Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы

Любовь Крылова
Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы

Комплексное занятие на тему:

«Погода зимой»

Программное содержание:

уточнить и подвести итог знание детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель, в морозную погоду ярко светит солнце, снег искрится, скрепит под ногами. Дым столбом идет, небо ясное. А в пасмурную – ветрено, часто идет снег, небо облачное.

Учить детей размышлять, сравнивать, делать выводы, и взаимосвязи живой и неживой природы; отвечать на вопросы громко; точно употреблять слова; не торопясь в краткой и распространенной форме. Закрепить название зимних месяцев.

Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту зимней природы в стихах, в загадках; воспитывать у детей потребность оберегать птиц, помогать им в суровое зимнее время, заботливое отношение к животным, бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Методы и приемы: беседа, показ картин, чтение стихов, игра, пояснение загадки, пение песен.

Предварительная работа:

Занятия:

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

а) заучивание стихов: «Зима» - Суриков; «Ты, мороз, мороз» - русская народная песенка; «Белая береза» - Есенин.

б) чтение художественных произведений:

- «Таня выбирает елку»;

- «Мороз, солнце и ветер»

в) Рассказ по картинкам:

- «Зимние развлечения»;

- «Зима»;

- «Мы – друзья птиц»

г) Беседы о зиме: «Кто как в лесу зимует?»

д) Экскурсии: в парк (начало зимы); в парк (Деревья зимой); «Конец зимы», по селу.

По ИЗО.

а) рисование «Зима», «Ели большие и маленькие», «Дети гуляют зимой на участке», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее»;

Декоративное «Снежинка»;

б) лепка «Девочка в зимней шубке», «Снегурочка».

2. НАБЛЮДЕНИЯ:

а) за погодой;

б) за снежинками;

в) за снегопадом,

г) за солнцем;

д) за температурой воздуха (знакомство с термометром);

е) за птицами;

ж) за деревьями и кустарниками;

з) за небом;

и) за состоянием почек на ветках тополя, принесенных с прогулки и поставленных в воду;

к) за снегом, его свойствами;

л) за льдом;

м) за ветром;

н) за явлениями природы (метель, вьюга, иней, гололед и т. д., капель, оттепель;

о) за сосульками;

п) за трудом взрослых;

р) за растениями, пересаженными в клумб;

с) за рисунками (узорами) на стеклах, снежный покров.

3. ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

Со снегом, льдом (измерение глубины снега палочкой).

4. ТРУД НА УЧАСТКЕ:

а) изготовление снежных построек, цветного льда, украшение ими построек;

б) помощь взрослым в очистке дорог от снега;

в) подкормка птиц на участке детского сада;

г) сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.

5. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ:

а) уход за комнатными растениями в связи с переходом к зимнему режиму;

б) выращивание зеленого лука;

в) отмечать состояние погоды в календаре природы.

6. ИГРЫ И СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

а) со снегом («Снежки» - метание в цель, «Сбей колпак у снеговика»)

б) катание на санках;

в) скольжение по ледяным дорожкам;

г) ходьба на лыжах;

д) использование элементов хоккея;

е) развлечение «Проводы русской зимы».

7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

а) «Какое время года»;

б) «Путешествие в парк в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»;

в) «Письмо мальчику Почемучке»;

г) «Ночное путешествие в канун Нового года»;

д) «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»;

е) «Узнаём сколько и какие дни в неделе»;

ж) «Кто в какое время суток работает»;

з) «Настоящее, будущее, прошедшее»;

и) «Поможем Незнайке» (дни недели, месяцы);

к) «Большой экзамен» (времена года, месяцы, дни недели);

л) Вечер загадок.

8. СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

а) Чтение художественных произведений:

сказки:

- «Двенадцать месяцев»;

- «Старик – годовик»;

- «Снегурочка»;

- «Птицы говорят «Спасибо»;

- «Серебряное копытце»;

- «Госпожа метелица»;

рассказы:

- «Летят снежные пушинки» (Архангельский);

- «Деревья зимой» (Павлова);

- «Зайцы» (Толстой);

- «Бабушкины дела» (Воронкова);

- «Хороши малыши» (Прокофьев).

б)загадки, пословицы, поговорки, приметы;

в) показ диафильмов о зиме;

г) рассматривание иллюстраций альбома;

д) разучивание песен: «Голубые санки», «Зимушка хрустальная», «В лесу родилась елочка»;

е) разучивание и чтение стихов во время наблюдений;

ж) рисунки детей в свободное время после наблюдений на прогулках.

9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

а) раскладушка «Ознакомление дошкольников с природой зимой»;

б) оформить папку «Выставка художественной литературы о погоде зимой»;

в) подготовка к Новогоднему утреннику (разучивание стихов);

г) привлекать к поделкам различных пособий, атрибутов, костюмов;

д) участие в развлечении «Проводы русской зимы».

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка:

Входят дети с воспитателем в зал, воспитатель обращает внимание детей на красоту зала, читает стихотворение:

«Вот ветер, тучи, нагоняя,

Дохнул, завыл, -

И вот сама,

Идет – волшебница – зима»

В ходит кружась зима.

Продолжает воспитатель:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Зима:

Здравствуйте, ребята! Молодцы, узнали меня. Да, я зима. Пришла к вам с дальнего Севера в гости показать вам свое зимнее царство, да и хочу послушать что вы обо мне знаете. Скажите какая я?

Дети: Снежная, хрустальная, блестящая, волшебная, белая, вьюжна, холодная, и тд.

- Молодцы. как много красивых слов вы обо мне знаете, как хорошо назвали меня.

- Зимушка - зима! А ребята о тебе еще и песенку знают хочешь споют?

- Да.

Поют песню зимушка хрустальная.

- Спасибо, какая песня красивая, как спели вы хорошо.

- А хотите вы сегодня побывать в моем царстве зимнем?

- Хотим.

- Чтобы в царстве побывать, надо братьев мне назвать!

- Старшего зовут….?

- Декабрь.

- Среднего?

- Январь.

- Ну а младшего.

- Февраль.

- Ай, да молодцы, всех братьев моих назвали.

А знаете ли вы что у моих братьев есть помощники, которые помогают им, чтобы я была снежная, вьюжная, морозная. Чтобы их назвать, надо отгадать загадки о них.

- Загадывай загадки:

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

2. Постелил кто из метели

Всюду мягкие постели?

Кто друзья, с большим трудом

Спрятал речку подо льдом?

По утрам в рассветной мгле

Кто рисует на окне?

Кто повесил на карниз

Все сосульки сверху вниз?

(Мороз)

3. Кто зимой в трубе гудит?

(Ветер)

- Кто из вас назовет всех помощником? А теперь позовите всех вместе: снег, мороз, ветер.

Зима вносит календарь природы:

- А сейчас посмотрите сюда и скажите, приходили ли снег, мороз, и ветер к моему старшему брату – декабрю?

- Да.

- А кто из них чаще навещал старшего брата?

- Снег.

-А как ты узнал что снег чаще приходил к декабрю?

- Потому что много снежинок.

- А мороз приходил?

- Да, но мало.

-А как ты узнал, что в декабре был мороз?

- Мороз бывает в ясную солнечную погоду, а здесь есть красные кружки.

- А ветер?

- Тоже мало

- Как ты догадался?

-Веточка наклонилась

- А теперь посмотрим, кто чаще приходил к среднему брату?

- К младшему?

- Ребята а как вы думаете, кто из них самый заботливый: мороз, снег, или веете?

Дети дают разные ответы.

Зима подводит итог, снег самый заботливый, потому что землю укрывает, как одеялом, чтобы не замерзла травка, деревья, кустарники.

- Ребята а зимой иногда бывают сильные морозы, а снега бывает мало. Как вы тогда можете помочь деревьям и кустарникам?

- Подгребать снег.

- Ребята, а знаете ли вы пословицы, где хлеб хвалят?

- Много снега, много хлеба.

- Спасибо мороз, что много снега нанес!

- А скажите, почему так говорят?

- Молодцы.

- Дети а я для вас еще игру приготовила. Принесла я вам фотографии моих помощников. Посмотрите узнаете ли вы их?

Покажите на какой фотографии мороз, а где ветер, снег?

- Как вы догадались?

Дети показывают модели на карточках (веточку, дерево – ветер. Снежинка- снег. Солнышко- мороз).

- Я теперь буду читать стихотворение или загадку, а вы должны показать фото помощника, о котором говорится здесь.

1. Тихо, тихо снег идет

Белый снег, мохнатый

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

3. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

4. Белая береза….

5. На дворах и домах

Снег лежит полотном.

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

6. Под голубыми небесами…

7. В декабре, в декабре….

8. Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать не чего не хочу.

9. Без рук, без ног, а ворота отворяет?

10. Чародейкою зимою….

Дети прослушав стихотворение, поднимают карточку-модель с изображением солнца. веточки или снежинки; объясняют почему подняли именно эту карточку.

- Молодцы, правильно вы узнали помощников моих братьев, а вы хотите быть моими помощниками?

- Посмотрите на свои значки и скажите, кто каким помощником будет?

-Я буду морозом, потому что у меня солнышко, а оно бывает в морозный ясный день.

-Я буду ветром, так как у меня веточка наклоняется в сторону, ее наклоняет ветер.

-А я буду снегом, так как у меня снежинка, а когда много снежинок они падают на землю.

- Сейчас поиграем в игру. Мороз, снег, и ветер нарисовали картины и спрятались. Мы должны найти эти картины где кто спрятался. Морозцы ищут картину мороза, ветры- ветра, а снежинки- снега.

Играет спокойная музыка, дети ходят по залу, находят нужную картину и останавливаются возле нее.

Когда музыка заканчивается, зима говорит.

Как много морозцев у этой картины стоит? Почему?

-А здесь как много пушистого снега намело? Почему?

-А сюда ветра северные холодные пришли? Почему?

Дети доказывают зиме, почему они подошли именно к этой картине, называя признаки, морозной, ветреной погоды.

- Мои помощники за то, что вы их на картине узнали, они вам дарят эти картины на память, возьмите их в группу.

Воспитатель: Зимушка, хоть ты и красивая, да больно уж холодная. Посмотри на эту картину почему, здесь птицы к жилью человеческому так близко подлетели?

-Не знаю. А вы ребята знаете?

-Потому что зимой холодно и голодно.

-Как вы стараетесь оберегать птиц? (Вешать кормушки, кормить)

-А каких птиц можете увидеть на вашем участке чаще?

- Что нужно делать. чтобы птицы чаще прилетали к вам на участок? Что вы делаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Зимушка- зима! Не только птичкам холодно и голодно зимой, но и зверям в лесу.

-Да я вроде укутала лес снежным одеялом, есть где спрятаться. Разве что в сильный мороз.

-Вы не знаете ребята, что делают звери в сильный мороз? Где прячутся, как греются?

-Белка в дупле спит, накрывшись хвостом пушистым, зайчики присядут, ушки прижмут к спине, лапки подогнут и выпускают пар из носа или в снежном сугробе норку сделают и сидят как кошка дома. На улицу не выглядывают.

_ А вы знаете народные приметы о птиц? о животных?

-Кошка – в печурку, стужа на двор.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев- к морозу,

-Молодцы, ребята все вы знаете, даже я не знала, что когда я царствую птицам и животным холодно и голодными они бывают. Спасибо вам за то что вы заботитесь о них.

-Ну а теперь попрошу ребята я вас, в подарок нарисовать зимнею погоду. Какая вам больше нравится. А я погляжу на ваши рисунки.

Дети садятся за столы и рисуют. Во время рисования зима хвалит работы детей. Когда дети закончат, говорит:

- Молодцы, очень я довольна. понравились вы мне. Скоро праздник будет будите меня в дальний путь провожать. Весну красну встречать. Будут пляски, песни, смех. Ну и конечно знаменитые русские блины, катание на лошадях. Приглашаю вас всех на праздник и дарю пригласительные билеты. Зима прощается, раздает приглашения и уходит.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи во 2 младшей группе «Путешествие на площадь зимних явлений» Тема: «Путешествие на площадь зимних явлений».Задачи: 1. Расширять представление детей о зимних явлениях природы 2. Обогащать и активизировать.

Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие»Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие» Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие» Цель: учить выделять основные признаки зимы, закреплять представления о разных состояниях.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 21:35
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...