Папки-передвижки

Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»

Екатерина Курбатова
Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»

Тема: «Имена. Звук Ч».

Цель:

Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении.

2. Познакомить с новым согласным звуком Ч, его артикуляцией, характеристикой, буквой Ч.

3. Упражнять в словообразовании, различии основных языковых понятий.

4. развивать коммуникативные качества, эмоциональную сферу, стимулировать речевую активность средствами театрализации, ИКТ.

Публикация «Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Имена, Звук [Ч]“» размещена в разделах

Оборудование: карта «Город звуков», символ звука, шапочка – буква Ч, картинки с изображением животных, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», реквизит для инсценировки стихотворения, портреты Ю. Гагирина, Ильи Муромца, А. С. Пушкина.

Ход занятия:

Воспитатель и логопед:

-Здравствуйте, девочки и мальчики!

Отгадайте загадку:

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

- О чём мы сегодня поговорим? (Об именах)

Беседа об именах

Воспитатель:

- Дети, что такое имя? (ответы детей) Это особенное слово – собственное название каждого человека. Может ли человек жить без имени? Почему?

- Человек живёт среди людей ему надо общаться с ними. А при общении люди называют друг друга по имени.

Воспитатль:

- Первое, что спрашивают у человека, когда вы знакомитесь с кем-то, или приходите куда-то - это имя. Ваше имя записывается в гимназии, в больнице, кружках, секциях…

-Когда человек получает имя?

-Когда рождается ребёнок мама и папа придумывают своему малышу имя (дети рассказывают, почему их назвали)

- А можно ли выбрать себе имя, если оно у вас уже есть?

- Имя живёт с человеком всю его жизнь. Имя записывают в документ, который называется «Свидетельство о рождении» (продемонстрировать, у каждого из вас оно есть. Когда вы подрастёте и вам исполнится 14 лет, вы получите паспорт. Это главный документ человека.

Каждому человеку дорого своё имя, для него это самое приятное слово. И чтобы твоё имя уважали и любили, каким человеком нужно быть? (совершать хорошие поступки)

- О чём может рассказать имя человека? (может определить мальчик это или девочка)

- Что мы можем узнать о человеке по имени, даже не видя его? (мужчина это или женщина)

- Но иногда одинаковые имена дат и мужчинам и женщинам, например – Евгений-Евгения, Валентин-Валентина, Александр-Александра…

Можно узнать национальность, например имя Полина – русское, а имя – Левон – армянское.

Вот как много может рассказать имя человека!

В нашей стране помимо имени у людей есть ещё отчество и фамилия. Их дети получают от отца. А знаете ли вы своё полное имя, отчество и фамилию? (ответы детей).

Игра «Назови отчество сына» (с мячом)

Есть одна интересная игра, хотите поиграть?

«Мяч волшебный, ты поймай – отчество сына называй!»

У Ивана - Иванович

У Петра - Петрович

У Ильи - Ильич….

Логопед:

- На какой звук заканчиваются все отчества сыновей? (на Ч)

- Давайте поиграем с этим звуком. Послушайте, как красиво, нежно, ласково он звучит (дети подходят к зеркалу, произносят звук перед зеркалом) Губы выдвинуты вперёд и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой стучит за верхними зубами по бугоркам.

Входит ребёнок, переодетый в «Звуковичка»

- Кто меня звал?

Логопед:

- Вы узнали того, кто к нам пришёл?

Звуковичок :

Хотите со мной поиграть? Пострекочите, как кузнечик, почихайте (пчхи, как говорят, когда просят помолчать? (ччч)

Логопед:

Дети, расскажите Звуковичку о характере звука Ч.

Дети:

- Это звук согласный (язычок строит преграду, глухой (он носит соломенную шляпку, мягкий (у него зелёные башмачки).

Логопед:

- Звук Ч живёт в разных словах. Слова – это имена различных предметов. Помогите Звуковичку посадить слова - пассажиры в нужное купе поезда.

(Работа с фрагментом логопедической программы «Игры для Тигры» - 9 слов. Развитие фонетико-фонематических способностей: определение позиций в слове).

_ Мы знаем, что слова есть и у букв.

Какая буква написана на вагончике? (Это буква Ч). На какую цифру она похожа?

Звуковичок :

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Логопед:

- Чем отличается звук от буквы?

Дети:

- Звуки мы пишем и произносим, буквы видим и пишем.

Воспитатель:

Имена есть не только у людей, но и у животных. Их имена называются кличками. Назовите кличку своего домашнего животного.

Логопед:

- Ребята, посмотрите на картинки, где изображены животные и их хвосты

Послушайте стихотворение и добавьте нужное слово. Будьте внимательны!

Хвост у собаки, конечно (собачий,

У кошки он просто (кошачий,

У жеребёнка какой… (жеребячий,

У волка хвостище (волчий).

У зайца маленький (заячий,

У булки пушистый (белечий,

А у лисицы шикарный (лисий) – ловушка!

- Конечно, у лисы самый красивый хвост. Как ласково можно назвать лису? (лисичка)

- Давайте подарим лисичке подходящую модель слова.

(Дети выбирают подходящую модель слова)

Физ. минутка: игра «Четыре Анюточки»

- Поиграем в игру, в которой много слов со звуком Ч.

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки, всё под прибауточки:

Чок-чок-чок, ставим ручки на бочок,

И пойдём на пятках, а потом вприсядку.

(Слова сопровождаются соответствующими движениями под музыку)

Воспитатель:

- Мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека. И если человк умирает, его имя остаётся в памяти других людей. Было бы хорошо, если бы вы знали имена не только своих бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек. Мы помним имена Великих людей, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.

- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья? (Илья Муромец – русский богатырь,

- Пётр? (Пётр Ильич Чайковский – русский композитор,

- Юрий? (Юрий Гагарин - первый космонавт,

- Александр? (Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт).

Логопед:

- Давайте и мы, как поэты поиграем в рифмы:

Точка-ночка, дочка-почка, ночь-дочь, печь-речь….

А теперь попробуем сочинить по картинкам чистоговорки, используя ласковые имена :

• Димочка Ниночке чинит ботиночки.

• В шкафчике у Танечки чашечки и чайнички.

• Симочка для Санечки села чистить семечки.

• У мальчика Вовочки ключик на верёвочке.

Воспитатель:

- Конечно, приятно, когда вас называют ласково, но бывает в жизни и так…

Посмотрите, послушайте и подумайте, правильно ли вёл себя мальчик?

Инсценировка стихотворения «Внучек» (заучивается с детьми заранее)

Вот пришёл из сада мальчик, поднимает к верху пальчик,

Манит дедушку: «Дедульчик! Принеси-ка быстро стульчик!

Расстегни-ка мне замочек, отпусти воротничочек!

Ой, запутался шнурочек, развязался узелочек!

И поправь-ка мне носочек!».

Бабушка спешит:

«Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!

Съешь бульончик,вот батончик!

Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!

«»Я наелся! Ну. Бабульчик, отодвинька, быстро стульчик,

Я возьму ещё бананчик и улягусь на диванчик.

Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - принеси-ка мне журнальчик!

Да не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!

Не шумите! И молчок! Отдыхает Ваш внучок!»

Воспитатель:

- Правильно ли вёл себя мальчик? (Он называет бабушку ласково, но ведёт себя грубо. Так нельзя относиться к взрослым).

- Ребята, что нового вы узнали об именах?

Логопед:

Мы много играли со звуком Ч, какие игры вам понравились?

Звуковичок :

-Что интересного вы расскажите своим родителям, если вас спросят, что вы нового узнали сегодня? Всем спасибо, пока, пока!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный домик» Дидактическая игра «Волшебный домик» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах, в составлении из этих звуков новых слов;.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста)Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста) Цели игры: - развитие фонематического слуха; - формирование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов; - развитие умения выделять.

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук» «Согласный звук». Цель: Формирование целостного представления о согласных звуках. Задачи: 1. Развивать фонематический слух. 2. Учить различать.

Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Предложение Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Добрый доктор Айболит» для детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствование умения характеризовать звуки в словах. Задачи: Продолжать развивать умение слышать звук, давать ему.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Как звук [р] к нам попал» Конспект занятия по грамоте в старшей группе. Тема занятия: «Как звук Р к нам попал» Программное содержание: познакомить детей со звуком.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес». Задачи: Учить звуковому,.

Занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста № п\п Содержание работы Форма работы Сроки проведения месяц неделя 1. 1)Закрепление представлений детей о слове; 2)закрепление умения интонационно.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]» Коррекционно-образовательные цели: • учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие.

Пособие «Звуковые птички» по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые птички» по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Цели: закрепляем знания об изученных звуках и буквах. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левых и правых веточек дерева).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»
Опубликовано: 20 октября 2015 в 17:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД