Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы «На вернисаже»

Ольга Александровна Коломыткина
Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы «На вернисаже»

Задачи:

1. Формирование знаний в области изобразительного искусства:

- продолжить знакомство с жанром пейзажа;

- объяснить понятие «вернисаж»;

- развивать образное восприятие детей в процессе рассматривания картин художников пейзажистов;

- продолжить знакомство с новыми художниками-пейзажистами;

- учить детей видеть красоту родной природы.

2. Формирование творческой активности детей:

- учить видеть настроение природы через цветовую гамму;

- учить передавать в рисунке настроение через светлый или темны колорит;

- побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

3. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе:

- на основе анализа произведений изобразительного искусства вызывать интерес к изображению разных состояний природы;

- усилить эмоциональное восприятие репродукций прослушиванием музыкальных произведений;

- учить соотносить свое настроение с цветовыми и музыкальными образами;

- способствовать тому, чтобы в своих рисунках дети передали свое отношение к природе;

- вызывать желание отразить впечатления, полученные на вернисаже.

4. Формирование умений и навыков:

- учить называть оттенки «зимней гаммы», весенней, летней и осенней. И их использовать;

- закрепить умения и навыки в создании пейзажей;

- учить отражать в рисунке впечатление от художественных и музыкальных произведений;

- учить описывать природные явления и природу в разные времена года;

- закрепить умения и навыки располагать изображение по всему листу;

- закрепить знания детей о временах года.

Предварительная работа:

Повторение и закрепление с детьми понятия «пейзаж». Рисование на темы «Осенний пейзаж», «Зимний лес», «Весенний пейзаж», «Летний день». Наблюдения в природе. Чтение отрывков из произведений художественной литературы с описанием пейзажей. Разучивание стихотворений, загадок о природе.

Материалы:

Бумага А3 тонированная разными оттенками, гуашь, акварель, масляная пастель, уголь, пастель, тушь, кисти №8, №3, баночки с водой, салфетки.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты или диски МП-3 с записью произведений композиторов.

Наглядные пособия: Репродукции картин: И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская глазурь», М. В. Добужинского «Домик в Петербурге», Б. М. Кустодиева «Масленица», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», В. Д. Поленова «Заросший пруд», Саврасова «Грачи прилетели», Лисейцева «Ранняя весна», А. И. Куиджи «Украинская ночь», Клода Манэ «Дама в саду», «Сад художника в Живерни, И. Левитана «Осенний день», «Сокольники», «Золотая осень». Ход занятия.

В музыкальный зал входят дети в сопровождении музыкального руководителя. Дети здороваются с гостями и педагогом по ИЗО.

Педагог по ИЗО (П. ИЗО.): Ребята, вы сегодня пришли в наш красивый музыкальный зал и видите, что он украшен картинами. А как называются места, где собрано много картин? (Выставка, музей, картинная галерея).

П. ИЗО.: Верно, но мы сегодня познакомимся с еще одним словом – вернисаж. Вернисаж – это тоже картинная галерея или выставка. Предлагаю вам рассмотреть картины на вернисаже. (Рассматривают). Скажите, что объединяет все эти картины? (То, что на них изображен пейзаж).

П. ИЗО.: А кто вспомнит стихотворение о художественном жанре – пейзаж. (Ребенок рассказывает стихотворение). Пейзаж – это изображение природы.

Педагог по ИЗО: А какие еще художественные жанры вы знаете? (Портрет, натюрморт). А что такое портрет? (Портрет – это изображение лица человека или всего человека).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина

Называется портрет.

П. ИЗО: Что такое натюрморт? (Натюрморт – это изображение неживых предметов).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это натюрморт.

Музыкальный руководитель (М. Р.): Ребята, вы вспомнили основные художественные жанры. А какие музыкальные жанры вам известны? (песня, танец, марш). Да, на этих трех основных жанрах, «трех китах», держится вся волшебная страна музыки. Какую музыку вы вспомните в жанре марша? А в жанре танца? Песни? (дети называют знакомые музыкальные произведения, относящиеся к этим жанрам.

П. ИЗО: Пришло время рассмотреть и поговорить о картинах нашего вернисажа. Я хочу вам прочесть стихотворение А. Балагина. А о каком времени года идет речь (Читает стихотворение. Педагого предлагает подойти к картинам о зиме). А. Балагин написал о зиме, а что вы расскажите о зиме? (Дети рассказывают). Обратите внимание на картины. Какие они по настроению? Какие чувства вы испытываете? (Здесь зима тихая, спокойная, нежная, радостная, веселая, волшебная, чудная, удивительная, яркая, ослепительная).

П. ИЗО: Что художнику помогло передать настроение и чувства? (Краски).Какого цвета снег (голубой, фиолетовый, серый); это холодные или теплые цвета и оттенки (холодные); от чего зависит цвет снега (от времени суток, от окружающих предметов, от солнца); какого цвета небо (голубого, розового, лазуревого); лазуревый – это какой цвет? (сильно голубой, насыщенный голубой); почему художник назвал эту картину «Февральская лазурь» (т. к. небо очень яркое, сочное, лазуревое); какого цвета снег на солнце (белоснежный, молочный, лучистый, сверкающий); а в тени? (голубой, Фиолетовый, серый); всегда ли зима бывает такой тихой, солнечной, спокойной (зимой бывает еще вьюга, метель, пурга).

П. ИЗО: Опишите вьюжную зиму. Представим, что мы попали в пургу, метель. А какого цвета небо в метель и вьюгу? (серого) вы знаете много стихов о зиме. Прочитайте стих. О спокойной зиме и вьюжной. Дети читают стихи). Продолжим прогулку по вернисажу. Подойдем к этим картинам. (картины ранней весны). А это тоже зима? Здесь же тоже лежит снег. Всмотритесь внимательно, какие краски и тона преобладают в картине (пастельные, нежные, бледные, светло-зеленые, светло-коричневые, бледно-желтые). Из чего понятно, что это ранняя весна? (еще снег лежит, речка журчит, лед растаял, снег уже не белоснежный). А какое стихотворение подойдет к этой картине? (дети читают стихи). Вы замечательно прочитали стихи о весне. А теперь послушайте вот такой отрывок из стихотворения Бунина:

Бушует талая вода

Шумит и глухо, и протяжно

Грачей прилетели стада

Кричат и весело и важно…

К какой картине можно отнести эти строчки? («Грачи прилетели»). А кто написал эту картину? (Саврасов). Грачи прилетели к нам самыми первыми из перелетных птиц. А что делают грачи на деревьях? (Чинят и строят себе гнезда). А из чего они строят свои гнезда? (Из веток). А что такое композиция? (Это то, что и как расположено на картине). А что главное в композиции этой картины. (Деревья с гнездами). Почему? (Они на главном плане и большие). А что второстепенное? (То, что за деревьями. Храм). Какое настроение вызывает картина? (Светлое, радостное, весеннее). Педагог: А почему художник назвал эту картину «Голубая весна»? (Потому что небо голубое лазурное). А на каких картинах мы уже видели лазуревое небо? («Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»). Какое настроение, какие чувства вызывает эта картина у вас? (ответы детей). Чувствуется, что природа просыпается, и скоро… что произойдет в природе дальше? (Распустятся листочки на деревьях и кустах, появится трава, цветы, зацветут сады). Посмотрите картину Клода Манэ «Дама в саду». Какие цветовые гаммы использует художник в картине поздней весны (розовый, красный, салатовый, желтый, голубой, зеленый).

М. Р.: Я вам тоже хочу загадать загадку. Сейчас прозвучит отрывок знакомого вам музыкального произведения (звучит вступление к «Вальсу цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).

П. ИЗО: Давайте пойдем по вернисажу дальше. Послушайте Загадку о следующем времени года:

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою

Я реки согреваю,

«Купайтесь» - приглашаю.

Вы все меня. Я… (лето).

Подойдем к этим картинам (педагог говорит как называется картина и кто их написал). Что художник изобразил на картине? О чем он хотел рассказать? Отличаются ли краски лета от красок весны? («Заросший пруд») какое настроение, какие чувства вызывает у вас картина (задумчивое, грустное, мечтательное, таинственное). А эта? («Сад художника») (солнечное, веселое, радостное, улыбающееся, нежное). Художник может передать не только время года, но и время дня. Посмотрите на эту картину.

Звучит музыка «Ноктюрн» Ф. Шопена. (Дети рассматривают и анализируют картину И. А. Куиджи «Украинская ночь».

М. Р.: Ребята, когда вы рассматривали эту картину, звучала музыка. Вы узнали ее? (ответы детей). Что обозначает слово «ноктюрн»? (ночная песня). Да, это ночная песня, но песня которая не поется, а играется на каком-нибудь музыкальном инструменте. В исполнении какого инструмента прозвучал «Ноктюрн» Ф. Шопена? (ответы детей). Помогает ли тембр виоланчели раскрыть чувства, которые выражает музыка? (музыка задумчивая, нежная, грустная, спокойная. Виоланчель звучит как мужской голос: мягко, спокойно). А настроение музыки Ф. Шопена перекликается с настроением картины «Украинская ночь»? (ответы детей).

П. ИЗО: Наконец, мы с вами дошли до осенних пейзажей. Осень, как и любое время года, бывает разной. Какое чудное время года золотая осень. Она всегда вдохновляла поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений. Вы все знаете стих Бунина о золотой осени. Кто его прочитает? (Дети читают). Как точно поэт изобразил картину осени. Вот не видя еще картины, мы ее себе ярко представляем. Эти слова изобразительные. Какими словами поэт называет лес? (золотой, лиловый, багряный). А лиловый это какой цвет? (сиреневый). А багряный? (темно-красный, насыщенный). Какие необычные сравнения нашел поэт для леса. Подскажите мне (лес, точно терем расписной). Педагог поворачивается с детьми к картинам Левитана об осени. Ребята, мне кажется, что поэт Бунин очень точно описал вот эту осень. Давайте поговорим о красках, которые использует художник Левитан в своих картинах. Какие краски вы видите в картине? (желтый, оранжевый, охра, янтарный, коричневый, лимонный). Это холодные или теплые цвета? (теплые). А какими словами можно описать золотую осень? (красивая, разноцветная, веселая, живописная, ликующая, ослепительная, роскошная, восхитительная). А какая еще бывает осень? (ненастная, мокрая, дождливая, печальная, ветреная). Как красива наша родная земля в каждое время года! Как вы считаете, красота родной природы приносит людям какую-то пользу или она бесполезна? (приносит, она дарит радость людям, люди улыбаются, у них хорошее настроение). Давайте дополним наш вернисаж своими картинами. И пусть они нам тоже подарят радость, улыбку и хорошее настроение. Вы попробуете нарисовать пейзаж, а время года выбирайте сами, чем будете рисовать тоже решайте сами. Это гуашь, акварель, пастель, мелки, уголь.

Дети приступают к работе. Во время работы звучит нежная мелодия. Окончив работу, педагог вывешивает детские рисунки на место картин вернисажа, и говорит одобрительные слова.

П. ИЗО: Мы обязательно вернемся и поговорим о ваших картинах.

М. Р.: Мы с вами знаем очень красивую песню о родной природе. Давайте ее споем. (дети исполняют песню «Наш край» Д. Кабалевского.

Публикации по теме:

Проект для детей старшей группы «Виртуальный музей изобразительного искусства» Тема проекта: «Виртуальный музей изобразительного искусства» Цель проекта: Ознакомление детей с Великими художниками и их произведениями.

Презентация для детей «Что растет на огороде?». Тема: «Овощи». Младший возраст. Занятие-презентация для детей младшего возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий. Цели и задачи: 1. Образовательные.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы «На вернисаже»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 00:38
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....