Экспедиция в зимний лес

Светлана Лузина
Экспедиция в зимний лес

Интегрированное занятие по познавательно-речевой деятельности

в подготовительной группе

«Экспедиция в зимний лес»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины зимнего леса.

Задачи:

1. Организовать исследовательскую деятельность дошкольника по определенному алгоритму: цель, выбор объекта, инструментов, составление программы исследования (наблюдение, опыт, созерцание красоты природы, реализация программы, составление доклада, выводы.

2. Развивать психические процессы: внимание, память, организаторские, творческие и логические способности. Способствовать развитию диалогической речи для обмена информации.

3. Формировать личностные качества ребенка: наблюдательность, любознательность, мыслительные операции (обобщение, сравнение, обоснование).

Ожидаемый результат:

• Сформированные у каждого ребенка представления о целостной картине жизни леса в зимний период

• Демонстрация способов исследовательской деятельности детьми

• Проявление в деятельности детей активности, любознательности

Тип занятия: обобщение, систематизация

Методы и приемы: поисково-исследовательский метод, игровой, словесный, наглядный.

Форма организации: коллективная, подгрупповая.

Оборудование:

• карточки-символы с изображением объектов исследования.

• карточки-символы с изображением действий.

• аудиозапись «Звуки природы»

• небольшие искусственные ели

• оборудование для исследования (линейки, лупы, фотоаппараты, бинокли и т. д.)

• тарелка со снегом, ледяные фигурки.

• алгоритм проведения опытов

• сертификаты «Юный исследователь» по количеству детей

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми и представляется.

Воспитатель: Ребята, я – представитель Всемирной организации исследований, по изучению живой и неживой природы. Мне поручено найти талантливых, юных исследователей, которые будут изучать планету Земля в будущем.

-Есть ли у вас желание стать исследователями? (Ответы детей)

-Вам предстоит пройти пробное испытание.

Как вы думаете, ребята, какими умениями должен обладать исследователь?

Выслушиваются ответы детей: (уметь наблюдать, проводить опыты, экспериментировать.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Исследователь должен обладать определенным багажом знаний: уметь наблюдать, проводить опыты и эксперименты, делать выводы. Как вы думаете, ребята, что можно исследовать?

Ответы детей (все, что нас окружает: природу, животных и др.)

Воспитатель: Правильно ребята, исследователи изучают, живую и неживую природу. Нам поручено провести исследование в зимнем лесу. Что можно исследовать в лесу? (деревья, следы животных, сугробы).

Пока дети дают ответы, воспитатель выставляет на мольберт карточки-символы с изображением объектов исследования.

Итак, для того чтобы начать нашу исследовательскую работу нам надо разделиться на 3 группы.

Дети самостоятельно делают свой выбор и объединяются в микрогруппы.

Воспитатель: Что нам необходимо взять с собой, чтобы провести наше исследование. (Линейку, лупы, фотоаппараты, бинокль, компасы)

Дети, работая в микрогруппах, совещаются и собирают рюкзаки.

Воспитатель: Как мы будем проводить наше исследование?

(наблюдать, рассматривать, проводить опыты).

Выслушиваются ответы детей. Воспитатель выставляет на мольберт карточки-символы с изображением действий.

Воспитатель: После проведенных исследований, нам нужно будет представить доклад во Всемирную организацию. Готовы ли вы отправиться в зимний лес и провести исследование? На чем отправимся в лес? (На лыжах)

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

Дети имитируют ходьбу на лыжах: идут медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.

Как вы думаете, что хорошо ходить на лыжах, какую выносливость нужно развивать? (беговую)

Вот мы и пришли.

Что за чудо – зимний лес,

Сколько сказочных чудес!

Посмотрите, как красиво зимой в лесу! Выразите свое отношение к зимнему времени года.

-Где в природе вы встречали замерзание воды?

(Снег, морозные узоры на окнах, иней на деревьях, лед).

-Верно, снег на деревьях, морозные узоры на окнах, иней, снежинки, лед – все это вода в твердом состоянии.

-А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Перед вами лежит алгоритм действия, по которому вы будете проводить опыт.

Воспитатель дает задание микрогруппам.

1группа “Определение цвета и прозрачности снега и льда”

2 группа “Определение тяжести льда”

3 группа “Определение формы снега и льда”

Дети работают в микрогруппах. После проведения опытов, воспитатель задает вопросы и совместно с детьми делают выводы.

Вопросы первой группе:

-Ребята, что можно сказать про снег. Какой он?

-Что можно сказать про лед?

Вывод: Значит лед бесцветный, прозрачный, а снег непрозрачный.

Вопросы второй группе:

Что произошло с льдинкой, после того, как вы опустили ее в стакан с водой? (Льдинка плавает на поверхности воды)

Вывод: Лед легче воды.

Вопросы третьей группе

-Какую форму имеет лед?

-А снег?

Вывод: лед имеет ту форму, в каком сосуде или в какой форме замерзает.

С первым заданием вы справились. Молодцы! Отправляемся дальше.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

Звучит аудиозапись «Звуки природы»

-Дети, какие звуки вы услышали, путешествуя по зимнему лесу?

(Деревья шумят, снег скрипит, завывает ветер, кусты трещат.)

-Следующее исследовательское задание называется «Чьи следы».

Дети каждой группы определяют, чьи следы увидели на снегу.

-Что вы знаете о жизни человека, птиц, животных в зимнее время года.

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь,

Барсук, енот,

Спят зимою каждый год

Зайца, белку,

Рысь, лису,

И зимой найдешь в лесу.

-Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились без труда.

Следуем дальше.

(Дети имитируют ходьбу на лыжах)

Вся земля в снегу

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой.

-Перед нами последнее исследовательское задание: Полюбуйтесь красотой природы зимнего леса. Какой чистый, морозный. свежий воздух! Он закаляет наш организм, повышает работоспособность и выносливость. Давайте укрепим наше здоровье, сделаем дыхательную гимнастику.

(Дыхательная гимнастика)

• Глубоко вдохните носом, и выдохните через ротик. (5-6раз)

«Погладим нос» - от кончика носа к переносице - вдох, на выдохе - постучать по крыльям носа указательными пальцами. (5-6 раз).

«Кошечка» Берем воздух с боков, поворачивая головой в стороны, слегка приседая на выдохе.

-Что красивого вы увидели. (Небо, солнце, деревья, сугробы, следы.)

-Мне так все хочется сфотографировать, а вам?

-Юные исследователи, определитесь, с тем, что вы будете фотографировать? (Ответы детей).

Каждый ребенок делает снимок зимнего пейзажа.

Воспитатель: Вот и подошли к концу исследовательские задания. Пора возвращаться в детский сад.

Дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Сейчас каждая группа выберет один объект исследования и сделает о нем доклад. Пока вы готовитесь, я отдам проявлять фотопленку.

1 Опыты

2 «Чьи следы»

3 Красота природы (просматривание фотографий через проектор)

Ребята, со всеми ли заданиями вы справились?

С какими трудностями вы столкнулись?

Вам понравилось быть исследователями?

Вы настоящие исследователи: умные, грамотные, находчивые, талантливые. Я принимаю вас в исследовательский центр, хочу наградить Вас сертификатами «Юный исследователь»

Публикации по теме:

Материал на конкурс «Лучший конспект занятия, январь 2012» .

Северный Урал. месяц июль,детский сад "Почемучка".Методист Татьяна Владимировна,воспитатели Вера Александровна,Наталья Игоревна. Карточки "налимоны".Каждому.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Экспедиция в зимний лес
Опубликовано: 1 марта 2012 в 19:09
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...