» в СД записи.

• Синяя ткань, искусственные елочки для декорации.

• Плотная зеленая бумага для конструирования палаток.

• Мелкий строительный материал

• Бумага и средства для рисования

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города Братск разных лет – от острога до современности.

• Экскурсии в Ангарскую деревню, в музей Политической ссылки, в библиотеку, на почту, в книжный магазин, в кукольный театр, целевые прогулки по значимым местам города – к мемориальным доскам улиц Малышева, Рябикова.

• Встречи и знакомство с известными людьми города – поэтами и писателями А. Лисицей, В. Корниловым и их творчеством; почетными гражданами Братска – заслуженной актрисой РФ А. Овсянниковой, краеведом В. В. Рудых, ветеранами войны и труда Желтышевым В. Н.,

• Чтение рассказов и стихов: И. Харабаров «Памяти землепроходцев»,

В. Непомнящих «Ангарстрой», Л. Хрилев «Братск 1955 года», «Первая палатка», В. Соколов «На улицах старого Братска», М. Танич «След колеса», Е. Долматовский «Братская былина»,

• Слушание песен о Братске: «Марш строителей», «Таежный вальс», «Прощание с Братском» Н. Добронравова и А. Пахмутовой

• Фотоотчеты, фоторепортажи, фотовыставки об экскурсиях и встречах

• Оформление выставки рисунков детей «Наш город нам дорог»

Ход:

На полу, столах, полках, мольбертах, стендах размещены декорации и наглядный материал по теме.

Беседа с детьми: – Вы любите свой город? Как он называется? Сколько ему лет? Когда наш город празднует свой день рождения? Посмотрите, какой красивый наш Братск! Он растет и хорошеет с каждым днем – показываю фотографии и иллюстрации с видами современного города с помощью слайдовой презентации.

– А как вы думаете, наш город всегда был таким? Что было раньше на месте города? А вы хотите узнать, как построили наш город, почему его назвали Братском? А это было в будущем или прошлом? С помощью чего можно попасть в прошлое?

Вношу модель «Машина времени», нажимаю кнопку «Прошлое», под фонограмму «Прекрасное далеко» говорю слова:

Машина времени,

Неси нас сквозь года

В тайгу сибирскую,

К реке Ангара.

Вместе с детьми выполняем медленные движения: кружение вокруг себя, вращение руками, – Мы с вами очутились в прошлом, на берегу могучей таежной реки Ангара – Рассаживаемся на ковре среди искусственных деревьев и синей ткани, имитирующих тайгу и реку Ангару, продолжаю беседу, во время которой на экране появляются слайды.

– Давным-давно на берегу Ангары жили тунгусы – эвенки, буряты. – Как вы думаете, почему они поселились около реки? Что им давала река? Тайга? (Ответы детей с «волшебной» палочкой)

– В ту пору, русские люди, прослышав о богатой «Брацкой землице», стали собирать отряды. С трудом преодолев непроходимую тайгу и своенравную Ангару, отряд атамана Перфильева добрался до заветного края. А вы знаете, почему эти земли и людей, живущих на них, русские называли «Брацкими»? Ученые-историки говорят, что коренные народы – буряты дали это название. Но мне нравится другая версия – легенда о том, что, когда отряд казаков встретился с коренными племенами, они протянули им руку дружбы и стали называть их «братами» и «Брацкими людьми». А потом, построили острог, т. е. защитное укрепление, потому что среди тунгусских народов – это народы, жившие в районе реки Ангары, встречались и воинственные племена, первопроходцы назвали его тоже «Брацким».

Рассматриваем карту Сибири, находим на ней реку Ангару, приблизительный маршрут отряда казаков, затем показываю макет башни и схему Братского острога, предлагаю построить острог из строительного материала. А для этого объединиться в 2 компании-бригады:

1 компания-бригада детей строит ограждение острога, избу

2 компания-бригада детей строит башню Брацкого острога

– Через много лет люди научились строить многоэтажные дома, заводы, машины, поднимать в небо самолеты и на месте бывшего острога вырос молодой город и его назвали «Братск».

– Сейчас мы продолжим путешествие во времени и перенесемся в то трудное, но романтичное время. – Снова используется «Машина времени» и песня «Прекрасное далеко»

– А вы знаете, почему возникла необходимость строительства города? Могучая сибирская река Ангара как нельзя лучше подходила для строительства гидроэлектростанции. Что такое гидроэлектростанция и зачем она нужна? Да, прошло время керосиновых ламп, стране нужно было электричество. И вот на берегу Ангары появились первые строители – первопроходцы. На чем они приехали и почему их так назвали? Где они жили, ведь кругом лишь сосны и ели, да непроходимая тайга. Конечно же, первостроители жили в палатках.

Показываю фотографию палаточного городка на слайде и предлагаю детям объединиться в три компании – строительные бригады, сложить палатки из листов зеленой бумаги. Расставляем их в три ряда – по количеству бригад – на ковре среди декораций.

– Как можно назвать городок из палаток?

Каждая компания дает свою версию названия палаточного городка.

– Первостроители Братска назвали свой палаточный городок «Зеленым», почему? (Ответы детей) Придумайте названия своим улицам и объясните, почему так назвали?

Каждая компания детей дает версию названия своей улицы

– В таких же палатках размещались магазин и больница, столовая и клуб. На стройку стали съезжаться люди самых разных профессий. А какие профессии нужны молодому строящемуся городу?

Раздаю детям взять картинки с изображением профессий, необходимых на стройке. Это каменщик, бетонщик, монтажник, маляр, плотник, стекольщик, врач, продавец, парикмахер, повар, водитель, лесоруб и др.). Затем предлагаю объединиться в две компании:

1. Строительные профессии

2. Профессии-помощники для строительства города

Каждая компания доказывает необходимость выбранных профессий: лесорубы расчищают площадки для строительства, дорожники прокладывают дороги, повар кормит строителей, врач их лечит, водители подвозят строительный материал и т. д.

Физминутка «Лесорубы»:

Лесорубы в лес пришли,

Инструменты принесли.

Раз, два, раз, два – завизжала пила.

Раз, два, раз, два – рубим мы дрова.

– Трудно было строить город среди непроходимой тайги: зимой строители работали в лютые морозы, а летом их кусала злая мошкара. Но шло время и, благодаря самоотверженному труду героических людей, вырос чудесный город. (Показ слайдовых фотографий Братска 60 – 70-х годов)

Читаю стихотворение:

Здесь сосны и ели стоят на ветру,

Здесь снежные бури метут

Здесь зверь пробегал, свою метя тропу,

Скрываясь в таежную тьму.

Пришел человек в таежный тот край.

Работая в дождь и пургу,

Отчаянно верил в победу свою.

И он покоряет тайгу.

И вырос наш Братск у всех на глазах

От снежной палатки в лесу

До мощных гигантов – БрАЗ, БЛПК.

Высотных домов и дворцов.

Мой город родился в таежной глуши

Морозным декабрьским днем.

Мой город живет, мой город цветет,

И мы вместе с Братском растем.

– С тех пор прошло много лет, прежде чем наш Братск стал таким большим, красивым и современным, каким мы знаем его сейчас. А нам пора отправляться назад, в наше прекрасное настоящее.

Нажав кнопку «Настоящее» на «Машине времени», под фонограмму «Прекрасное далеко» возвращаемся в наше время. – А сейчас наш город возмужал, с каждым годом становится шире и краше.

Показываю презентацию-клип «Любимый город»

После занятия предлагаю детям отразить свои впечатления от путешествия в прошлое в рисунках. Помещаем рисунки на стендовой выставке «Я люблю свой город»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Мои работыМои работы Уголок настроения Новогодняя игрушка "Год тигра" Новогодняя игрушка "Год огненного дракона" В ожидании наступления нового года работа.

Автор публикации:
Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 11:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...
Фотоотчет «Спасем зимующих птиц»
нашей группе " Колокольчик" пришла тематическая неделя под девизом " Спасем зимующих птиц ". Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно...