Интегрированное занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И. Я. Билибина «Баба Яга»

Наташа Журинова
Интегрированное занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И. Я. Билибина «Баба Яга»

Цель:

• Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Задачи:

• Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

• учить составлять описательный рассказ по картине И. Я Билибина «Баба Яга», активизировать словарный запас.

• Воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй.

• обогащать музыкальный опыт в процессе прослушивания муз. Произведения П. И. Чайковского «Баба-яга».

• Учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа бабы Яги;

• Закреплять умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру и изобразительную деятельность.

• Развивать мышление, воображение и творческие способности.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: картина «Баба яга», мольберт, книга русских народных сказок, магнитофон, пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга», портрет П. И. Чайковского.

Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций сказок, беседа о профессиях.

Ход занятия:

Подходим к столу, где лежит книга сказок.

Восп. : Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Восп. : Давайте посмотрим, что в ней. (Пробует открыть) Только что – то она не открывается. Может, нам нужно сказать волшебные слова? (чистоговорки, повторение стишков).

Чистоговорка:

Са-са-са-под кустом сидит лиса.

Су-су-су-было холодно в лесу.

Ву-ву-ву –в лесу видели сову.

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

Щу-щу-щу-я тебя в лесу ищу.

Открывает книгу.

Восп. : Ребята, да эта книга полна русских народных сказок. Как вы думаете почему они называются русскими народными? (ответы детей). Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали (ответы детей). Люди рассказывали их своим детям, а дети – своим детям. И так они дошли до наших дней и стали печататься в книгах. Ребята, а кроме книг, сказку можно представить и в произведениях живописи.

Показывает картину «Баба Яга»

Восп. : Посмотрите, какую картину я вам принесла. Что изобразил художник на этой картине?

Ответы детей.

Восп. : Расскажите, какая баба яга, какой вам она показалась?

Ответы детей.

Восп. : Ребята, а можно про Бабу ягу сказать, что она косматая? А что это значит? (Лохматая, растрепанная).

Восп. : А как вы думаете, какой у нее характер? (она злая, вредная, ворчливая, угрюмая, недобрая)

Ответы детей.

Восп. : А что же делает Баба яга (летит).

Ответы детей.

Восп. : Как вы думаете, куда она может лететь?

Ответы детей.

Восп. : Ребята, посмотрите, на заднем плане картины, за Бабой Ягой изображён лес, какой он?

Ответы детей.

Восп. : ребята, а давайте попробуем составить рассказ о Бабе Яге? О том какая она по внешности, по характеру, чем занимается на этой картине?

Рассказы ребят.

Ответы детей.

Рассказ воспитателя: да, глядя на эту картину мне тоже Баба яга показалась страшной, угрюмой, с большими костлявыми руками, тяжелым взглядом, растрепанными волосами, косматая, неряшливая. Сидит она в своей ступе, пестом погоняет, помелом следы заметает. И летит она в лесу дремучем, глухом да мрачном, где растут одни мухоморы и не видно зверя лесного. Осматривает, да поглядывает Баба Яга хмурым взглядом свои владения.

А теперь мы с вами поиграем:

Физ. минутка:

В тёмном лесе

(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)

Есть избушка,

(Складывают руки в виде крыши.)

Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)

А в избушке той

(Складывают руки в виде крыши.)

Старушка,

Бабушка-яга

(«Повязывают платок».)

Живёт.

Нос крючком

(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)

Глаза как плошки,

(Прикладывают кулаки к глазам.)

Словно угольки горят.

Когти остры как у кошки,

(Сгибают-разгибают пальцы.)

И всего одна нога,

(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)

Не простая, костяная.

(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)

Вот так Бабушка-яга!

(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)

Восп. : Ребята, а вы знаете сказочный образ можно передать не только в книге, на картине, но и в музыке. Вот П. И. Чайковский –композитор, Что делают композиторы? Ответы детей. Давайте послушаем как композитор через музыку изобразил Бабу Ягу.

(Звучит пьеса “Баба-Яга” П. И. Чайковского).

Восп. : Ребята, прослушав музыку, какой вы представили себе Бабу Ягу?

Ответы ребят.

(музыка резкая, быстрая, колючая, прихрамывающая, беспокойная, тревожная, исполняется на ф-но).

Восп. : Мы с вами узнали, как один образ (у нас была Баба яга) можно передать и в сказках, и на картине, и в музыке. А сейчас мы с вами пойдем и нарисуем избушку для бабы Яги.

Публикации по теме:

Примерное перспективное планирование НЕДЕЛЯ: «День знаний» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ СЕНТЯБРЬ Познание (ФЭМП) Счет и сравнение Закреплять умение сравнивать два предмета по двум.

Конспект занятия. Сказочный образ Бабы Яги Черникова Марина Николаевна, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель», г. Старый Оскол Тема «Сказочный образ Бабы-Яги».Программное содержание: учить.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И. Я. Билибина «Баба Яга»
Опубликовано: 7 июня 2013 в 12:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фототчёт спектакля старшей группы по сказке «Муха — Цокотуха!»
Театр в детском саду создаёт у детей неповторимую атмосферу настроения праздника, формирует у них адекватную современному миру поведенческую...
Фотоотчет утренника «Прощание с детским садом».
ОТЧЕТ утренника «Прощание с детским садом». Сегодня волненье сдержать невозможно, Последний наш праздник в это саду. На сердце у нас и тепло и тревожно –...
Итоговая НОД по ФЦКМ в Старшей группе Тема: «Королевство волшебных шаров»
ИТОГОВАЯ НОД ПО ФЦКМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Королевство волшебных шаров» Воспитатель высшей категории Шикова Л. П. Цель: показать знания и умения детей,...
Фотоотчёт о проекте «Зайка в гости к нам пришёл»
В нашей группе раннего возраста №2, мы воспитатели провели с детьми краткосрочный проект на тему: "Зайка в гости к нам пришёл". С целью дать...
Правила речевого дыхания.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чем...