Интегрированное занятие «Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы»

Людмила Земцова
Интегрированное занятие «Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы»

Тема: «Что нужно для роста и развития растений? Cтроение растений».

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, к размышлению.

Задачи:

Образовательные: Дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растении. Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к растительному миру, быть внимательными и заботливыми к окружающей природе.

Оборудование: Картинка с летним пейзажем; набор картинок: дерево, куст, цветущее травянистое растение, факторы неживой природы, необходимые для их роста и жизни (солнце, земля, вода, воздух).

Комнатные растения, луковица с корнями в прозрачной баночке с водой.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, вы приготовились к занятиям? Вам светло в группе?

Дети: Да.

Воспитатель: А откуда этот цвет?

Дети: С улицы, от солнышка.

Воспитатель: Да, солнце светит и от него светло. Но оно не только светит, но еще и греет. От солнышка и светло и тепло. А знаете ли вы, в какое время года солнце светит дольше и греет жарче?

Дети: Весной, летом.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь созревает, когда это бывает»? (С. Я. Маршак).

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, отгадали. Посмотрите на эту картинку. Какое время года изображено на ней? А почему вы думаете, что на картинке изображено лето?

Дети: Потому что деревья зеленые и ярко светит солнце.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно решили, что на картинке изображено лето. И все-таки, почему, как вы думаете, летом таки хорошо растут растения? На картинке их много, они пышные, зеленые, цветущие.

Ответы детей.

Воспитатель: Да летом подолгу светит солнце – световой день длинный. А чтобы растения хорошо росли, им нужны свет и тепло. Сейчас мы с вами на доске поместим дерево, куст и цветущую траву. Покажем с вами, что же надо, чтобы все эти растения хорошо росли.

Дети: Свет, тепло, солнце.

Воспитатель: Поместим картинку солнышко. Это оно дает растениям свет и тепло. А что еще нужно, чтобы растения росли?

Дети: Вода, земля.

Воспитатель: Правильно. Вы видите, какие корни у этих растений (на картинке). Где они растут?

Дети: В земле.

Воспитатель: Корни растут в земле, и на нашей картинке мы поместим полоску черной «земли» так, чтобы она закрывала корни растений. Свет и тепло (показать на солнышко, питательная земля (показать на черную полоску) есть. Все?

Дети: Нет. Нужна вода.

Воспитатель: Вы считаете, что вода нужна растениям? Откуда берут воду растения: в лесу, в поле?

Дети: Из речки.

Воспитатель: Я вам помогу ответить на этот вопрос и загадаю загадку: «Зимой лежал, а весной в речку побежал». О том, что это снег тает, вы догадались. А знаете ли вы, что эта вода от тающего снега уходит в землю и ее потом растения (дать детям возможность договорить, досказать за воспитателя). Растения в лесу, в поле берут воду из речек, ручейков. А вот еще одна загадка: «Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются». Что это?

Дети: Дождик.

Воспитатель: Правильно. Вот, оказывается, откуда берется вода для растений. На нашей доске мы покажем, что растениям для роста нужна вода (пригласить ребенка помочь разместить рисунки). Мы поместим здесь дождевую тучку и ручеек.

А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка

Вырос высокий цветок на поляне Показать цветок (сжатые кулачки)

Утром весенним раскрыл лепестки Развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питание Движение пальцами вместе - врозь

Дружно дают под землей корешки Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

Воспитатель: Отдохнули, и я предлагаю вам поиграть. Встаньте возле своих стульчиков, помашите ладошкой перед собой. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Скажите, вы дышите? А чем вы дышите? Подышите глубоко, вот так: вдохните с закрытым ртом, а выдохните – с открытым. Поставьте ладошку перед ртом. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Правильно, ветер бывает, если есть воздух. Вокруг нас везде воздух. Только мы его не видим. Воздухом мы дышим (здесь можно предложить детям задержать дыхание, чтобы они убедились в необходимости воздуха). Он нам нужен и нужен растениям, чтобы они росли. Они тоже дышат, только мы этого не видим. Мы с вами никак не нарисовали воздух. Ведь его не видно. Но запомним, что растениям нужен воздух, чтобы они дышали и росли.

Теперь давайте с вами обо всем, что нужно растениям для их жизни и роста, рассказать и показать знаками.

Воспитатель сам показывает карточки с условными обозначениями внешних факторов среды и вместе с детьми разбирает о чем, рассказывает каждая из них. Например, предложить детям выйти, выбрать одну из карточек и объяснить, что она обозначает (карточка с черной полоской внизу – обозначает, что растениям нужна земля, карточка с голубой полоской – вода, карточка с солнышком – свет и тепло).

Итак, для роста растений нужны – земля, вода, свет и тепло. Но у меня осталась еще одна карточка. Правда, она совсем пустая. Чтобы это могло значить?

Дети пытаются предположить.

Воспитатель: Вы правильно рассуждаете, и пустая карточка обозначает, что растениям нужен воздух. А теперь смотрите на карточки и расскажите обо всех условиях, которые нужны для их жизни и роста: вода, свет, тепло, земля и воздух.

Если растениям не будет хватать воды, что с ними произойдет). А если недостаточно света).

Если мало питательно земли).

А в мороз, что может произойти с растением).

Следующую задачу: выяснение способов удовлетворения потребностей комнатных растений в указанных факторах можно решить, как с помощью индивидуального задания детям (в работе с карточным материалом, так и с помощью демонстрационного материала (карточка с изображением растений, в том числе и комнатного, в свободные клеточки, которой дети раскладывают маленькие карточки с условными обозначениями потребностей растений).

Далее дети могут установить соответствующие этим факторам способы их удовлетворения – действия человека, направленные на их удовлетворения.

Для этого дети рассматривают и выкладывают в нужном порядке карточки с изображениями: комнатное растение на подоконнике – комнатные растения ставят в теплой комнате, ближе к свету, потому что им нужен свет и тепло; горшок с землей и наполненная ложка – растения сажают в землю, их подкармливают, потому что им нужна питательная земля; лейка с водой – растения поливают водой; палочка для рыхления – землю рыхлят, чтобы корням и листьям было больше воздуха.

Лучше, чтобы были изображены действия. Ребенок поливает, подкармливает, рыхлит, обмывает, ставит растение к свету.

Воспитатель: Мы так много говорим о растениях, а знаете ли вы все его части? Сейчас вы будете называть их, а я буду выкладывать на доске.

По мере того, как дети называют части растения, воспитатель выкладывает их, чтобы получилось целое растение.

Воспитатель: Вот и получилось у нас растение (например, земляника). Что это за растение? По листьям и цветку мы узнали, что это земляника. У растения еще бывают плоды с семенами. Где у земляники могут быть семена? Оказывается в ягоде. Вот теперь все части растения есть (показывает на доску): корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами – у земляники, это ягода, в которой прячутся семена.

А как вы думаете, зачем растениям корни? (чтобы водичку пить).

Воспитатель: Правильно. А еще для чего?

Дети пытаются найти ответ.

Если дети затрудняются, то воспитатель рассказывает, что корни удерживают растение в земле. Вы знаете, какими высокими бывают растения, и без корней они просто упали бы. Корни всасывают (берут) воду и питание из земли и дальше, по стебельку вверх вода и питание поднимаются к листьям, цветам и плодам. Растение начинает расти.

А что делают листья растений? (Ответы детей).

Воспитатель: Листья ловят, принимают свет, тянутся к нему. На свету они зеленые, красивые.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как пьют корешки воду. Для того показать луковицу с корешками, которая находится в банке с водой. На банке метка (полоска, которая отмечает, сколько воды налито сейчас. А рядом поставить такую же баночку, в которой столько же воды налито, но в ней нет луковицы (эта банка должна быть закрыта крышкой, чтобы вода не испарялась). Мы будем наблюдать, изменится что-нибудь или нет.

Воспитатель: А вот растение стоит у нас на окне, все ли листочки повернуты к свету?

Дети: Да.

Воспитатель: Может, так всегда и было? Мы попробуем проверить: повернем растение так, чтобы листочки смотрели в сторону комнаты (прикрепим ленточку на горшок). Кто будет внимательно наблюдать за луковицей, за баночкой с водой, где луковица и де нет ее, и за комнатным растением, то обязательно заметит, какие-нибудь изменения и сможет рассказать всем, что заменил.

До следующего занятия провести все основные элементы ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, подкормка, мытье растений). Уточнить с детьми: назначение совершаемых действий по уходу за растениями, необходимых для их жизнедеятельности. Обсудить с детьми изменения, происходящие с экспериментальными объектами.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная работа в ГБДОУ Опытно-экспериментальная работа в ГБДОУ Актуальность. Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы»
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 19:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...