Папки-передвижки

Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»

Марина Андреева
Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»

Интегрированное открытое занятие

по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Удивительные знакомые кристаллы»

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Публикация «Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные знакомые кристаллы“» размещена в разделах

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Дидактическая игра «Свойства предметов»

4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.

5. Беседы по технике безопасности.

6. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Игрушка Незнайка; мешочки с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, клей ПВА, краски, трафареты цветов – все по количеству детей; емкости под сахар, соль, воду; соль (крупного и мелкого помолов, морская соль, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра; чупа-чупсы.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу :

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!

- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение. А вот наш друг Незнайка печальный. У него случилась неприятность. Он купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые мешочки и теперь не знает, что где лежит. Просит вас ему помочь.

Поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Для начала мы расскажем и покажем, откуда берутся соль и сахар.

Ребенок: Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).

Ребенок: Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды соли вы знаете? Покажите, пожалуйста.

Дети: Каменная соль, Йодированная соль, морская соль. (показ образцов).

Воспитатель: А теперь мы расскажем, как добывают сахар.

Ребенок: Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).

Ребенок: В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?

Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра. (показ образцов).

Физкультминутка:

Ты друзей не обижай,

Не дерись и не толкай.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Мы тихонечко присядем,

И немножечко приляжем.

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ноги

И похлопают ладони.

Повернёмся мы направо,

Не начать ли всё сначала?

Воспитатель: Теперь приступим к исследованию. Предлагаю сесть за столы. Перед вами два мешочка Незнайки. Попробуем на ощупь определить, где находится сахар, а где соль.

Дети пробуют определить.

Опыт 1.

Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости.

Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 2.

Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.

Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 3.

Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?

Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.

Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 4.

Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?

Дети: Лупа.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?

Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 5.

Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю налить воды и перемешать ложечкой вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.

Дети: Вещества исчезли. Они растворились.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 6.

Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.

Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?

Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.

Проводится игра «Полезные кристаллы». На мольберте прикреплены картинки изображением вниз. Дети их переворачивают и рассказывают, где используется то или иное вещество.

Воспитатель: Чудесные кристаллы соли мы можем использовать не только в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве, с помощью их мы можем создавать красивые картины. Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству. Для начала мы разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Воспитатель: Ребята, в городе с каким названием живет Незнайка?

Дети: Цветочный.

Воспитатель: Я предлагаю для Незнайки и его друзей выполнить рисунок солью «Цветы».

После нанесения соли на клей воспитатель загадывает загадки:

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает (сахар).

В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда (соль)

Чай мне мама наливает:

— Ты вприкуску, или как?

— Мне совсем не надо чая,

Лучше съем его я так.

(Сахар)

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели (соль)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.

Незнайка: Ребята, большое вам спасибо за рассказ. Пока вы рисовали солью, сахар превратился в сладкий сюрприз – чупа-чупсы.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воды» Конспект интегрированного нод по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные свойства воды».

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: - Обогатить.

Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы». .

НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды»НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды» Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне, клюкве, шиповника и его свойствах.

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающей средой в старшей группе «Птицы» Цели :Образовательная; Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц: синицы, воробья, снегиря- среда обитания приметы связанные с повадками.

Открытое интегрированное занятие по по ЗОЖ в старшей группе «Путешествие по Стране здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №109 «Петушок» Г. УЛАН-УДЭ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Путешествие.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли»Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 18:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД