Получи документы

Интегрированное занятие «Я хочу увидеть музыку…»

татьяна никитенко
Интегрированное занятие «Я хочу увидеть музыку…»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

г. Рославль

Смоленская область

«Я хочу увидеть музыку…»

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Никитенко Татьяна Викторовна

педагог дополнительного образования

2014 год

Творческое объединение «Камертон».

Интегрированное занятие «Я хочу увидеть музыку…»

Публикация «Интегрированное занятие „Я хочу увидеть музыку…“» размещена в разделах

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трёх видах – охватывает духовную жизнь человека всесторонне и полно.

Через всё занятие осознанно, целенаправленно и последовательно проходит сквозная мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеком мира.

Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Работа сознания на основе сопряжения различных видов художественного материала является и мощным стимулом развития ассоциативного мышления – к такому выводу привели исследования российских и зарубежных учёных в области психологии.

Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегративностью : именно она способна наиболее отчётливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительные, литературно-художественные, создавать иллюзию движения, драматического действа и тем самым как бы сближать, объединять разные виды искусства.

Следует отметить, что передача музыки, её эмоционально-образного содержания средствами изобразительного искусства вполне соответствует и психологическим особенностям младшего школьного возраста и специфике интегрированного занятия как форме взаимодействия различных видов художественного творчества.

Занятие «Я хочу увидеть музыку…» является примером использования технологии современного учебно-воспитательного процесса на деятельностной основе. Занятие является интегрированным, так как в нём прослеживается и утверждается связь музыки и изобразительного искусства, литературы. На интегрированном занятии происходит развитие не только музыкально-слуховых способностей, способности абстрактного мышления, но и развиваются лингвистические способности детей, пополняется их литературный запас слов (словесное описание своего рисунка).

На интегрированном занятии обучающимися легче, быстрее и эффективнее усваивается учебный материал. Их внимание устойчиво на протяжении всего занятия.

Тема: «Я хочу увидеть музыку»

Цель: доказать триединство музыки, живописи, литературы.

Задачи: 1. Научиться видеть краски, живопись в музыке; учиться самостоятельно оценивать результаты своей работы.

2. Развивать абстрактное мышление, воображение, музыкально-слуховые представления.

3. Воспитывать художественный вкус, творческое начало личности.

Технические особенности проведения занятия.

Оборудование:

- фортепиано

- DVD-плеер

- фонограммы произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

- партитура или электронный вариант песни Г. Струве «Музыка»

- бумага для рисования

- кисти

- краски

- мольберт

Рекомендации для проведения занятия :

1. Каждую музыкальную пьесу включать для прослушивания несколько раз, чтобы все успели спокойно довершить свой рисунок.

2. Если к музыкальной пьесе есть стихи или проза, то начинать читать их не с началом звучания музыки, а ближе к середине, чтобы обучающиеся сами решили, что им рисовать. И лишь с середины пьесы звучат слова, чтобы усилить эмоциональный настрой музыки.

3. Дать возможность высказаться всем обучающимся.

4. В соответствии с темой занятия был использован следующий вариант цветового моделирования: стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами. В цвете передать своё чувствование музыки. На бумагу перенести картины, нарисованные воображением, причём, можно изобразить только какую-то деталь рисунка (например, при прослушивании «Тройки» изобразить колокольчик, а остальную картину дополнить словесно и т. п.).

Ход занятия.

Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Я хочу увидеть музыку…». Сегодня мы научимся изображать музыку с помощью красок. Вы сами будете оценивать результат своей работы, будет развиваться и ваше воображение.

Основная часть.

Сейчас мы приступим к распеванию. С какой целью мы произносим скороговорки?

(для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции)

Итак, скороговорки, каждая по четыре раза.

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. У Кондрата куртка коротковата.

3. Уже ужи в луже.

4. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

А сейчас распевание. Для чего мы распеваемся?

(для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания)

«Ела Маринка ягоду малинку» - исполняется 2 раза, на одной ноте, затем вверх по секвенции, шаг секвенции полтона, диапазон – октава, затем вниз.

«Да – де – ди – до – ду» - начинается исполнение на ноты до-ре-ми-ре-до первой октавы по секвенции вверх, шаг секвенции полтона, диапазон – октава, затем вниз.

(допустимы другие варианты скороговорок и распеваний)

Я предлагаю вашему вниманию музыкальное произведение Георгия Струве «Музыка». Послушайте, пожалуйста, внимательно и скажите, о чём рассказывается в этой песне, какое у неё настроение, каков характер музыки?

(текст песни «Я хочу увидеть музыку» :

1 ч.

Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку.

Что такое это музыка,

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

2 ч.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

Видишь, тучка в небе хмурится –

Будет музыка дождя!

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зёрнышка

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку)

(ответы детей)

Работа над песней: первый куплет, разучивание по музыкальным фразам.

Не случайно мы сегодня начинаем разучивать песню Струве «Музыка». Ведь тема нашего занятия «Я хочу увидеть музыку», а в этой песне рассказывается о том, что можно услышать музыку во всём : и в вальсовом кружении кленового листа, и даже у маленького зёрнышка тоже музыка своя. И мы можем её себе вообразить, можем её услышать внутренним слухом. А можем ли мы увидеть музыку? Перенести на бумагу наше впечатление от услышанного?

Послушайте, пожалуйста, загадку.

В огороде грядка – всем загадка:

На одном конце цветы расцветают,

На другом листья опадают,

На третьем плоды созревают,

На четвёртом всё умирает.

Что это? О чём идёт речь?

(времена года)

Эта загадка о временах года словесная. А как вы думаете, можно ли придумать музыкальную загадку о временах года? Я думаю, что можно. Ведь и у композитора Вивальди и у русского композитора П. И. Чайковского есть музыкальные циклы под названием «Времена года», в которых композиторы отразили с помощью музыки своё видение осени, зимы, весны и лета.

Послушайте, пожалуйста, сейчас я включу музыкальную пьесу Петра Ильича Чайковского из этого цикла, а вам я предлагаю стать художниками, и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами, в цвете передать своё чувствование музыки. На бумагу перенести картины, нарисованные воображением.

Нарисуйте, что вам представилось, что нарисовала музыка в вашем воображении. Обратите внимание на то, что вы можете смешивать краски, если вам нужен более насыщенный или наоборот более прозрачный цвет; или того цвета, который вам нужен, вообще нет в наборе. Итак, что вы услышите, что вы вообразите: зиму, весну, лето или осень?

Звучит «Подснежник».

Обсуждение рисунков, цветовой гаммы и музыки. (Музыка звучит «прозрачно», но уверенно, будто порыв весеннего ветра, свежо, но в то же время нежно. Использованные краски: зелёные, нежные оттенки голубого, все тона, рисунки отражают пробуждение природы).

А теперь нарисуйте другую сказку, другую картину.

Включается звукозапись «На тройке».

Через некоторое время слова: поле широкое, снежное. Лес виднеется на краю того поля… Далеко видно… Далеко слышно… Кругом тишина… И только тройка по снегу мчится…

Обсуждение рисунков, цветовой гаммы и музыки. (В музыке слышны колокольчики, звенящие под дугой. Музыка звучит широко, привольно. Ощущение удаляющегося звука – тройка ускакала. Использованные цвета: «зимние», холодные оттенки).

А сейчас я включу ещё одну пьесу из цикла «Времена года». Что вы услышите, что вообразите?

Включается звукозапись «Октябрь».

Через некоторое время слова:

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

«Осень, снова осень»

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

«Скоро заметелит

И завьюжит скоро»!

Обсуждение рисунков, цветовой гаммы и музыки. (Грустное это время — поздняя осень. «Осенняя песня» — тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. Рисунки отражают грустное настроение. Облетевшая пожухлая листва. Одинокие деревья. Тёмные тона).

Правильно, молодцы.

А теперь нарисуйте картину, которая вам представится под эту музыку.

Звучит «Песнь косаря».

Обсуждение рисунков, цветовой гаммы и музыки. (Музыка звучит широко, привольно, как ритмичные взмахи косаря. Широкое поле, луг. Простор. Лето. Палитра оттенков яркая, солнечная, насыщенная, жизнеутверждающая, «жаркая»).

Заключительная часть.

Мы сегодня слушали музыку и пришли к такому выводу, что виды искусства не существуют обособленно друг от друга, а тесно переплетаются, дополняя друг друга. На нашем занятии музыка перекликалась с изобразительным искусством, и мы смогли не только услышать, но и увидеть музыку; перенести на бумагу свои музыкальные представления. Попробуйте и дома увидеть музыку, а свои рисунки и музыкальные произведения принесите на следующее занятие, мы все вместе их обсудим.

Наше занятие окончено. Спасибо. До свидания.

Публикации по теме:

«Кот и сосиска». Детское творчество«Кот и сосиска». Детское творчество "Кот и сосиска" Саша Теплова 6 лет. Объединение "Радуга" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования.

«Летом в лесу». Изодеятельность в детском саду«Летом в лесу». Изодеятельность в детском саду "Летом в лесу" Рисунок. гуашь. акварель" Шванская Лиза,6 лет. Объединение "Радуга" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Я хочу увидеть музыку…»
Опубликовано: 31 октября 2014 в 12:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД