МААМ-картинки

Интегрированное занятие «Оренбургский сувенир»

Кадрия Ишкильдина
Интегрированное занятие «Оренбургский сувенир»

«Оренбургский сувенир»

Цель:

Способствовать развитию интереса детей к культурному наследию Урала. Воспитывать любовь и уважение к «малой» Родине, к культуре своего народа.

Задачи:

• Дать детям начальное представление об оренбургском пуховом платке и истории пуховязального промысла. Показать и рассказать о традициях вязания платка, о способах украшения и символики узоров.

• Познакомить детей с особенностями элементов узора (геометрический узор, растительный).

Публикация «Интегрированное занятие „Оренбургский сувенир“» размещена в разделах

• Учить использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

• Развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение).

Продолжать знакомить детей с техникой рисования графики: тушь и острая палочка.

Задание: графическое изображение узора каймы платка.

Обогащение словаря: паутинка, кайма, спицы, веретено, глухотка, ажурный, косорядка, соты.

Область применения, возраст обучающихся:

Интегрированное занятие «Оренбургский сувенир» предназначен для работы с детьми 6-7 лет:

- в дошкольных образовательных группах, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений;

-в учреждениях дополнительного образования;

Ожидаемый результат:

• Проявление истинной увлечённости к достопримечательностям родного края.

• Умение дошкольников самостоятельно изображать уникальные узоры Оренбургских пуховых платков;

• Формирование у детей позитивного, уважительного отношения к «малой» Родине.

Формы и методы реализации:

-сюрпризный момент;

-наглядный;

-словесный;

-игровой;

-экспериментирование;

-эмоциональная насыщенность;

-практическое задание;

Содержание:

1. Организационная часть. (2 мин.)

2. Знакомство с новым материалом. (15 мин.)

3. Практическая работа. (10 мин.)

4. Подведение итогов. (3 мин.)

Материально- техническое обеспечение:

пуховый платок и паутинки, козий пух, пряжа, спицы, веретено.

Так же костюм уральской казачки, схемы узоров, музыкальное оформление. Черная тушь, палочки для рисования, альбомные листы.

1. Организационная:

Ход занятия:

Дети получают загадку-приглашение:

Легка, воздушная,

Ветерку послушная.

Оренбургский сувенир

Он известен на весь мир.

Не гипюр и не картинка

Это чудо -(паутинка).

Читают, отгадывают загадку и, следуя за клубком, приходят в изостудию.

Педагог в костюме уральской казачки встречает детей:

- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, рассаживайтесь по удобнее.

А как вы дошли? (за клубочком)

Отгадали загадку? Что это? (паутинка). Молодцы.

2. Знакомство с новым материалом:

- Посмотрите, какой красивый платок украшает мои плечи. За ажурность и легкость называют ее в народе паутинкой. (Слайд 1)

Платки и шали издавна считаются частью народного женского костюма, как повседневного, так и праздничного. Они не только украшают костюм, но и защищают женщину от холода, ветра. Зимой в трескучих морозов согревает пуховый платок, а весной и осенью ажурные как гипюр паутинки украшают плечи. (Показ и демонстрация платков и паутинок).

- Скажите, а знает ли кто-нибудь из вас, из чего связаны такие чудесные платки?

- Правильно, из козьего пуха! Только козы особой породы дают такой пух. «Причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также в особом питании. (Слайд 2)

(показ пуха и пуховой пряжи, любование).

- Просмотрите, какой нежный, легкий, как пушинка, пух. Он очень эластичный, нежный, не пропускает тепло. Потрогайте, погладьте – мягкий, гладкий как шелк. А пушинка к пушинке – нитка растет. Нитка тонкая, ровная. Очень кропотливая работа прядение. Помните «три девицы под окном пряли поздно вечерком…». Допоздна засиживались пряхи за работой. А самыми искусными пряхами всегда считались татарки, у них пряжа получается тонкая, словно паутина бабьим летом.

(Показ прядения)

- Левой рукой тянут пух, правой крутят веретено. Вот так. А с песней и дело спорится.

Дети исполняют русскую народную песню «Прялица» в обработке Мартынова с движением.

- Вот и пряжа готова, но это полдела. Дальше берутся за работу мастерицы – вязальщицы. Это они придумывают и вывязывают вручную узоры. (Слайд 3)

Загадка «Барыня - княгиня весь мир одевает, а сама раздетая? Что это?

(если дети затрудняются ответить, помогаем с отгадкой).

- Правильно, это спицы. Вот на таких стальных спицах вяжется пуховой платок. И получается вот такая вот красота! Очень нежный и мягкий, как лебяжий пух. Положишь руку – тонут. Потрогайте, погладьте!

(предлагает детям). Прижмитесь щекой к платку. Чувствуете, какой он ( ответы детей: теплый, красивый, мягкий, ажурный и т. д.)

- Никто не может сравниться в вязании с уральскими казачками, на мне ребята костюм уральской казачки, они признаны самыми лучшими вязальщицами ажурных платков. Использовали они узоры и мотивы, навеянные родной природой. (Слайд 4)

- Оренбургская область знаменита пуховыми платками и паутинками. Оренбургские пуховые платки славятся на весь мир. Признание и главные награды получали медали на всемирных выставках в Лондоне, Париже, в Брюсселе.

Дети читают стихи: Затуманились зарницы,

Дуют ветры степняки

Вяжут, вяжут пуховницы

Оренбургские платки.

Ах, платочек, мой платочек

Весь в узорах уголочек

Он белее ковыля, распушистые поля.

Распушистый, распушистый

Его знает целый мир,

И в Париже носят тоже

Оренбургский сувенир.

- Каждый хочет приобрести наш Оренбургский платок в подарок. А начнут выбирать – глаза разбегаются от такого количества красивых и разнообразных платков. Не платки, а сказка. Тут и дымчатые, и белые, и серебристые инеем покрытые.

(Показ паутинок девочками-моделями).

-Теплым пуховым платком покрывают голову в зимние морозы. Посмотрите, серединка глухая, квадратная без узоров, а кайма с зубчатым узором. Одним концом обвязывают вокруг шеи, оставляют расправленный угол, чтобы была видна узорчатая кайма. Паутинка вся узорная, ажурная, ее свободно накидывают на плечи. (Показ - демонстрация)

Долгими зимними вечерами вяжут пуховницы и поют:

Выйду, сяду на крылечко,

Звонко песню запою.

Пропущу я сквозь колечко

Паутиночку свою.

- И вправду, паутинку можно пропустить сквозь колечко. Не верите? Давайте, проверим.

(проводим эксперимент с продеванием паутинки сквозь кольцо).

- На посиделках, где вяжут мастерицы, собирались девчата и ребята. Там можно и поиграть, порезвиться.

Игра «Кто быстрее соберется вокруг платков».

3. Практическая работа:

- Я предлагаю вам потрудиться, нарисовать тушью и палочками узорчатую кайму. Кайма с одной стороны ровная, с другой- с зубчиками.

-Мастерицы использовали в вязании разные узоры.

(показ графически исполненных образцов узор)

-Каждый элемент имел свое название. Как бы вы назвали такие орнаменты, на что они похожи?

(«елочка», «кошачья лапка», «змейка», «косорядка», «кустик» и т. д.) педагог выслушивает ответы детей.

-Какие узоры вы запомнили?

Дети работают за столами, где приготовлены шаблоны - полоски для каймы и тушь с заостренными палочками.

4. Подведение итогов:

По окончанию детские работы объединяем в один большой платок.

- Посмотрите, какой большой оренбургский платок у нас получился с узорчатой каймой! Молодцы!

-Прославляли наши оренбургские платки и в стихах, и в песнях. А наши дети исполнят хоровод «Оренбургский платок».

Список литературы:

• Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2014г. ;

• Уханов И. В. «Оренбургский пуховый платок»

• Федорова О. А. «Такие платки вяжут в Оренбурге»,/ изд-во «Димур»;

• Шестакова А. В. «Росток»,/ Челябинск 1996г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мы в космосе». Интегрированное занятие«Мы в космосе». Интегрированное занятие .

Интегрированное занятие «космос» Интегрированное занятие с детьми «Космос» Образовательная область «Коммуникация». Обогащать речь детей существительными, прилагательными,.

Интегрированное занятие «Льдинка и Снежинка» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Коляновская средняя школа» Дошкольные группы «Мое лучшее занятие» Дошкольное образование.

Интегрированное занятие «Мир металла» Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах металла. 2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

Интегрированное занятие «Моя семья»Интегрированное занятие «Моя семья» Цели. 1. Формировать представления детей о семье, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются. 2. Воспитывать желание заботиться.

Интегрированное занятие «Путешествие звездочки» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие звездочки» Цель: Формирование социально-ценностных представлений.

Интегрированное занятие «Семья» Цели: систематизирование и закрепление знания детей о понятии «семья». Задачи: - Совершенствовать умение составлять рассказ о своей семье.

Интегрированное занятие «Весёлый огород» Интегрированное занятие " Весёлый огород" Подготовила: Воспитатель МБДОУ 8 Балакирева Наталья Алексеевна Воспитатель:.

Презентация «Вяжем оренбургский платок» Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр.

Сувенир «Пасхальная фантазия»Сувенир «Пасхальная фантазия» Из года в год статус праздника «Пасхи» в сознании людей прочно закрепился, как самый светлый и самый важный праздник православных христиан.

Автор публикации:
Интегрированное занятие «Оренбургский сувенир»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 20:34
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД