Экспедиция в зимний лес

Светлана Лузина
Экспедиция в зимний лес

Интегрированное занятие по познавательно-речевой деятельности

в подготовительной группе

«Экспедиция в зимний лес»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины зимнего леса.

Задачи:

1. Организовать исследовательскую деятельность дошкольника по определенному алгоритму: цель, выбор объекта, инструментов, составление программы исследования (наблюдение, опыт, созерцание красоты природы, реализация программы, составление доклада, выводы.

2. Развивать психические процессы: внимание, память, организаторские, творческие и логические способности. Способствовать развитию диалогической речи для обмена информации.

3. Формировать личностные качества ребенка: наблюдательность, любознательность, мыслительные операции (обобщение, сравнение, обоснование).

Ожидаемый результат:

• Сформированные у каждого ребенка представления о целостной картине жизни леса в зимний период

• Демонстрация способов исследовательской деятельности детьми

• Проявление в деятельности детей активности, любознательности

Тип занятия: обобщение, систематизация

Методы и приемы: поисково-исследовательский метод, игровой, словесный, наглядный.

Форма организации: коллективная, подгрупповая.

Оборудование:

• карточки-символы с изображением объектов исследования.

• карточки-символы с изображением действий.

• аудиозапись «Звуки природы»

• небольшие искусственные ели

• оборудование для исследования (линейки, лупы, фотоаппараты, бинокли и т. д.)

• тарелка со снегом, ледяные фигурки.

• алгоритм проведения опытов

• сертификаты «Юный исследователь» по количеству детей

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми и представляется.

Воспитатель: Ребята, я – представитель Всемирной организации исследований, по изучению живой и неживой природы. Мне поручено найти талантливых, юных исследователей, которые будут изучать планету Земля в будущем.

-Есть ли у вас желание стать исследователями? (Ответы детей)

-Вам предстоит пройти пробное испытание.

Как вы думаете, ребята, какими умениями должен обладать исследователь?

Выслушиваются ответы детей: (уметь наблюдать, проводить опыты, экспериментировать.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Исследователь должен обладать определенным багажом знаний: уметь наблюдать, проводить опыты и эксперименты, делать выводы. Как вы думаете, ребята, что можно исследовать?

Ответы детей (все, что нас окружает: природу, животных и др.)

Воспитатель: Правильно ребята, исследователи изучают, живую и неживую природу. Нам поручено провести исследование в зимнем лесу. Что можно исследовать в лесу? (деревья, следы животных, сугробы).

Пока дети дают ответы, воспитатель выставляет на мольберт карточки-символы с изображением объектов исследования.

Итак, для того чтобы начать нашу исследовательскую работу нам надо разделиться на 3 группы.

Дети самостоятельно делают свой выбор и объединяются в микрогруппы.

Воспитатель: Что нам необходимо взять с собой, чтобы провести наше исследование. (Линейку, лупы, фотоаппараты, бинокль, компасы)

Дети, работая в микрогруппах, совещаются и собирают рюкзаки.

Воспитатель: Как мы будем проводить наше исследование?

(наблюдать, рассматривать, проводить опыты).

Выслушиваются ответы детей. Воспитатель выставляет на мольберт карточки-символы с изображением действий.

Воспитатель: После проведенных исследований, нам нужно будет представить доклад во Всемирную организацию. Готовы ли вы отправиться в зимний лес и провести исследование? На чем отправимся в лес? (На лыжах)

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

Дети имитируют ходьбу на лыжах: идут медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.

Как вы думаете, что хорошо ходить на лыжах, какую выносливость нужно развивать? (беговую)

Вот мы и пришли.

Что за чудо – зимний лес,

Сколько сказочных чудес!

Посмотрите, как красиво зимой в лесу! Выразите свое отношение к зимнему времени года.

-Где в природе вы встречали замерзание воды?

(Снег, морозные узоры на окнах, иней на деревьях, лед).

-Верно, снег на деревьях, морозные узоры на окнах, иней, снежинки, лед – все это вода в твердом состоянии.

-А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Перед вами лежит алгоритм действия, по которому вы будете проводить опыт.

Воспитатель дает задание микрогруппам.

1группа “Определение цвета и прозрачности снега и льда”

2 группа “Определение тяжести льда”

3 группа “Определение формы снега и льда”

Дети работают в микрогруппах. После проведения опытов, воспитатель задает вопросы и совместно с детьми делают выводы.

Вопросы первой группе:

-Ребята, что можно сказать про снег. Какой он?

-Что можно сказать про лед?

Вывод: Значит лед бесцветный, прозрачный, а снег непрозрачный.

Вопросы второй группе:

Что произошло с льдинкой, после того, как вы опустили ее в стакан с водой? (Льдинка плавает на поверхности воды)

Вывод: Лед легче воды.

Вопросы третьей группе

-Какую форму имеет лед?

-А снег?

Вывод: лед имеет ту форму, в каком сосуде или в какой форме замерзает.

С первым заданием вы справились. Молодцы! Отправляемся дальше.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

Звучит аудиозапись «Звуки природы»

-Дети, какие звуки вы услышали, путешествуя по зимнему лесу?

(Деревья шумят, снег скрипит, завывает ветер, кусты трещат.)

-Следующее исследовательское задание называется «Чьи следы».

Дети каждой группы определяют, чьи следы увидели на снегу.

-Что вы знаете о жизни человека, птиц, животных в зимнее время года.

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь,

Барсук, енот,

Спят зимою каждый год

Зайца, белку,

Рысь, лису,

И зимой найдешь в лесу.

-Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились без труда.

Следуем дальше.

(Дети имитируют ходьбу на лыжах)

Вся земля в снегу

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой.

-Перед нами последнее исследовательское задание: Полюбуйтесь красотой природы зимнего леса. Какой чистый, морозный. свежий воздух! Он закаляет наш организм, повышает работоспособность и выносливость. Давайте укрепим наше здоровье, сделаем дыхательную гимнастику.

(Дыхательная гимнастика)

• Глубоко вдохните носом, и выдохните через ротик. (5-6раз)

«Погладим нос» - от кончика носа к переносице - вдох, на выдохе - постучать по крыльям носа указательными пальцами. (5-6 раз).

«Кошечка» Берем воздух с боков, поворачивая головой в стороны, слегка приседая на выдохе.

-Что красивого вы увидели. (Небо, солнце, деревья, сугробы, следы.)

-Мне так все хочется сфотографировать, а вам?

-Юные исследователи, определитесь, с тем, что вы будете фотографировать? (Ответы детей).

Каждый ребенок делает снимок зимнего пейзажа.

Воспитатель: Вот и подошли к концу исследовательские задания. Пора возвращаться в детский сад.

Дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Сейчас каждая группа выберет один объект исследования и сделает о нем доклад. Пока вы готовитесь, я отдам проявлять фотопленку.

1 Опыты

2 «Чьи следы»

3 Красота природы (просматривание фотографий через проектор)

Ребята, со всеми ли заданиями вы справились?

С какими трудностями вы столкнулись?

Вам понравилось быть исследователями?

Вы настоящие исследователи: умные, грамотные, находчивые, талантливые. Я принимаю вас в исследовательский центр, хочу наградить Вас сертификатами «Юный исследователь»

Публикации по теме:

Материал на конкурс «Лучший конспект занятия, январь 2012» .

Северный Урал. месяц июль,детский сад "Почемучка".Методист Татьяна Владимировна,воспитатели Вера Александровна,Наталья Игоревна. Карточки "налимоны".Каждому.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Спорт и физкультура
  • Зима
Автор публикации:
Экспедиция в зимний лес
Опубликовано: 1 марта 2012 в 19:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...