Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука»

Лилия Кулдавлетова
Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука»

Задачи:

1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах.

2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении куклы-оберега.

3. Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.

4. Расширять словарный запас по теме «Обереги».

5. Развивать связную речь.

6. Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

7. Закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

8. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

9. Воспитывать ценностное отношение к истории народа.

Оборудование: сундук, куклы-обереги (Зернушка (Крупеничка, Кубышка-травница, Пеленашка, Колокольчик, Десятиручка, кроватка с куклой, пословицы с картинками, отрывки из русских народных сказок, музыкальное сопровождение, лоскуты ткани, резинки, ленточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями, а теперь поприветствуем друг друга.

-Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, смотрите, какой красивый предмет появился у нас в группе? Что это? Правильно, это сундук. Кто же нам его принес?

Входит Бабушка- Загадушка (девочка).

2. Вход Бабушки-Загадушки.

Бабушка-Загадушка: Я принесла.

Воспитатель: Кто ты?

Бабушка-Загадушка: Я Бабушка- Загадушка. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!

Дети: Здравствуйте!

Бабушка-Загадушка: Хотите посмотреть, что находится внутри сундука?

Дети: Да!

Бабушка-Загадушка: Сундук откроется, если вы отгадаете мою загадку.

«Что все это значит:

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать,

День, два, три и пять». (кукла)

Ответы детей.

- Ребята, угадали, что в нашем сундуке находятся куклы. А какие бывают куклы? (Деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные, фарфоровые, бумажные и т. д.).

К вам сегодня пришли особенные куклы.

Бабушка-Загадушка, садись рядом с нашими ребятками.

3. Рассказ воспитателя.

Мы знаем, что кукла не рождается сама: ее создает человек. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

(Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом).

В гости к нам пришли куклы-обереги.

4. Рассматривание кукол, рассказы о куклах – оберегах.

Воспитатель: Ребята, встречайте первую куклу.

1). Появляется первая кукла ЗЕРНУШКА (КРУПЕНИЧКА).

Воспитатель: Что эта за кукла?

Ребенок: Эта кукла называется Зернушка или Крупеничка. Делали эту куклу после сбора урожая. Мешочек наполняли зерном, затем наряжали и бережно хранили. Зернушка была оберегом на сытость и достаток в семье.

Воспитатель: Зернушка, приготовила для вас игру.

Игра «Подбери пословицу к картинке».

1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Воспитатель достает следующую игрушку.

2). «КУБЫШКА – ТРАВНИЦА».

- Дети, а как называется эта кукла?

Ребенок: Эта кукла называется Кубышка-травница. Куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала семью от болезней.

Воспитатель: Кубышка-травница принесла с собой игру «Узнай сказку». Я читаю отрывки из сказок, вам нужно сказать их название. («Царевна-лягушка», «Крупеничка», «Крошечка-Хаврошечка»).

1. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

—Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

—За кого же нам, батюшка, посвататься?

—А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

2. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.

Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом — и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.

3. А коровушка ей в ответ:

—Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось.

3). Включить запись с плачущим ребенком, в кроватку положить пупса.

- Слышите, кто-то плачет? Это плачет малыш. Как же его успокоить?

Ребенок: В старину, когда начинал плакать младенец, мать клала в колыбельку куклу- оберег «ПЕЛЕНАШКУ». Затем приговаривала:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Воспитатель: Как можно еще успокоить маленького?

(Покормить, покачать, спеть колыбельную, песню).

Музыкальное упражнение «Есть в лесу из бревен дом»»

4) Появляется кукла «Колокольчик».

Ребенок: Эта кукла называется Колокольчик. Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такая кукла, то в доме всегда будет радость и веселье.

Воспитатель: На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры.

Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина» (Физминутка)

- Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:

Иван, Иван, полезай в стакан.

Отрежь лимон и выйди вон!

Русская народная игра «Долгая Арина»

В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

- Долгая Арина,

Встань выше овина.

Рученьки сложи, Чье имя – укажи.

Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:

- Вдоль по караваю

Я иду, гуляю,

Вдоль по караваю

Кого найду, узнаю.

(Арина подходит к детям и пытается угадать имя).

5) Воспитатель достает куклу ДЕСЯТИРУЧКА.

Ребенок: Эта кукла называется Десятиручка. Такую куклу дарили девушке на свадьбу. Она помогала в разных домашних делах, в рукоделии.

Воспитатель: Вот пришло время и нам заняться рукоделием. Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Сегодня я предлагаю изготовить куклы-обереги для вашего дома. Обереги делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.

Воспитатель: Давайте сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

Изготовление кукол-оберегов «День и ночь». (Одна из кукол сделана на предыдущем занятии. По аналогии выполняется вторая кукла).

У детей на столах лежат схемы последовательности выполнения оберега.

1. Сначала большой лоскут скручиваем по длине в трубочку и сгибаем пополам, закрепляем резинкой, формируем голову.

2. Делаем ручки: скручиваем меньший лоскут ткани в трубочку и на концах закрепляем резинками, формируем кулачки.

3. Продеваем в отверстие в голове кукол ленточку и завязываем.

(Во время работы звучит спокойная русская народная песня).

По окончании работы воспитатель хвалит детей за проделанную работу.

Сюрпризный момент.

Воспитатель из сундука достает сундучок, внутри которого находится угощение.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Славянские куклы-обереги» «Не зная прошлого не поймешь настоящего и будущего» Ход занятия: Цель: воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского.

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Куклы-оберегиКуклы-обереги Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась.

Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы»Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы» И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука» «ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»Цель: популяризация старинного русского промысла – изготовления игрушек Вид деятельности: Познавательная.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Проект «Куклы-обереги» (фотоотчет)Проект «Куклы-обереги» (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию один из проектов нашей группы "Веснушки". Он является итоговым мероприятием недели под.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Кто в детстве в куклы не играл, Тот и счастья не видал. (народная мудрость) Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 1 мая 2016 в 17:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Прогулка выходного дня»
Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке Кубань в городе...
Досуг по формированию элементарных математических представлений «Маша и Медведь»
Д О С У Г по формированию элементарных математических представлений у среднего дошкольного возраста «МАША И МЕДВЕДЬ» Задачи: • Закрепить названия...
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Усатый-полосатый»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема "Усатый полосатый". Цель: - Использовать умение и навыки работы...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель : Продемонстрировать свойства магнита. Программные...
Дидактическая игра «Яблоко с секретом»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом» Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Аширова Надия Харрясовна Возраст...