Папки-передвижки

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию

Елена Шитова
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию

Интегрированное занятие по художественно – эстетическому воспитанию:

«Рассматривание картины В. Д. Илюхина «Под осенним солнцем".

(подготовительная группа).

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с живописью художника В. Д. Илюхина и учить рассматривать картину, уточнять и обобщать знания детей об осени, дополнять ответы сверстников, закреплять умение отражать в рисунке осенние впечатления, высказывать предположения и делать простейшие выводы; излагать свои мысли понятно окружающим.

Развивающие:

Публикация «Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию» размещена в разделах

Развивать устную речь, умение более точно описывать содержание пейзажной картины, выделять оттенки цветов как средства выразительности; понимать красоту природы, которую изобразил художник, развивать творчество детей средствами нетрадиционных техник рисования, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, развивать мышление, внимание, воображение, чувство слуха.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес к пейзажной живописи, желание отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Методы и приёмы:

Наглядный: рассматривание картины.

Словесный: загадывание загадок, беседа, вопросы к детям.

Практический: художественно-творческая деятельность.

Словарная работа: пейзаж, багряные кусты, шорох, шуршат, цвет увядания, мёртвое молчанье.

Оборудование: репродукция картины В. Д. Илюхина «Под осенним солнцем», осенние листочки, аудиозапись П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Материал для творческой работы: Гуашь, трубочки, ложечки, печатки из картофеля, салфетки.

Предварительная работа:

-Рассматривание сюжетных картин и пейзажные репродукции с изображением Осени; иллюстраций с изображением Осеннего пейзажа.

- Чтение стихотворений об осени

- Наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом Осени.

- Прослушивание аудиозаписи П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.

Ветерок подметает дорожки

И кружит золотую листву.

Что случилось в природе?

Хотите, вам об этом сейчас расскажу.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье,

Что можно в этой тишине

Услышать листика шуршанье (И. Бунин)

О каком времени года говорят эти поэтические строки?

Дети. Об осени!

Воспитатель. Как вы это определили? (Ответы детей)

Я сейчас загадаю несколько загадок и проверю, как вы знаете приметы осени.

- И тонок, и долог, а сядет- в траве не видать. (Дождь)

- Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь. (Ветер)

- Его весной и летом все видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

- Рыжий Егорка упал в озёрко. Сам не утонул и воды не всколыхнул. (Осенний лист).

- Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

Воспитатель. Молодцы! Все мои загадки отгадали. Приметы осени назвали.

Художники и композиторы, поэты и писатели чувствуют осень, её настроение. Осень раскрывает перед ними свои тайны, а они рассказывают об этом нам. Поэты пишут стихи, композиторы- музыку, а художники – картины. Давайте послушаем, как говорят об осени поэты. Вспомним стихи, которые вы знаете.

Дети читают стихи.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник и зарделись клёны

В пурпуре осеннем только дуб зелёный

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите- роща золотом одета!»

Осень.

Ветер рвёт с осины

Красную листву-

Поезд журавлиный

Режет синеву.

Холодны закаты,

Убраны поля!-

Хороша всегда ты,

Родина моя!

Воспитатель. Теперь послушайте, как композитор П. И. Чайковский языком музыки рассказывает нам об осени, передаёт её настроение. (Звучит отрывок из цикла «Времена года» - пьеса «Октябрь»).

-Понравилась вам музыка? А как о ней можно красиво сказать? Какая она по характеру?

Дети. Тихая, нежная, плавная, грустная, печальная.

Воспитатель. Вот какие красивые вы нашли слова.

- А теперь мы посмотрим, как рассказал об этом времени года мордовский художник Владимир Дмитриевич Илюхин. Какая красота! Что за прелесть этот пейзаж! Художник назвал его «Под осенним солнцем».

-Рассмотрите эту картину повнимательней.

- Как вы думаете, ребята, какой период осени изобразил Илюхин на этой картине? (Художник изобразил золотую осень.)

-Верно! Как вы догадались об этом? (Потому что листья на деревьях красные, жёлтые,оранжевые. Потому что листья пожелтели, но ещё не опали.)

-Где побывал художник, чтобы изобразить этот пейзаж? (Он побывал на лесной опушке над рекой. Он писал пейзаж на берегу лесной речки.)

-Как вы думаете, почему В. Д. Илюхину захотелось нарисовать именно это место? (Потому что здесь красивая природа. Ему понравились золотые берёзки. А ещё он увидел облака в реке. Это тоже красиво. Я думаю, что это любимый уголок художника. Ему нравилось сюда приходить.)

Да. Илюхин рассказывает нам о красоте осенней природы. Даже этот небольшой кусочек леса над рекой прекрасен. Спокойная река. В ней отражаются голубое небо и облака. На берегу реки молодые берёзки покрыты золотой листвой. За ними багряные кусты. Чуть дальше «как вышки ёлочки темнеют». Обратите внимание на траву.

-Какого она цвета? (Жёлто-коричневая.)Это удивительный цвет! Цвет увядания.

-Есть ли солнышко на картине? (Да). Как вы узнали об этом? (На траве видны тени от деревьев. Небо голубое. День ясный и радостный. Облака как будто светятся.)

-Подумайте и скажите, ребята, какое состояние осенней природы отразил художник? (Спокойствие, тишину).

-Как вы это определили? (Нет ветра. На деревьях ни одна веточка не дрогнет. Лесная река спокойная, тихая. Облака словно стоят на месте, глядятся в воду).

-Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на этот пейзаж (Радостное. Праздничное.)

-Какие краски использовал художник? (Жёлтые, красные, оранжевые.)

Именно эти тёплые краски создают у нас радостное настроение. Но если мы посмотрим вдаль, то там за рекой, ближе к горизонту, увидим совсем другие краски- тёмные, холодные. Назовите их. (Коричневые, синие, фиолетовые). Это фон пейзажа. Он подчёркивает яркость жёлтого цвета и всех его оттенков.

Тёплый цвет- это как солнечный лучик. А холодный – как холодная льдинка. Он загадочный, таинственный и немножко грустный. Настроение от этого меняется. Появляется лёгкая грусть. Илюхин очень мастерски показал нам торжество природы и её прощание с нами до холодной зимы.

-Как вы думаете, ребята, с каким чувством писал картину художник? (С чувством радости. Он восхищался красотой природы. С чувством любви к природе.)

- Вам хотелось бы побывать в этом уголке? Давайте пофантазируем. Закройте глаза. Раз-дав-три! Откройте! Мы стоим на берегу лесной речки.

-Расскажите, ребята, что вы чувствуете? У осени особенные запахи. Я чувствую запах коры деревьев. (А я чувствую запах грибов. Я чувствую запах сухой травы. А я запах листьев.)

- А что вы слышите? (Я слышу шорох листьев под ногами. А я слышу как опадают листья. Они тихонько шуршат. А я слышу голоса улетающих птиц.)

Ребята, а давайте здесь поиграем! День какой чудесный. Сколько красоты! Вы согласны?

Физминутка.

Воспитатель проводит игру «Мы - осенние листочки». Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:

Мы - листочки, мы - листочки. (Дети стоят кружком с листочками в руках)

Мы - осенние листочки, (дети машут листочками)

Мы на веточках сидели

Ветер дунул - полетели. (Дети разбегаются)

Мы летали, мы летали. (Дети бегают, помахивая листочками)

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки)

Ветер снова вдруг подул. (Дети снова разбегаются)

И листочки быстро сдул. дети подбрасывают листочки вверх и глядят, куда они упадут)

Все листочки полетели

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Раз-два-три! Откройте! Вот мы и дома. (Дети занимают места перед картиной.)

Давайте ещё раз посмотрим на пейзаж Илюхина. Художник рассказал нам об осени интересно, по-своему. Какую он нам доставил радость! Какое удовольствие!

Сейчас под волшебные звуки музыки (П. И. Чайковского и А. Вивальди) вы превратитесь в художников и изобразите свой осенний пейзаж.

Дети проходят к столам. Воспитатель объясняет, что рисование будет необычное (кляксография с трубочкой, оттиск печатками из картофеля). Прежде чем приступить к работе, он выполняет с детьми дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика "Осень"

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями).

Ветер листики считал:(Загибают по одному пальчику на обеих)

Вот дубовый, руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой.

Вот последний лист

с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.

Дети садятся и выполняют свои работы.

Воспитатель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том какая она нарядная?

Очень красивые краски вы подобрали. И деревья получились как настоящие. Вы молодцы!

-Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, стихи и картина подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую, светлую грусть. Да и сами мы нарисовали красивый осенний пейзаж. Эти рисунки мы повесим в группе – пусть ими полюбуются наши мамы и папы.

-Спасибо вам, ребята, за ваше старание!

Литература:

1. Вальчук Е. В. «Устные и письменные сочинения по картине». Саранск 2009г.

2. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». Москва 2005г.

3. Костюнина Т. Д. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии. (Методические рекомендации). Саранск 2007г.

4. Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года». Детство-Пресс 2004г.

5. Чумичёва Р. М. «Дошкольникам о живописи» Москва «Просвещение» 1992г.

Публикации по теме:

Педагогический пробег «Ознакомление детей с искусством» Задание на станции «Правильный выбор» к педагогическому пробегу по теме «Ознакомление детей с искусством» Выбери правильный ответ (для.

План недели здоровья в детском саду План недели здоровья в МДОУ ЦРР д/с «Аленка» Время Содержание Группа Ответственные 9.00 9.20 15.30 Понедельник Соц. Мир «Я здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию
Опубликовано: 27 марта 2015 в 18:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД