Интегрированные подходы в создании модели коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

Лариса Талалаева
Интегрированные подходы в создании модели коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

К сожалению, проблема сохранения здоровья детей стала одной из ключевых в системе современного образования. Особенно остро стоит потребность освоения новейших достижений в коррекционной педагогике, необходимость творческого решения практических задач по отбору методов, средств и форм работы с детьми, уже имеющими отклонения в здоровье.

В основе построения концепции-модели методической работы в детском саду компенсирующего вида положена интеграция общей и специальной образовательной системы, основанной на принципах системности, целостности и конкретности.

Принцип системности предполагает, что все компоненты лечебно-восстановительной, психолого-педагогической и коррекционной работы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.

Целостность выражается в осуществлении интегрированного подхода воспитании, обучении и коррекции развития ребенка с нарушением зрения.

Принцип конкретности состоит в сохранении индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

При организации коррекционно-педагогического процесса мы исходим из того, что слабовидящий ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуется его нормально видящий сверстник.

Поэтому работа с ребенком начинается со всестороннего его изучения медицинским и педагогическим персоналом. На основе проведенных исследований и диагностики заполняются «Карты индивидуального обследования», «Паспорт здоровья», даются рекомендации специалистов, определяется индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут и направления коррекционно-педагогической работы. Далее выделяются основные разделы образовательного маршрута: развитие зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве, формирование социально-бытовой ориентировки, развитие сохранных анализаторов и мелкой моторики, коррекция речевого развития.

Работа по всем направлениям ведется комплексно, с активизацией всех анализаторных систем, с опорой на сохранные анализаторы.

В условиях модернизации образования методическая служба детского сада осуществляет поиск новых путей повышения качества коррекционно-реабилитационной работы за счет внедрения инновационных коррекционно-развивающих технологий: пластилинография, тифлографика, тактильная аппликация, тренинги тактильных восприятий и других. Идет апробация информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения через использование компьютерных программ: «Крестики» и «Паучок» по развитию зрительного восприятия, «Игры для Тигры» по развитию фонематического слуха и речевого дыхания.

Основной приоритетной задачей в коррекционной работе является развитие зрительного восприятия ребенка с амблиопией и косоглазием. Педагоги детского сада активно используют методики «Стрелоплан», пальминг, офтальмотренаж, авторские зрительские гимнастики. Внедрена система специальных упражнений на магнитном приборе «Графика» и «Ориентир», заданий по сенсорно-координатным тренажерам В. Базарного. ТИГ ДОУ составлена программа по визуологии, включающая в себя цикл занятий по ознакомлению ребенка с органом зрения и систему игр и упражнений по увеличению резерва зрения детей и снятия зрительного утомления.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется через систему специальных занятий с учителем-дефектологом, занятий с учителем-логопедом, тренингов с педагогом-психологом, оздоровительных и пропедевтических занятий а также коррекционную направленность занятий воспитателей и режимных моментов.

В настоящее время работа методической службы ДОУ компенсирующего вида направлена на:

- максимальную активизацию имеющихся у педагогов знаний через использование активных (формирующих) форм работы с педагогическим коллективом, отдельными педагогами;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе на основе подбора и расстановки кадров с учетом совместимости работников и их желания сотрудничать.

Деятельность методической службы ДОУ обеспечивает создание оптимальных условий для обмена опытом через участие в ГМО, мастер-классах, организацию смотров-конкурсов, участие в «Неделях педагогического мастерства», «Аукционе идей».

Педагогам детского сада предоставляется возможность опробовать себя в новой роли через участие в работе городских методических объединений, ТИГ, «Совета дефектологов», тренингах, различных конкурсах педагогического мастерства, инсценированных праздниках, спортивных соревнованиях.

В процессе инновационной деятельности особое место в методической работе уделяется вопросам индивидуализации воспитательно - образовательной и коррекционной работы, так как состав воспитанников детского сада с каждым годом становится все сложнее.

Осуществляется подбор методических материалов, учебно-методических пособий, специальных методик. Идет адаптация их с учетом контингента детей, разрабатываются специальные коррекционные и пропедевтические занятия с учетом характера зрения, зрительного диагноза, состояния моторики.

Так, разработаны специальный лечебно-охранительный режим для детей, получающих лечение на БО (засветы, двигательный режим с учетом состояния зрения, «План улучшения и сохранения здоровья детей», «Модель оздоровительной работы», оздоровительный режим с учетом времени года.

К сожалению, пока не удается решить проблему создания оптимального баланса между умственной и двигательной нагрузкой в виду загруженности детей на занятиях узких специалистов и больших затрат времени на аппаратное лечение.

При организации инновационной деятельности в ДОУ остро встает проблема курсовой переподготовки всех педагогов, работающих в ДОУ компенсирующего вида по направлению «Специальная психология и педагогика».

Еще одна проблема – «Синдром профессионального выгорания», который характеризуется потерей интереса и апатией в работе, разочарованием в себе и в профессии, снижением продуктивности педагогической деятельности. Исследования показывают, что педагоги, работающие с детьми с отклонениями в здоровье, отличаются крайне низкими показателями здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы.

Мы считаем, что каждый участник педагогического процесса должен иметь полное представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Считаем, что здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.

В перспективе мы планируем продолжить создание и разработку такой модели методической службы, в основу которой был бы положен дифференцированный подход по итогам проведения педагогической диагностики, анкетирования, тестирования, различных видов контрольной деятельности.

Публикации по теме:

«На успехе взращивается новый успех!»«На успехе взращивается новый успех!» Я занимаюсь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и пытаюсь подготовить их к полноценной жизни в обществе. Каждый день.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Интегрированные подходы в создании модели коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...