Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»

Гульчачак Кляндина
Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №110» г. Братск,

воспитатель Кляндина Г. А.

Интегрированное занятие

«Братск – легенда Сибири»

в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

• Уточнять и расширять представления детей об истории возникновения и строительства города Братск, об особенностях строительства современного города в таежной глуши.

• Продолжать знакомить с образом жизни людей на сибирской земле в старину.

• Закреплять и расширять знания детей о строительных профессиях и их значении для жителей строящегося города.

• Развивать у детей интерес к истории родного города.

• Воспитывать уважение к первостроителям Братска.

Материалы к занятию:

• Открытки, иллюстрации, фотографии с видами города Братск разных лет.

• Иллюстрированная книга «Это было на Ангаре»

• Рекламные проспекты предприятий города.

• Макеты, изображения и схемы Братского острога, домов и улиц старого Братска в период строительства ГЭС.

• Модель «Машина времени»

• Песня «Прекрасное далеко» в СД записи.

• Синяя ткань, искусственные елочки для декорации.

• Плотная зеленая бумага для конструирования палаток.

• Мелкий строительный материал

• Бумага и средства для рисования

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города Братск разных лет – от острога до современности.

• Экскурсии в Ангарскую деревню, в музей Политической ссылки, в библиотеку, на почту, в книжный магазин, в кукольный театр, целевые прогулки по значимым местам города – к мемориальным доскам улиц Малышева, Рябикова.

• Встречи и знакомство с известными людьми города – поэтами и писателями А. Лисицей, В. Корниловым и их творчеством; почетными гражданами Братска – заслуженной актрисой РФ А. Овсянниковой, краеведом В. В. Рудых, ветеранами войны и труда Желтышевым В. Н.,

• Чтение рассказов и стихов: И. Харабаров «Памяти землепроходцев»,

В. Непомнящих «Ангарстрой», Л. Хрилев «Братск 1955 года», «Первая палатка», В. Соколов «На улицах старого Братска», М. Танич «След колеса», Е. Долматовский «Братская былина»,

• Слушание песен о Братске: «Марш строителей», «Таежный вальс», «Прощание с Братском» Н. Добронравова и А. Пахмутовой

• Фотоотчеты, фоторепортажи, фотовыставки об экскурсиях и встречах

• Оформление выставки рисунков детей «Наш город нам дорог»

Ход:

На полу, столах, полках, мольбертах, стендах размещены декорации и наглядный материал по теме.

Беседа с детьми: – Вы любите свой город? Как он называется? Сколько ему лет? Когда наш город празднует свой день рождения? Посмотрите, какой красивый наш Братск! Он растет и хорошеет с каждым днем – показываю фотографии и иллюстрации с видами современного города с помощью слайдовой презентации.

– А как вы думаете, наш город всегда был таким? Что было раньше на месте города? А вы хотите узнать, как построили наш город, почему его назвали Братском? А это было в будущем или прошлом? С помощью чего можно попасть в прошлое?

Вношу модель «Машина времени», нажимаю кнопку «Прошлое», под фонограмму «Прекрасное далеко» говорю слова:

Машина времени,

Неси нас сквозь года

В тайгу сибирскую,

К реке Ангара.

Вместе с детьми выполняем медленные движения: кружение вокруг себя, вращение руками, – Мы с вами очутились в прошлом, на берегу могучей таежной реки Ангара – Рассаживаемся на ковре среди искусственных деревьев и синей ткани, имитирующих тайгу и реку Ангару, продолжаю беседу, во время которой на экране появляются слайды.

– Давным-давно на берегу Ангары жили тунгусы – эвенки, буряты. – Как вы думаете, почему они поселились около реки? Что им давала река? Тайга? (Ответы детей с «волшебной» палочкой)

– В ту пору, русские люди, прослышав о богатой «Брацкой землице», стали собирать отряды. С трудом преодолев непроходимую тайгу и своенравную Ангару, отряд атамана Перфильева добрался до заветного края. А вы знаете, почему эти земли и людей, живущих на них, русские называли «Брацкими»? Ученые-историки говорят, что коренные народы – буряты дали это название. Но мне нравится другая версия – легенда о том, что, когда отряд казаков встретился с коренными племенами, они протянули им руку дружбы и стали называть их «братами» и «Брацкими людьми». А потом, построили острог, т. е. защитное укрепление, потому что среди тунгусских народов – это народы, жившие в районе реки Ангары, встречались и воинственные племена, первопроходцы назвали его тоже «Брацким».

Рассматриваем карту Сибири, находим на ней реку Ангару, приблизительный маршрут отряда казаков, затем показываю макет башни и схему Братского острога, предлагаю построить острог из строительного материала. А для этого объединиться в 2 компании-бригады:

1 компания-бригада детей строит ограждение острога, избу

2 компания-бригада детей строит башню Брацкого острога

– Через много лет люди научились строить многоэтажные дома, заводы, машины, поднимать в небо самолеты и на месте бывшего острога вырос молодой город и его назвали «Братск».

– Сейчас мы продолжим путешествие во времени и перенесемся в то трудное, но романтичное время. – Снова используется «Машина времени» и песня «Прекрасное далеко»

– А вы знаете, почему возникла необходимость строительства города? Могучая сибирская река Ангара как нельзя лучше подходила для строительства гидроэлектростанции. Что такое гидроэлектростанция и зачем она нужна? Да, прошло время керосиновых ламп, стране нужно было электричество. И вот на берегу Ангары появились первые строители – первопроходцы. На чем они приехали и почему их так назвали? Где они жили, ведь кругом лишь сосны и ели, да непроходимая тайга. Конечно же, первостроители жили в палатках.

Показываю фотографию палаточного городка на слайде и предлагаю детям объединиться в три компании – строительные бригады, сложить палатки из листов зеленой бумаги. Расставляем их в три ряда – по количеству бригад – на ковре среди декораций.

– Как можно назвать городок из палаток?

Каждая компания дает свою версию названия палаточного городка.

– Первостроители Братска назвали свой палаточный городок «Зеленым», почему? (Ответы детей) Придумайте названия своим улицам и объясните, почему так назвали?

Каждая компания детей дает версию названия своей улицы

– В таких же палатках размещались магазин и больница, столовая и клуб. На стройку стали съезжаться люди самых разных профессий. А какие профессии нужны молодому строящемуся городу?

Раздаю детям взять картинки с изображением профессий, необходимых на стройке. Это каменщик, бетонщик, монтажник, маляр, плотник, стекольщик, врач, продавец, парикмахер, повар, водитель, лесоруб и др.). Затем предлагаю объединиться в две компании:

1. Строительные профессии

2. Профессии-помощники для строительства города

Каждая компания доказывает необходимость выбранных профессий: лесорубы расчищают площадки для строительства, дорожники прокладывают дороги, повар кормит строителей, врач их лечит, водители подвозят строительный материал и т. д.

Физминутка «Лесорубы»:

Лесорубы в лес пришли,

Инструменты принесли.

Раз, два, раз, два – завизжала пила.

Раз, два, раз, два – рубим мы дрова.

– Трудно было строить город среди непроходимой тайги: зимой строители работали в лютые морозы, а летом их кусала злая мошкара. Но шло время и, благодаря самоотверженному труду героических людей, вырос чудесный город. (Показ слайдовых фотографий Братска 60 – 70-х годов)

Читаю стихотворение:

Здесь сосны и ели стоят на ветру,

Здесь снежные бури метут

Здесь зверь пробегал, свою метя тропу,

Скрываясь в таежную тьму.

Пришел человек в таежный тот край.

Работая в дождь и пургу,

Отчаянно верил в победу свою.

И он покоряет тайгу.

И вырос наш Братск у всех на глазах

От снежной палатки в лесу

До мощных гигантов – БрАЗ, БЛПК.

Высотных домов и дворцов.

Мой город родился в таежной глуши

Морозным декабрьским днем.

Мой город живет, мой город цветет,

И мы вместе с Братском растем.

– С тех пор прошло много лет, прежде чем наш Братск стал таким большим, красивым и современным, каким мы знаем его сейчас. А нам пора отправляться назад, в наше прекрасное настоящее.

Нажав кнопку «Настоящее» на «Машине времени», под фонограмму «Прекрасное далеко» возвращаемся в наше время. – А сейчас наш город возмужал, с каждым годом становится шире и краше.

Показываю презентацию-клип «Любимый город»

После занятия предлагаю детям отразить свои впечатления от путешествия в прошлое в рисунках. Помещаем рисунки на стендовой выставке «Я люблю свой город»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Мои работыМои работы Уголок настроения Новогодняя игрушка "Год тигра" Новогодняя игрушка "Год огненного дракона" В ожидании наступления нового года работа.

Автор публикации:
Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 11:57
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...