Интегрированное занятие по развитию речи и экологии в старшей группе детского сада «Мойдодыр»

Марина Смирнова
Интегрированное занятие по развитию речи и экологии в старшей группе детского сада «Мойдодыр»

Интегрированное занятие по развитию речи и

знакомству с экологией в старшей группе

МБДОУ № 21 «Светлячок с. Александровка

Азовского района.

Тема: "МОЙДОДЫР"

Разработано воспитателем 1 категории Смирновой Мариной Антоновной.

Цель:

Расширить представление детей о многообразии природы и природных явлений, помогать устанавливать простейшие связи между ними.

Задачи:

*Дать начальные представления о приспособленности растительного и животного мира к среде обитания.

* Закрепить представление детей о том, что растения – это тоже живые существа, которые растут и развиваются, необходимыми факторами для роста является тепло, земля, вода, свет.

* Расширять знания детей о жизни растений, животных и насекомых в дикой природе, их умению маскироваться, чтобы спрятаться от врагов.

* Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать зимой птиц, сохранять чистоту вокруг себя).

Действующие лица: Ведущий, Мойдодыр, Неряха (Чистюля, щетки (2-3 ребенка).

Развивающая среда:

Костюмы: Мойдодыр – умывальник, Неряха, Чистюля., щётки.

Атрибуты: 1. иллюстрации диких животных – белка, заяц, лиса, волк, медведь, зимний лес.

2. Схема – кроссворд.

3. Иллюстрации деревьев и их семена.

4. Квадраты темных оттенков бумаги на каждого ребенка.

5. Белый квадрат тонкой бумаги, ножницы на каждого ребенка.

Используемая литература.

1. «Домашние животные и дикие животные средней полосы России» - О. А. Скорлупова

2. «Занятия по экологии в детском саду» - Н. В. Коломина

3. «Листок на ладони» - методическое пособие

4. «Добро пожаловать в экологию» (2 часть) – составители О. А. Воронкевич

Ход занятия;

Дети вместе с ведущим заходят в зал. На полу сидит мальчик «Неряха», а вокруг него разбросаны игрушки, вещи.

Ведуший: Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком:

Утюги за пирогами,

Пироги за сапогами,

Сапоги за кушаком

Все вертится и крутится,

И несется кувырком!

Неряха: Это я все разбросал –

Все мне это надоело!

Не хочу играть в игрушки

И читать я не хочу!

Разорву сейчас все книжки,

А потом гулять пойду.

Ведущий: Но ведь этак не годится!

Так играть и так резвится!

Полюбуйся на себя –

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки!

Неряха: Ничего я мыть не буду! (Встает)

Хватит всем меня учить!

Что мне делать, как мне жить…

Отойдите от меня, дайте мне рубаху.

Не позволю поучать мальчика Неряху! (Обиженно отворачивается)

Ведущий: Ой, ребята, как тут быть?

Скорее подскажите:

Как Неряху нам отмыть и в Чистюлю превратить?

(Дети предлагают разные варианты ответов. Путем наводящих вопросов ведущий подводит детей к тому, что один раз уже Неряху заставили быть чистым. Кто это был? Мойдодыр! При упоминании Мойдодыра,появляется взрослый, одетый в костюм Мойдодыра)

МОйдодыр: Это кто меня зовет? Я великий Умывальник –

Знаменитый Мойдодыр!

Умывальников начальник и мочалок командир…

(Замечает Неряху, который при появлении Мойдодыра повернулся к вошедшему, а потом стал прятаться за ведущего, стараясь стать незаметным)

- Это что еще за чудо? Я, признаться, не пойму!

Хоть везде искать я буду, а такого – не найду!

Неряха: (выходит из-за ведущего и с вызовом говорит)

Ну, и что? Я так хочу оставаться грязным!

Не надо мыться по утрам, не надо читстить зубы,

И убирать все по местам я никогда не буду!

Ведущий: Рассердился Мойдодыр, застучал ногвми…

Мойдодыр: Ах, ты гадкий! Ах, ты грязный!

Неумытый поросенок! (Ударяет в таз)

Ведущий: Он ударил в медный таз и вскричал:

Мойдодыр: Ка-ра-ба-рас! (выбегают дети в костюмах щеток)

Щетки: Чисто, чисто! Чисто, чисто!

Моем, моем трубочиста!

Будет, будет трубочист

Чист, чист! Чист, чист!

(Щетки окружают Неряху и начинают его «тереть» Неряха с криком вырывается и убегает из зала,где переодеапется в Чистюлю, а дети "щетки возвращаются в зал)

Мойдодыр: Если человек не бережет себя в чистоте, то и дом его всегда грязен и неряшлив. А когда человек мирится с грязью в своем доме, то и в школе, и на работе, и в природе он не будет стараться соблюдать чистоту, уважать труд других людей. Неряшливость – это лень, а лень – плохой «друг» для людей. Какие народные мудрости о труде и лени вы знаете.

Ответы детей: * Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

*Любовь и труд – все перетрут.

*Лень, лень! Открой дверь, а то сгоришь!

-Лучше сгорю, но не отворю – лень!

*Лениться – воды не напиться.

* Труда бояться – голодным остаться.

*Под лежачий камень и вода не течет.

*Дело вести - не лапти плести. (На последних словах входит Чистюля)

Чистюля: Я прошу меня простить и вам я обещаю –

Не хочу Неряхой быть – Чистюлей быть желаю!

Мойдодыр: Рад тебя, дружок простить, теперь ты понимаешь -

Нельзя в природе грязным жить – её, иначе, потеряешь!

Рано, рано по утрам умываются мышата, и котята. и утята,

И листочек и былинка, как алмаз блестит росинка!

Все в природе оживает. если дождь с утра пойдет,

Если солнышко сияет или снегом заметет.

Вы со мной друзья согласны?

Дети: Да!

Мойдодыр: Что ж, теперь проверю я, что вы знаете, друзья!

Отгадайте мои загадки:

1. На листочках белый иней 2. Хорошие ребята слепили меня,

Белый снег, как полотно. Я сделана из снега – собой довольна я.

День на ночь убывает, Стою я посреди двора,

Когда это бывает? Где веселится детвора.

(Зимой) (Снежная баба)

3. С мерцанием звездочек 4. Кто там с крыши надо мною,

Этих сравнится Нависает в холода?

Лишь белый узор, У кого это весною

Что плетут кружевницы. С носа капает вода?

(Снежинки) (Сосулька)

5. Шаль серебристая 6. Он когда-то был водой,

На ветках берез. Но сменил вдруг облик свой.

Этот наряд подарил И теперь под Новый год

Ей… (Дед Мороз) На реке мы видим … (Лед)

Мойдодыр: Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. А о каком времени года эти загадки? Правильно, о зиме. Давайте вспомним, как живется в дикой природе в зимнее время диким животным. Кто знает, почему их называют «дикие» животные? (ответы детей)

Молодцы, правильно все сказали. Тогда вот вам первая моя задача:

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

(Ребенок ответ находит среди картинок диких животных. Ведущий предлагает рассказать ребенку о жизни белки в лесу, что происходит с её шубкой, как она делает запасы пищи на зиму, как спасается от врагов)

Подвижная игра «Кто быстрее и больше соберет орешков для белочки».

Мойдодыр: Молодцы, ребят, о жизни белочки вы все знаете, но вот задача вторая:

Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц)

(Другой ребенок, по выбору ведущего, находит картинку – отгадку и рассказывает все о жизни зайца в зимнее время года: что происходит с «шубкой» зайца с наступлением холодов, делает ли запасы на зиму и почему нет? – Хватает питания: кора деревьев, корни кустарников и т. д. Для чего нужна зайцу белая шубка, когда рождаются у зайцев зайчата? Почему их называют «морозники»)

Динамическая Пауза «Зайки»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка – прыг – и ускакал!

Мойдодыр; Ай-да, молодцы! Порадовали старика Мойдодыра. Теперь третья задача:

Под сосной построил дом, крепко спится ему в нем,

Но весной растаял снег и намочил штанишки,

Вот тогда не может спать старый, бурый… (Мишка)

(Следующий ребенок также рассказывает о жизни медведя в зимнее время: как называется дом медведя – берлога, заготавливает ли медведь на зиму припас и почему нет? Меняет ли свою шубку на другую? А коговы еще знаете из диких зверей кто не меняет свою шубку? (волк, лиса) Почему? (они сами хищники и никого не бояться, кроме человека).

Ведущий: Скажи. Мойдодыр, порадовали тебя дети своими знаниями?

Мойдодыр: Да, о жизни диких животных они многое знают, а вот что ребята могут рассказать про птиц?

Ведущий: А пусть ребята отгадают кроссворд о птицах.

Мойдодыр: Кроссворд? А что это такое, я о таком даже не слыхивал!

Ведущий: А ребята сейчас тебя научат!

По горизонтали: 1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Появляется опять. (Снегирь. Коч.)

4

С

1 К

Д 3 В

Я 2 В О Р О Б Е Й

5 Т 4 О Р

1С Н Е Г И Р Ь Е

О Л Р О Ц

Р А Н

К Ч А

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (Воробей. Зим.)

По вертикали: 1. Я по дереву стучу, червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой – все равно ты будешь мой!

(Дятел. Зим.)

2. Черный, проворный, кричит: «крак!» -

Червякам враг! (Грач. Пер.)

3. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая.

Известная персона – зовут её… (Ворона. Зим.)

4. На шесте веселый дом с круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поет отец, он и летчик, и певец.

(Скворец. Пер.)

5. Непоседа птица эта – одного с березой цвета.

(Сорока. Зим.)

Мойдодыр: Ну, ребята, удивили! Никого вы не забыли. Все загадки отгадали, да, и меня научили кроссворды отгадывать. Но это еще не все! И птицы, и дикие животные живут где? (В лесу).

А из чего лес получается? Каким бывает лес? (Хвойный, лиственный и смешанный). В нашей Ростовской области какой лес преобладает? (Лиственный)

Мой большой друг и ценитель древесины – Бобер – прислал вам вот эти картинки деревьев нашей полосы, и попросил не только назвать эти деревья, но и найти «Деток с веток»

Игра «Детки с ветки»

Ведкщая: Молодцы, ребята! Все деревья назвали и деток правильно подобрали. А кто мне скажет,

как дерево переживает зиму? Почему листья желтеют и падают? Почему дерево «засыпает» зимой? Что будет с деревом, если в мороз дерево будет гнать сок?

Мойдодыр: Ребята, вы показали очень хорошие знания о жизни диких животных и птиц. А как вести себя в лесу вы знаете? Тогда помогите мне разложить вот эти картинки на «можно» и «нельзя».

Игра «Не навреди природе»

Мойдодыр: Я все больше и больше радуюсь, что в вашем детском саду нет таких ребят, которые могут обидеть природу, ведь она такая хрупкая, хрустальная. Ничего в природе не появляется просто так, все взаимосвязано, потому что живут, помогая друг другу, а вы, люди, обязаны не нарушать гармонию природы и бережно относится к тому, что из века в век передается людям - Природа, которая так и переводится с древне славянского языка – Приданное Данное Роду!

Ведущая: Спасибо тебе, Мойдодыр, за то, что ты к нам пришел и помог еще раз вспомнить детям, что:

1 ребенок: Птицы, звери, деревца, цветы

Воздухом одним дышать должны,

Что деревья, насекомые, поля,

Все в единстве – в Природе мы друзья!

2 ребенок: Что должны и взрослые, и дети,

Чтобы в добром Мире жить,

Охранять Природу на планете –

Каждую травиночку любить!

Ведущая: И мы хотим подарить тебе, Мойдодыр на память маленький сувенирчик, который дети сделают сами:

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.

(Снежинка)

Конструктивная деятельность «Вырезаем снежинку»

Мойдодыр: За подарок вам спасибо! За внимание – поклон!

Будем в дружбе жить отныне, снова встретимся весной.

Я же всем здоровья пожелаю, побыстрей умнеть, расти,

Чтоб Природу милую, родную, от бездушия спасти!

Чистюля: Ребята, Я все понял!

Если каждый будет чист душою,

Дом свой в чистоте держать.

Сможем всей страной одной большою

С чистым сердцем управлять!

1 ребенок: Сбережем леса и реки, горы и цветущие поля,

Чтобы жили люди – человеки на земле родной не зря!

2 ребенок: Сохраним всю жизнь мы на планете

Под прекрасным именем Земля!

Чтоб любовью были обогреты все живое,

А значит ты и я!

(М. А. Смирнова)

Мойдодыр дарит детям подарки и уходит. Дети под музыку покидают зал.

КОНЕЦ.

Публикации по теме:

«Светлячок» — наш детский сад! Авторская песня — гимн детского сада«Светлячок» — наш детский сад! Авторская песня — гимн детского сада Песня о нашем "Светлячке" появилась давно,когда я решила, что у воспитанников детского сада должна быть своя, "домашняя", песня. Она прошла.

Циклограмма деятельности на 2012–2013 уч. г. инструктора по физической культуре Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Циклограмма деятельности на 2012.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи и экологии в старшей группе детского сада «Мойдодыр»
Опубликовано: 16 января 2014 в 20:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД во второй младшей группе. Изодеятельность «Укрась свитер полосками»
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Красивый полосатый свитер для Мишки» Цель: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение...
Изготовление масленичной куклы-чучела
Знакомьтесь, Маслена Блинова. Историческая справка. Маслёна. Масленичная неделя. Всемирный праздник. Блинница. Блиноедка. Прожорка. Объедуха. Широкая...
Конкурс «Зимние постройки».
Добрый вечер, всем, кто заглянул в гости ко мне. В феврале у нас в детском саду проходил конкурс «Зимние постройки». Целью его было создание построек на...
Нетрадиционное занятие по рисованию во второй младшей группе «Падает снег»
Нетрадиционное занятие по рисованию во второй младшей группе «Падает снег» Цель: Продолжать учить детей нетрадиционной технике рисования гуашью,...
Музыкальная сказка для подготовительной группы «Гуси-лебеди».
Ведущая: Жили мужик да баба. У них была дочка Машенька, да сынок маленький -Иванушка. Выходят Матушка, Батюшка, Машенька и Иванушка. Матушка и Батюшка...