Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] «Морское путешествие» в старшей группе

Ирина Якушова
Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] «Морское путешествие» в старшей группе

Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи. Нарушенный грамматический строй, несформированные фонематический слух и связная речь ребёнка не бросаются в глаза среднестатистическому обывателю, не тревожат родителей.

Обычно ко мне приходят родители малыша с жалобой на неправильное произношение того или иного звука. Недорозвитие всех остальных сторон речи, пока это не мешает процессу обучения, мало волнует родственников ребёнка. Моя задача - объяснить важность своевременной сформированности всех сторон речи у ребёнка, ну и, если это необходимо, начать коррекцию.

В своей практике коррекционно - речевой работы с детьми использую комплексный подход. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного - двух методов логопедического воздействия даёт слишком медленную положительную динамику. Из практики делаю вывод, что необходимо подключать комплекс приёмов и методов для успешной коррекции.

«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».

Конспект занятия по теме:

«Морское путешествие. Автоматизация звука Л».

(подгрупповое логопедическое занятие дошкольника старшего возраста)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество»

Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] «Морское путешествие» в старшей группе

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».

Конспект занятия по теме:

«Морское путешествие. Автоматизация звука Л».

(подгрупповое логопедическое занятие дошкольника старшего возраста)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество»

Цель: Автоматизировать звук [Л] изолированно, в прямых слогах и разных позициях слова.

Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей у детей.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

• корригировать произношение звука Л ;

• развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику;

• развивать фонематические процессы;

• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык

(самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

• уточнить и расширить словарь по теме: «Море и морские обитатели»;

• учить применять в практике творческое использование коктейльных трубочек;

• уточнить артикуляцию звука [Л];

• закреплять умение осуществлять звуковой, слоговой анализ слова;

воспитательные:

• Формировать положительную мотивацию на занятии;

• Воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво;

Оборудование: макет корабля, авторская игрушка Колпачок Звуковичок; ноутбук, презентация «Морские обитатели», интерактивная доска, символы гласных звуков, картинки со звуком [Л], мячик «ёжик» 4 шт., пластилиновые пластины в форме буквы Л, кольца от коктейльных трубочек разного цвета

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребёнка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1 2 3 4

1. Оргмомент.

Создание проблемной ситуации. Логопед сообщает детям о том, что в гости пришел гном Колпачок Звуковичок. Он просит помощи в поиске волшебного клада, который спрятан на необитаемом острове.

Педагог выясняет, как называют большой пароход.

Уточняет, что путь лежит на Лайнере. И чтобы занять своё место в каюте, нужно приобрести билеты. (Символы гласных звуков А, О, У, И).

Молодцы! Все нашли свои места, садимся удобно, выпрямили спинки. А для того, что бы наш пароход отчалил от пристани, капитан Колпачок Звуковичок подаёт нам какие-то сигналы. Повторим за ним, сделаем с вами массаж лица.

Дети превращаются в гномов помощников, надевают колпачки.

Называют звуки и находят свои места с такими же изображениями.

Организовать детей.

Настроить детей на занятие.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Актуализация знаний.

Самомассаж лица.

Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (проводить ладонями по лицу сверху вниз,

Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперед сгибаем (загибание ушных раковин вперед,

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки) .

Щечки разминаем, чтобы надувались (поколачивание пальцами)

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Дети выполняют массаж лица согласно тексту. Активизация групп мышц речевого аппарата.

3. Упражнение на дыхание «Шторм в стакане».

Логопед сообщает, что для отправления в дальнее плавание, необходимо завести мотор двигателя корабля. Предлагает дуть в трубочку, погруженную в стакан с водой, контролируя правильность выдоха. Дети выполняют упражнение. Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает с язычками поиграть. Как называется окно на корабле? На доске демонстрация презентации с артикуляционной гимнастикой.

Дети отвечают. Иллюминатор. Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата.

5. Упражнение «Пароход».

- Мы произносили звук [Л]. Скажите, где находится язычок, когда мы произносим этот звук? Опишите, что делают губы, зубы? Какой это звук? Сегодня мы с вами продолжим работать над звуком [Л].

Дети дают характеристику звука Л. Уточнить артикуляционный уклад звука Л.

6. Ритмическая игра с произнесением слогов со звуком [Л]. Педагог обращает внимание на настроение детей. Просит поднять настроение капитану корабля Колпачку Звуковичку. Логопед предлагает детям выполнить ритмические движения со слогами. Отрабатывается изолированное произношение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.

ЛА-ЛА-ЛА – хлопаем в ладоши,

ЛО-ЛО-ЛО – стучим ладонями по столу,

ЛУ-ЛУ-ЛУ – хлопаем ладонями по коленям,

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – хлопаем ладонями по плечам наискосок.

Дети произносят слоги, одновременно выполняя движения. Закрепить правильное произнесение звука Л в прямых слогах. Развивать ФВ. Общую моторику, координировать речь с движением.

7. Игра «Один-много»

8. Пальчиковая гимнастика с мячиком «Морской ёжик».

Педагог рассказывает об условии дальнейшего путешествия. Просит правильно сказать чего одна (один, а чего много. (Одна волна - много волн, одна шлюпка- много шлюпок, один плавник- много плавников, одна лодка- много лодок).

Чтоб дальше продолжать надо пальчики размять:

Ёжик, спрячь свои иголки.

Мы же дети, а не волки.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Ёж иголки отряхнул,

Завернулся и уснул. Дети называют единственное и множественное число существительных.

Дети выполняют упражнения.

Дети повторяют слова за логопедом. Формировать навык образования существительных в ед. и мн. числе.

Развивать мелкую моторику.

Обогатить словарь по теме занятия.

9. Закрепление изученного материала. Игра «Найди звук».

Автоматизация произношения звука Л в разных позициях слова.

10. Знакомство с буквой Л.

Чтение прямых слогов.. Логопед сообщает, что в море много разных обитателей. Использует слайды морских обитателей (акула, малюск, рыба клоун, ламантин, рыба – молот).

- Давайте узнаем и поиграем.

Логопед сообщает, что приплыла сказочная героиня Русалочка и за выполненные задания вручила Звуковику и детям ключ от ларца.

Дети повторяют слова за педагогом. И определяют, на каком острове находится клад. Клад-звук Л в картинках. Дети выбирают только те картинки с морскими обитателями, в названии которых есть звук Л, называет их и помещает на интерактивную доску. Первый остров

- нахождение звука в начале слова, второй остров - в середине слова, третий остров - в конце.

Дети знакомятся с буквой, затем читают прямые слоги. Закрепить правильное произношение звука Л в разных позициях.

Учить соотносить звук с буквой.

Формировать навык чтения.

Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения.

11. Барельеф «Весёлая буква Л»

Педагог оповещает о том, что за помощь в поиске ларца Звуковик дарит каждому букву Л.

Педагог предлагает украсить букву на пластилиновой основе драгоценностями из ларца (кольца из разноцветных коктейльных трубочек) Дети открывают ларец. И украшают букву приёмом мозаики. Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей

12. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Логопед предлагает детям вспомнить, в какое путешествие они отправлялись, и какой звук учились произносить.

Логопед оценивает работу детей. Дети называют звук, уточняют правильную артикуляцию звука.

Дети забирают работы – буквы, обозначающие звук, который отрабатывался на занятии. Развить память. Обобщить тему.

IMG]/upload/blogs/c518034c5ba102312ba64eacecc056ef.jpg.jpg[/IMG]

Публикации по теме:

Как говорит ваш ребёнок (тест) Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Данная статья-справка предназначается родителям. [cut=Читать.

Таблица: «Результаты логопедического обследования» Эта таблица для начинающих логопедов (таких как Я,удобно планировать индивидуальную работу, сразу видно какие недостатки необходимо корректировать.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] «Морское путешествие» в старшей группе
Опубликовано: 18 января 2014 в 07:50
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...