МААМ-картинки

Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»

Ирина Калугина
Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»

Цели:

1. Обобщение и систематизация представлений детей о народной игрушке и народных промыслах, истории возникновения русской народной игрушки - матрешки.

2. Развитие творческой фантазии и самостоятельности детей в придумывании и рисовании орнамента для матрешки.

3. Развитие мелкой моторики детей в процессе использования различных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

- обобщение знаний детей о народных промыслах и об истории возникновения русской народной игрушки;

Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами „Матрешка“» размещена в разделах

- формирование представлений о различных техниках росписи матрешек;

- пополнение и активизация словаря детей по заданной теме.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики детей путем формирования навыков рисования различных цветочных орнаментов;

- развитие связной монологической и диалогической речи детей.

Воспитательные:

- формирование эстетического восприятия окружающего мира;

- воспитание трепетного отношения и уважения к народным традициям, развитие чувства патриотизма;

- закрепление представлений о тесной взаимосвязи между всеми видами народного творчества: народными промыслами, фольклором (загадки, песенки, сказки, народные подвижные и хороводные игры).

Материал для занятий:

- матрешки, демонстрационный материал по теме;

- принадлежности для рисования: кисти, тычки, стаканчики с водой, тряпочки, краски "гуашь";

- "белье" матрешек;

- аудиозаписи со звуками народной музыки, песен, звуками деревни, леса.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в далекое прошлое, вы согласны? Давайте представим, что мы с вами перенеслись на много лет назад в русскую деревню (включается аудиозапись с народной музыкой и звуками деревни). Вы, ребятки, будете крестьянскими детками, а я, кем же буду я? В каждой деревне были старичок или старушка, знавшие и пересказывавшие много народных сказок и былин. Звали их сказителями. Так вот я буду сказительницей. А вы будете мне помогать придумывать сказку? Сказку мы с вами будем придумывать не простую, сказку мы придумаем художественную.

Жила-была. Под платком спряталась наша героиня. Вы загадку отгадайте, она и покажется:

Словно репка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок - глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская. (матрешка).

Правильно, ребята. Самыми любимыми игрушками у детей были матрешки. А вы знаете еще загадки о матрешках? (далее дети загадывают друг другу подготовленные дома с родителями загадки про матрешек).

Много знаете загадок про нашу героиню. Молодцы! А как появилась матрешка? Кто-нибудь из вас знает?

Давным-давно мастера вырезали из дерева яйцо, пустое внутри, разнимающееся на две половинки. В большое яйцо вкладывали яйцо поменьше и так далее. А потом придумали мастера куклу-матрешку. Вырезали матрешек из дерева, начиная с самой маленькой. В одной матрешке могло быть до 12 куколок. Затем матрешек украшали орнаментом (росписью, рисунком) и покрывали лаком, от чего они становились ярче и блестели. Готовых матрешек мастера везли на ярмарку, где их покупали купцы со всей Руси и увозили в свои земли. Так о матрешке узнала вся Русь.

Давайте, ребята, рассмотрим матрешку. Она, действительно, похожа на яйцо. Попробуйте назвать, какая матрешка (гладкая, деревянная, красивая, расписная, нарядная, загадочная.).

Что-то мы засиделись, ребята. Давайте, как в старые добрые времена, поводим хоровод-игру. Дети водят хоровод с элементами игры.

Стук в дверь и входит матрешка.

Воспитатель: Здравствуй, гостья дорогая! Кто ты и откуда?

Матрешка: Я полхов-майданская матрешка.

Над речкой Полховской село стоит.

Деревянные игрушки там народ мастерит.

Грибочки, лошадки, матрешки

Красуются там на окошке.

На столах - расписная посуда,

Я, ребята, приехала оттуда.

А в лукошке моем, посмотри,

Сестрички мои, что живут на Руси.

Открывает лукошко, показывает изображения матрешек.

- Эта сестричка - семеновская матрешка, а эта сестричка с моей родины - Полхов-Майдана. (изображения закрепляются на мольберте)

Ой, беда! А с этих моих сестричек пропала роспись (достает не расписанных матрешек). Кто же это сделал?

Воспитатель: Не расстраивайся, матрешечка, мы тебе поможем. Ты ведь попала в сказку о матрешке. Сейчас мы с ребятами превратимся в мастеров по росписи матрешек и поможем тебе вернуть красивый наряд твоим сестричкам.

Матрешка: А вы сможете?

Воспитатель: Давай проверим, что наши ребята знают о росписи матрешек.

Вопросы детям:

- Какую одежду нужно нарисовать матрешкам? (платочек, сарафан, передничек).

- Какие цвета будем использовать? (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, белый, немного черного).

- Каких цветов больше - холодных или теплых? (теплых: красный, желтый, оранжевый. Холодные цвета: зеленый, белый, синий).

- Какими элементами будем расписывать матрешек? (травка, цветы, ягоды, листья, завитки, точки).

- Что нам необходимо для росписи? (кисти, краски, тычки для крупных точек и ягод).

Воспитатель: Видишь, матрешка, мы с ребятами знаем много о росписи матрешек. Тебе понравились наши ответы? Давайте теперь приступим к работе. А ты нам подсказывай, если что не так.

Дети приступают к росписи матрешек.

Звучат русские народные наигрыши, словно мы попали на ярмарку.

Под веселую музыку дети показывают свои работы, танцуют с игрушками.

Матрешка с детьми обсуждает и выбирает самые красивые работы детей, благодарит их за помощь, угощает баранками, как на настоящей ярмарке.

Публикации по теме:

Проект «Народная игрушка матрешка»Проект «Народная игрушка матрешка» Здравствуйте уважаемые коллеги! Работая над темой "Знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями", мной были разработаны.

Проект «Русская народная игрушка» Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Авторы: воспитатели ОДОД ГБОУ СОШ № 458 ,6 средней группы Воронянская Ю. Н и Кочергина И. В. Вид проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 22:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД