Получи документы

Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы

Любовь Крылова
Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы

Комплексное занятие на тему :

«Погода зимой»

Программное содержание:

уточнить и подвести итог знание детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель, в морозную погоду ярко светит солнце, снег искрится, скрепит под ногами. Дым столбом идет, небо ясное. А в пасмурную – ветрено, часто идет снег, небо облачное.

Учить детей размышлять, сравнивать, делать выводы, и взаимосвязи живой и неживой природы; отвечать на вопросы громко; точно употреблять слова; не торопясь в краткой и распространенной форме. Закрепить название зимних месяцев.

Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Погода зимой“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту зимней природы в стихах, в загадках; воспитывать у детей потребность оберегать птиц, помогать им в суровое зимнее время, заботливое отношение к животным, бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Методы и приемы: беседа, показ картин, чтение стихов, игра, пояснение загадки, пение песен.

Предварительная работа:

Занятия :

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ :

а) заучивание стихов: «Зима» - Суриков; «Ты, мороз, мороз» - русская народная песенка; «Белая береза» - Есенин.

б) чтение художественных произведений:

- «Таня выбирает елку»;

- «Мороз, солнце и ветер»

в) Рассказ по картинкам:

- «Зимние развлечения»;

- «Зима»;

- «Мы – друзья птиц»

г) Беседы о зиме: «Кто как в лесу зимует?»

д) Экскурсии: в парк (начало зимы); в парк (Деревья зимой); «Конец зимы», по селу.

По ИЗО.

а) рисование «Зима», «Ели большие и маленькие», «Дети гуляют зимой на участке», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее»;

Декоративное «Снежинка»;

б) лепка «Девочка в зимней шубке», «Снегурочка».

2. НАБЛЮДЕНИЯ:

а) за погодой;

б) за снежинками;

в) за снегопадом,

г) за солнцем;

д) за температурой воздуха (знакомство с термометром);

е) за птицами;

ж) за деревьями и кустарниками;

з) за небом;

и) за состоянием почек на ветках тополя, принесенных с прогулки и поставленных в воду;

к) за снегом, его свойствами;

л) за льдом;

м) за ветром;

н) за явлениями природы (метель, вьюга, иней, гололед и т. д., капель, оттепель;

о) за сосульками;

п) за трудом взрослых;

р) за растениями, пересаженными в клумб;

с) за рисунками (узорами) на стеклах, снежный покров.

3. ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

Со снегом, льдом (измерение глубины снега палочкой).

4. ТРУД НА УЧАСТКЕ:

а) изготовление снежных построек, цветного льда, украшение ими построек;

б) помощь взрослым в очистке дорог от снега;

в) подкормка птиц на участке детского сада;

г) сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.

5. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ:

а) уход за комнатными растениями в связи с переходом к зимнему режиму;

б) выращивание зеленого лука;

в) отмечать состояние погоды в календаре природы.

6. ИГРЫ И СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ :

а) со снегом («Снежки» - метание в цель, «Сбей колпак у снеговика»)

б) катание на санках;

в) скольжение по ледяным дорожкам;

г) ходьба на лыжах;

д) использование элементов хоккея;

е) развлечение «Проводы русской зимы».

7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

а) «Какое время года»;

б) «Путешествие в парк в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»;

в) «Письмо мальчику Почемучке»;

г) «Ночное путешествие в канун Нового года»;

д) «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»;

е) «Узнаём сколько и какие дни в неделе»;

ж) «Кто в какое время суток работает»;

з) «Настоящее, будущее, прошедшее»;

и) «Поможем Незнайке» (дни недели, месяцы);

к) «Большой экзамен» (времена года, месяцы, дни недели);

л) Вечер загадок.

8. СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

а) Чтение художественных произведений:

сказки:

- «Двенадцать месяцев»;

- «Старик – годовик»;

- «Снегурочка»;

- «Птицы говорят «Спасибо»;

- «Серебряное копытце»;

- «Госпожа метелица»;

рассказы:

- «Летят снежные пушинки» (Архангельский);

- «Деревья зимой» (Павлова);

- «Зайцы» (Толстой);

- «Бабушкины дела» (Воронкова);

- «Хороши малыши» (Прокофьев).

б)загадки, пословицы, поговорки, приметы;

в) показ диафильмов о зиме;

г) рассматривание иллюстраций альбома;

д) разучивание песен: «Голубые санки», «Зимушка хрустальная», «В лесу родилась елочка»;

е) разучивание и чтение стихов во время наблюдений;

ж) рисунки детей в свободное время после наблюдений на прогулках.

9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

а) раскладушка «Ознакомление дошкольников с природой зимой»;

б) оформить папку «Выставка художественной литературы о погоде зимой»;

в) подготовка к Новогоднему утреннику (разучивание стихов);

г) привлекать к поделкам различных пособий, атрибутов, костюмов;

д) участие в развлечении «Проводы русской зимы».

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка:

Входят дети с воспитателем в зал, воспитатель обращает внимание детей на красоту зала, читает стихотворение:

«Вот ветер, тучи, нагоняя,

Дохнул, завыл, -

И вот сама,

Идет – волшебница – зима»

В ходит кружась зима.

Продолжает воспитатель:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Зима:

Здравствуйте, ребята! Молодцы, узнали меня. Да, я зима. Пришла к вам с дальнего Севера в гости показать вам свое зимнее царство, да и хочу послушать что вы обо мне знаете. Скажите какая я?

Дети: Снежная, хрустальная, блестящая, волшебная, белая, вьюжна, холодная, и тд.

- Молодцы. как много красивых слов вы обо мне знаете, как хорошо назвали меня.

- Зимушка - зима! А ребята о тебе еще и песенку знают хочешь споют?

- Да.

Поют песню зимушка хрустальная.

- Спасибо, какая песня красивая, как спели вы хорошо.

- А хотите вы сегодня побывать в моем царстве зимнем?

- Хотим.

- Чтобы в царстве побывать, надо братьев мне назвать!

- Старшего зовут….?

- Декабрь.

- Среднего?

- Январь.

- Ну а младшего.

- Февраль.

- Ай, да молодцы, всех братьев моих назвали.

А знаете ли вы что у моих братьев есть помощники, которые помогают им, чтобы я была снежная, вьюжная, морозная. Чтобы их назвать, надо отгадать загадки о них.

- Загадывай загадки:

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

2. Постелил кто из метели

Всюду мягкие постели?

Кто друзья, с большим трудом

Спрятал речку подо льдом?

По утрам в рассветной мгле

Кто рисует на окне?

Кто повесил на карниз

Все сосульки сверху вниз?

(Мороз)

3. Кто зимой в трубе гудит?

(Ветер)

- Кто из вас назовет всех помощником? А теперь позовите всех вместе: снег, мороз, ветер.

Зима вносит календарь природы:

- А сейчас посмотрите сюда и скажите, приходили ли снег, мороз, и ветер к моему старшему брату – декабрю?

- Да.

- А кто из них чаще навещал старшего брата?

- Снег.

-А как ты узнал что снег чаще приходил к декабрю?

- Потому что много снежинок.

- А мороз приходил?

- Да, но мало.

-А как ты узнал, что в декабре был мороз?

- Мороз бывает в ясную солнечную погоду, а здесь есть красные кружки.

- А ветер?

- Тоже мало

- Как ты догадался?

-Веточка наклонилась

- А теперь посмотрим, кто чаще приходил к среднему брату?

- К младшему?

- Ребята а как вы думаете, кто из них самый заботливый: мороз, снег, или веете?

Дети дают разные ответы.

Зима подводит итог, снег самый заботливый, потому что землю укрывает, как одеялом, чтобы не замерзла травка, деревья, кустарники.

- Ребята а зимой иногда бывают сильные морозы, а снега бывает мало. Как вы тогда можете помочь деревьям и кустарникам?

- Подгребать снег.

- Ребята, а знаете ли вы пословицы, где хлеб хвалят?

- Много снега, много хлеба.

- Спасибо мороз, что много снега нанес!

- А скажите, почему так говорят?

- Молодцы.

- Дети а я для вас еще игру приготовила. Принесла я вам фотографии моих помощников. Посмотрите узнаете ли вы их?

Покажите на какой фотографии мороз, а где ветер, снег?

- Как вы догадались?

Дети показывают модели на карточках (веточку, дерево – ветер. Снежинка- снег. Солнышко- мороз).

- Я теперь буду читать стихотворение или загадку, а вы должны показать фото помощника, о котором говорится здесь.

1. Тихо, тихо снег идет

Белый снег, мохнатый

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

3. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

4. Белая береза….

5. На дворах и домах

Снег лежит полотном.

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

6. Под голубыми небесами…

7. В декабре, в декабре….

8. Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать не чего не хочу.

9. Без рук, без ног, а ворота отворяет?

10. Чародейкою зимою….

Дети прослушав стихотворение, поднимают карточку-модель с изображением солнца. веточки или снежинки; объясняют почему подняли именно эту карточку.

- Молодцы, правильно вы узнали помощников моих братьев, а вы хотите быть моими помощниками?

- Посмотрите на свои значки и скажите, кто каким помощником будет?

-Я буду морозом, потому что у меня солнышко, а оно бывает в морозный ясный день.

-Я буду ветром, так как у меня веточка наклоняется в сторону, ее наклоняет ветер.

-А я буду снегом, так как у меня снежинка, а когда много снежинок они падают на землю.

- Сейчас поиграем в игру. Мороз, снег, и ветер нарисовали картины и спрятались. Мы должны найти эти картины где кто спрятался. Морозцы ищут картину мороза, ветры- ветра, а снежинки- снега.

Играет спокойная музыка, дети ходят по залу, находят нужную картину и останавливаются возле нее.

Когда музыка заканчивается, зима говорит.

Как много морозцев у этой картины стоит? Почему?

-А здесь как много пушистого снега намело? Почему?

-А сюда ветра северные холодные пришли? Почему?

Дети доказывают зиме, почему они подошли именно к этой картине, называя признаки, морозной, ветреной погоды.

- Мои помощники за то, что вы их на картине узнали, они вам дарят эти картины на память, возьмите их в группу.

Воспитатель: Зимушка, хоть ты и красивая, да больно уж холодная. Посмотри на эту картину почему, здесь птицы к жилью человеческому так близко подлетели?

-Не знаю. А вы ребята знаете?

-Потому что зимой холодно и голодно.

-Как вы стараетесь оберегать птиц? (Вешать кормушки, кормить)

-А каких птиц можете увидеть на вашем участке чаще?

- Что нужно делать. чтобы птицы чаще прилетали к вам на участок? Что вы делаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Зимушка- зима! Не только птичкам холодно и голодно зимой, но и зверям в лесу.

-Да я вроде укутала лес снежным одеялом, есть где спрятаться. Разве что в сильный мороз.

-Вы не знаете ребята, что делают звери в сильный мороз? Где прячутся, как греются?

-Белка в дупле спит, накрывшись хвостом пушистым, зайчики присядут, ушки прижмут к спине, лапки подогнут и выпускают пар из носа или в снежном сугробе норку сделают и сидят как кошка дома. На улицу не выглядывают.

_ А вы знаете народные приметы о птиц? о животных?

-Кошка – в печурку, стужа на двор.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев- к морозу,

-Молодцы, ребята все вы знаете, даже я не знала, что когда я царствую птицам и животным холодно и голодными они бывают. Спасибо вам за то что вы заботитесь о них.

-Ну а теперь попрошу ребята я вас, в подарок нарисовать зимнею погоду. Какая вам больше нравится. А я погляжу на ваши рисунки.

Дети садятся за столы и рисуют. Во время рисования зима хвалит работы детей. Когда дети закончат, говорит:

- Молодцы, очень я довольна. понравились вы мне. Скоро праздник будет будите меня в дальний путь провожать. Весну красну встречать. Будут пляски, песни, смех. Ну и конечно знаменитые русские блины, катание на лошадях. Приглашаю вас всех на праздник и дарю пригласительные билеты. Зима прощается, раздает приглашения и уходит.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи во 2 младшей группе «Путешествие на площадь зимних явлений» Тема: «Путешествие на площадь зимних явлений».Задачи: 1. Расширять представление детей о зимних явлениях природы 2. Обогащать и активизировать.

Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие»Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие» Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие» Цель: учить выделять основные признаки зимы, закреплять представления о разных состояниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 21:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД