Лучший педагог года

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира с ручным трудом «Кукла в народных традициях»

Елена Синякова
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира с ручным трудом «Кукла в народных традициях»

Цель: Знакомство детей с куклой в русских народных традициях.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с русской народной куклой, с декоративно-прикладным искусством России;

- Закреплять знания детей о народной игрушке;

-Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

- Развивать общую и мелкую моторику рук, усидчивость.

Атрибуты:

Публикация «Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира с ручным трудом „Кукла в народных традициях“» размещена в разделах

Игрушки: богородская, дымковская, филимоновская, кукла-пеленашка, кукла-скрутка, кукла «Навыхвалку»

Материалы: два куска ткани, нитки (заранее нарезанные по 10см, на каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Планируемые результаты: делятся с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями о русской народной культуре; дети знают о народной игрушке; умеют поддерживать беседу; отвечают на поставленные педагогом вопросы; могут самостоятельно изготовить куклу-скрутку.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входят в группу под ярмарочную музыку

Воспитатель:

– Посмотрите, какая вокруг вас красота, простор. Богата наша Русь-матушка.

Много в ней сёл и городов. Много в ней и ремёсел, и не только для труда они годны, но и для забавы.

Посмотрите, какие к нам знатные гости со своим товаром приехали. Угадайте, откуда товар?

1й гость. С картинкой богородской игрушки :

В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Воспитатель: Откуда приехал это гость?

Правильно, из села Богородское, где делают деревянную игрушку.

Узнайте теперь товар у следующего заезжего молодца.

2й гость с дымковской игрушкой.

Есть в России уголок, где из труб идёт дымок.

Кто хоть раз попал туда- не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пёстрыми фигурками, кошечками мурками.

Веселит, ласкает взор пёстрый радужный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье.

Вот на карусели все игрушки сели,

По кругу помчались, все цвета смешались.

Кто из вас подскажет, где делают такие игрушки?

Правильно. Это дымковская игрушка.

Воспитатель: Ну и третий гостьюшка, из далёкой сторонушки.

Товаром выхваляет, себя не называет.

3й купец (с филимоновской игрушкой)

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

Воспитатель: Верно узнали, это филимоновская свистулька.

А теперь угадайте мою загадку: -Какую игрушку делают везде, куда ни приди. В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях?

Дети: тряпичная кукла

Воспитатель: Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпичная кукла.

Они бываю всякие разные. Сейчас ребята расскажут нам о некоторых из них.

Рассказ детей. 1-й ребенок: Тряпичная кукла- игрушка не простая, а заветная.

Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

Самую первую куколку – пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась. (Звучит колыбельная музыка, показ презентации)

2-й ребенок: Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – скрутку. Она тоже была оберегом для семьи.

3-й ребенок: А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку «на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было.

Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать.

Воспитатель: -Ребята каких кукол вы запомнили?

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.

3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.

4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.

5. Что в поле родится, все в доме … пригодится

6. В гостях хорошо, а дома … лучше.

-Молодцы, ребята.

Физминутка Игра «Барашеньки» (игра со словом)

Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Ваня.

Барашеньки, крутороженьки,

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

По горам ходили,

По лесам бродили.

Руки на поясе, топающим шагом идут по кругу.

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, имитируют игру на скрипке.

Ваня, Ваня, простота

Руками показывают на Ваню.

Купил лошадь без хвоста.

Упираются кулачками в бока.

Выполняют пружинки с поворотами.

Сел задом наперед

Прыжком разворачиваются лицом из круга.

И поехал в огород.

Выполняют пружинки, руки держат «поводья».

С окончанием текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.

Воспитатель: Сегодня мы с вами и будем продолжать делать себе куколок.

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что

народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Ребята, как вы думаете, что означает эта поговорка? (ответы детей).

Закрепление знакомых этапов работы и показ новых.

Самостоятельная деятельность детей.

Рефлексия: – Ребята, что нового узнали о народных традициях? – Каких кукол запомнили? Для чего они предназначены? Что вы хотели бы узнать о русской народной кукле? Каких кукол вы хотели бы сделать ещё?

Публикации по теме:

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушкиПерспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки Цель: Формировать патриотические чувства и сознание детей на основе народного искусства. "Богородская деревянная игрушка - улыбка детства".

О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка»О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка» Направление. Художественно-эстетическое. Цель: продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира с ручным трудом «Кукла в народных традициях»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 18:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД