Интегрированное занятие с педагогом по ИЗО «Музыка в картинах»

Татьяна Переверзева
Интегрированное занятие с педагогом по ИЗО «Музыка в картинах»

Конспект интегрированного занятия музыкального руководителя и педагога по изодеятельности "Музыка в картинах

Цель. Вызвать у детей интерес к передаче художественных образов через музыку, живопись и движение. Познакомить с творчеством М. Мусоргского, инструментами симфонического оркестра, работами художников А. Куинджи, И. Левитана.

Задачи:

- развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства;

- закрепить знания об инструментах симфонического оркестра;

- обогащать их речь поэтическими образами;

- учить воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы;

- закреплять навыки работы с гуашью, пастелью, другими изобразительными материалами;

- формировать умение связывать музыкально-пластический образ с художественным изображением.

Музыкальный материал: запись симфонической картины М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке», запись фрагментов «Героической симфонии» Л. Бетховена, Г. Гладков «Песня о картинах», картинки с изображением музыкальных инструментов (их фотографии, портреты русских композиторов, в том числе М. Мусоргского.

Изобразительный материал: бумага формат А3; гуашь, кисти толстые и тонкие, репродукции: И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», А. Куинджи «Днепр утром».

Ход занятия

Часть музыкального зала оформлена как музыкальная гостиная, другая часть как выставочный зал и художественная мастерская.

Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с Галиной Валентиновной хотим пригласить вас побывать в музыкальном салоне и на выставке художников. Проходите и рассаживайтесь поудобнее. Раньше, в домах богатых людей часто устраивали музыкальные вечера. Гостей приглашали в большой зал, где обязательно стоял рояль. Зажигали много свечей. Такие вечера назывались музыкальными салонами. Как вы думаете, что можно делать в музыкальном салоне?

Ответы детей.

М. р: Правильно. На таких вечерах слушали музыку, которую исполняли музыканты. Слушали певцов. О музыке говорили. Обсуждали новые произведения композиторов. Давайте и мы с вами зажжём свечи и представим, что мы сейчас находимся в музыкальном салоне.

Музыкальный руководитель зажигает свечи, включает магнитофон.

М. р: И вот мы уже слышим чудесную музыку. Вы узнали это произведение? А кто его написал? (просит показать портрет композитора).

Дети отвечают, что это симфоническая картина М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

М. р: Как вы думаете, что в музыке описал композитор?

Дети говорят, что они слышат, как по траве и листве пробегают первые солнечные лучи, как перекатываются волны реки, как по листве и цветам пробегает лёгкий ветерок, и слышатся крики петухов.

М. р: Мы знаем, что художники рисуют картины с помощью красок. С помощью чего композитор создаёт свои музыкальные картины? Что помогает нам представить сюжет музыкальной картины?

Дети рассказывают, что представить музыкальную картину помогают голоса различных музыкальных инструментов.

М. р: С помощью голосов музыкальных инструментов – тембра – композитор «оживляет» музыку. Какие инструменты мы слышим и что они «рисуют»?

Дети на картинках находят музыкальные инструменты и объясняют их роль. Арфа – перекаты волн, скрипки – первые лучи солнца, рожки – крики петухов, медные духовые и литавры – соборные колокола. Звучание всего оркестра возвещает о том, что солнце встало, и наступило утро.

М. р: Скажите, а с помощью чего можно показать то, что мы слышим в музыке? (ответы детей) Правильно, с помощью движений. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит своё задание. А эксперты будут смотреть и определять, какая группа исполняла тот или иной образ и насколько точно ей это удалось.

Дети делятся на группы: «волны», «птицы», «цветы», «бабочки», «ветерок», «солнце». После выполнения пластических этюдов эксперты оценивают точность их исполнения.

М. р: В нашем салоне мы слушали музыку, говорили о ней, танцевали её. А теперь я предлагаю спеть песенку о картинах.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ О КАРТИНАХ Г. ГЛАДКОВА.

Г. В: Сегодня мы с вами постараемся с помощью музыки оживить краски, чтобы они у нас зазвучали. Передо мной лист бумаги, мне нужно раскрасить небо. Я беру синюю краску и этим цветом закрашиваю небо. А как это будет звучать в музыке? (Звучит один звук). А теперь я добавлю в синюю краску немного белой, и небо перестаёт быть однозвучным (звучат два звука). А если добавить золотисто-жёлтой, бардово-розовой, то получится уже маленькая симфония (звучат аккорды).

Мы сегодня с вами попробуем проникнуть в живопись с помощью музыки, и наоборот. Давайте пройдём с вами в выставочный зал.

Дети проходят в выставочный зал.

Ребята, скажите, к какому жанру вы бы отнесли «Рассвет на Москве-реке»? Конечно, это пейзаж. Я хочу познакомить вас с работами русских художников, которые писали пейзажи.

А. Куинджи «Днепр утром»

Всё в этой картине находится в движении. Сквозь утренний туман пробивается, разливаясь по небу, солнечный свет. Река получается удивительно воздушной. Она как бы плавно вытекает из этого тумана. Подробно и живо прописан берег с луговыми цветами, травами. Вся картина наполнена утренней свежестью, речным воздухом.

- Какими красками написан этот пейзаж (яркими или светлыми пастельными?

- А какая музыка подошла бы к этому произведению?

И. Левитан «Над вечным покоем»

Это одно из самых глубоких и философски-насыщенных произведений художника. Природа представлена в картине тремя стихиями – холодная мощь воды, промокшая от дождей земля и беснующееся небо. Во время работы над картиной И. Левитан все время слушал «Героическую симфонию» Л. Бетховена.

Звучит отрывок «Героической симфонии» Л. Бетховена.

А теперь мы совершим с вами обратный путь от музыки к живописи. Пройдем в нашу мастерскую, где будем слушать произведение М. Мусоргского «Утро на Москва-реке» и с помощью красок воспроизвести услышанные в музыке образы.

Интегрированное занятие с педагогом по ИЗО «Музыка в картинах»
Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Презентация к празднику «Осенняя выставка» В июне этого года я разместила в своем блоге сценарий развлечения "Осенняя выставка". Основной целью проведения развлечения было: показать.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Интегрированное занятие с педагогом по ИЗО «Музыка в картинах»
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 10:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...
Сценарий праздника «Белый месяц» по образовательной области...
Сценарий праздника «Белый месяц» с детьми старшего дошкольного возраста. Автор: Чимитова Светлана Яковлевна, воспитатель и музыкальный руководитель МАДОУ...
Сценарий «Хабаровский край — гостей принимай!»
В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными героями, которые...