Интегрированный подход к планированию и организации художественно-эстетического развития дошкольников

Людмила Косухина
Интегрированный подход к планированию и организации художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Музыка, литература, живопись, народное творчество являются незаменимым средством формирования духовного, побуждает эмоционально-творческое начало, развивает личность через приобщение к духовным ценностям.

А. В. Луначарский придает большое значение литературе, музыке, театру в формировании личности ребенка, подчеркивая, что «эстетическое содержание должно пронизывать всю жизнедеятельность детей. Высокохудожественные произведения искусства способствуют становлению познавательных и нравственных качеств личности, развивают художественные способности ребенка, но, главное раскрывают его творческий потенциал, формируют эмоциональный и духовный интеллект».

«Интегрированный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движением, словом» (Программа «Детство»).

Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета. Цель интеграции – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

В процессе интеграции различных видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной) заложен огромный потенциал творческого развития ребенка, как формирующейся личности. Все виды художественной деятельности объединяются художественным образом. Это позволяет детям понять, как один и тот же художественный образ реализуется различными выразительными средствами искусств, и тем глубже вникнуть в художественное содержание.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Дошкольник легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программ параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и умения.

В ДОУ интегрировать можно различные направления:

- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

- ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;

- формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;

- формирование экологической культуры и музыкальное развитие;

- изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;

- изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;

- формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;

- ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;

- ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;

- формирование валеологических знаний и физическое развитие;

- развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие.

Широкий спектр познания в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствия интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Один из важнейших принципов проектирования интегрируемого занятия – определение знакомого и нового материала.

Чтобы правильно отобразить содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания должны:

- расширять и обогащать имеющиеся представления детей;

- быть нужными при последующем обучении в школе;

- быть доступными и опираться на личный опыт;

- связываться с повседневной жизнью;

- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности:

- в литературе – средство выразительности – слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафоры, ритм);

- в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы;

- в изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);

- лепка (форма, объем, пропорции, соотношения предметов в общей композиции по величине);

- аппликация (форма, цвет, композиция);

- в музыке – мелодия, ритм, гармония, интонация.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование разных видов работы в течении занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия.

Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение ребенка за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивает воображение, внимание, память, творческую активность. Данные занятия позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды музыкально-художественной деятельности.

Для использования интегрированного подхода в ДОУ необходимо найти оптимальные приемы, условия и соответствующее содержание, способствующее эстетическому воспитанию дошкольников через занятия интегрированного характера, целью которых является возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Интегрированный подход к планированию и организации художественно-эстетического развития дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 19:16
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...