Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного «Морозкины забавы» с применением элементов системы К. Орфа

Юлия Шобухина
Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного «Морозкины забавы» с применением элементов системы К. Орфа

Занятие – интегрированное.

В это занятие вкладывается умение педагога создать у детей целостную картину мира, опираясь на уже имеющиеся у них знания и опыт. Сверхзадача в данном случае – вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии.

Цель: привлечь внимание детей к красоте и разнообразию звуков природы во всех временах года. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.

Задачи: Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами. Обогащать их словарный запас. Обогащать их ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, двигательные – в процессе музицирования.

Интегрированное музыкальное занятие

«Морозкины забавы»

Ход занятия:

Загадка: Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовём (зима)

М. Р.: Ребята, назовите мне приметы зимы. (снег, мороз, холод и т. д.)

Предложить детям озвучить стихотворение с помощью музыкальных инструментов и подходящих предметов.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке – снег, снег,

И под ёлкой – снег, снег.

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише, не шуметь…

Пытаться изобразить скрип снега с помощью мешочков с крахмалом, кусочков пенопласта, целлофана и т. д. Для озвучивания храпа медведя подойдёт расчёска и т. д.

Затем исполнить стихотворение с озвучиванием под фоновое звучание муз. Пр-ия А. Вивальди «Зима»

«Мороз» (русская народная потешка). Речевая игра с движением.

Сначала разучиваем текст:

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой!

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки у-ух!

Дети становятся в круг и, выполняя придуманные движения, выразительно и чётко артикуляционно декламируют текст со звучащими жестами, которые нужно подобрать к тексту. Например: в 1-й части игры дети двигаются в круг и из круга, сопровождая пение ровными шлепками и выполняя хлопок на паузу; во второй части («А мы саночки возьмём») берутся за руки и бегут лёгким бегом с ускорением; в конце все падают.

«Зима» - пение с тональным аккомпанементом и звучащими жестами.

Сначала познакомить детей с песней, исполняя её без сопровождения фортепиано. Затем предложить детям аккомпанировать вашему пению звучащими жестами. При следующих исполнениях добавлять тональный аккомпанемент и побуждать ребят тихонько подпевать. Это приучит их внимательно прислушиваться к общему звучанию и своему голосу.

Дети садятся в круг, в центре которого располагаются играющие на инструментах. Во время пения можно выполнять такую последовательность из звучащих жестов: два тихих щелчка пальцами, лёгкий шлепок по своим коленям, шлепок по коленям своих соседей справа и слева одновременно двумя руками (руки перекрещиваются). Обратить внимание детей на остановки в пении на месте фермат.

Прочесть детям стихотворение:

Не рисовал ни я, ни ты –

Откуда ж на окне цветы?

Пока я спал, пока он спал,

Их Дед Мороз нарисовал!

На окне старик Мороз

Льдинкой росписи нанёс!

Предложить детям попробовать «рисовать» снежные узоры, как Дед Мороз, используя ледяные палочки. Дети стоят в кругу, у каждого в руках по две палочки (спросить детей, какими цветами пользуется Дед Мороз) серебристого, голубого, белого и т. д. – карандаши Деда Мороза. Под музыку Г. Свиридова «Тройка» все двигаются друг за другом прямым галопом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки, с остановкой музыки каждый ребёнок делает любой узор из своих двух палочек, положив их произвольно на полу перед собой. Игра повторяется сначала, но теперь дети составляют узор вдвоём из четырёх палочек и вчетвером – из восьми.

«Зимнее рондо» - озвучивание стихотворения с помощью самостоятельно выбранных музыкальных инструментов.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок. (2 раза)

Санки скрипят, бубенчики звенят,

Дятел стучит, вьюга свистит,

Белка на ёлке орешки всё грызёт:

Цок, цок, цок.

Рыжая лисичка зайца стережёт.

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит…

Ехали мы, ехали, наконец, доехали:

С горки у-ух! В ямку – бух! Приехали!

Педагог спрашивает детей, на чём можно поехать в лес, говорит, что в лесу и зимой можно увидеть много интересного. Для озвучивания рефрена (лошадки) можно использовать щелчки языком или деревянные ложки. Повторять его можно после каждых двух строчек.

«Метелица» (музыка К. Сорокина) – спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке и импровизируемое свободное движение.

Прослушать с детьми пьесу, обсудить, какие инструменты могут украсить и дополнить её, как они должны звучать, какие интересные приёмы игры можно использовать (звуки голоса, глиссандо, тремоло и т. д.) Разделить детей на две группы: одна импровизирует на инструментах, другая – с шарфами и ёлочным дождём. Затем они меняются атрибутами.

В заключении предложить детям исполнить знакомый зимний хоровод. Например «Кабы не было зимы»

Заключение: Вспомнить и обобщить, какие задания и упражнения помогли нам вспомнить все приметы зимы.

Литература: Тютюнникова Т. Статьи в журнале “Дошкольное воспитание” №№ 8, 10, 1997; №№ 2, 4, 9, 1998; №№ 4, 7, 11, 1999;

Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: Сб. статей под ред. Л. Баренбойма. – М.: Советский композитор, 1978.

Публикации по теме:

Комплексное занятие формирование элементарных математических представлений Повышение мастерства педагога- успех в решении задач умственного воспитания детей. развитие любознательности ведет к развитию мышления,.

Занятие по физической культуре для детей подготовительной группы по теме «Бородино» Можно бесконечно долго говорить о воспитании у детей духовно - нравственных качеств, патриотизма, любви к Родине – важных жизненных ценностях.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Зима
Автор публикации:
Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного «Морозкины забавы» с применением элементов системы К. Орфа
Опубликовано: 20 января 2014 в 08:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....